Система работы по формированию орфографической зоркости младших школьников
статья по русскому языку на тему

Ельчанинова Елена Ивановна

Орфографическая зоркость – способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы – одно из важнейших умений, которыми должны овладеть учащиеся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по формированию орфографической зоркости младших школьников

Орфографическая зоркость – способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы – одно из важнейших умений, которыми должны овладеть учащиеся начальных классов. К сожалению, в учебниках русского языка не выстроена система работы по формированию этого качества. Возникла необходимость разнообразить виды и приёмы работы на уроках русского языка для развития орфографической зоркости.

Основными компонентами системы работы являются:

1. Орфографическое проговаривание.

2. Карточки для развития орфографической зоркости.

3. Различные виды диктантов.

4. Работа по выявлению и исправлению собственных ошибок.

5. Зрительные диктанты по системе профессора Федоренко.

Остановимся подробнее на каждом компоненте системы.

Орфографическое проговаривание.

Обучение этому виду работы целесообразно начинать уже в букварный период, чтобы дети увидели разницу между звучащим словом и его написанием. Здесь же вводится понятие «Орфографическое чтение»

Есть несколько правил, которые не охватывает орфографическое чтение:

    а) гласные после шипящих (жи - ши);

    б) мягкий знак после шипящих;

    в) правописание глаголов 2 лица единственного числа;

    г) заглавная буква;

    д) дефис в написании наречий;  

    е) правописание наречий (вдруг).

Прежде всего, очень важно, чтобы у детей при восприятии нового материала были задействованы одновременно несколько анализаторов, что обеспечивает более прочное усвоение новых знаний. Для этого из учебников «Русский язык» с 1 по 4 класс мы выписали все слова по темам «Безударные гласные в корне», «Парные согласные», «Непроизносимые согласные» на демонстрационные карточки чёрной тушью, выделив цветом орфограмму: безударные гласные – красным, парные согласные – зелёным, непроизносимые согласные – синим. Таким образом, при изучении новых слов у детей задействованы сразу три анализатора: формируется яркий зрительный образ слова с акцентом на тип орфограммы, дети воспринимают слово на слух и сами проговаривают его орфографически. Кроме того, где возможно, обязательно подбираются проверочные слова, что значительно расширяет словарный запас детей. Ведь известно, что большинство ошибок дети допускают не из-за незнания правила или неумения его применить, а именно из-за невозможности подобрать проверочное слово по причине скудного словарного запаса. Эта работа проходит в высоком темпе, занимает мало времени, но даёт огромный положительный эффект – дети практически не допускают ошибок в словах, с которыми они познакомились подобным образом, могут объяснить написание и тип орфограммы. Особенно полезно подбирать слова на соответствующие правила перед письменными работами, что позволяет значительно снизить количество ошибок.

С первых уроков русского языка мы работаем с карточками для развития орфографической зоркости. Они представляют собой бумажные прямоугольники 6х12 см, на которых схематически изображены все орфограммы, изучаемые в начальных классах. УУД – умение кодировать и декодировать информацию. Каждый ученик получает конверт с карточками, количество которых увеличивается по мере изучения новых орфограмм. Виды работы с этим пособием могут быть разнообразными. Наиболее любимый у детей – устный диктант. Учитель диктует текст (небольшой по объёму), а учащиеся после прослушивания каждого слова поднимают карточку с той орфограммой, которая в нём содержится. Особенно нравятся ребятам такие слова, на которые приходится поднимать много карточек. Ещё один вид работы: учитель пишет на доске слова на различные правила и ставит на рейку доски несколько карточек-орфограмм. Дети линиями соединяют слова с соответствующими карточками; или же учитель показывает карточку, а ученики приводят примеры слов на заданное правило. Работа с этим пособием позволяет, экономя время на уроке, достигать хороших результатов и избегать перегруженности детей письменными заданиями.

Для формирования орфографической зоркости велика роль различных видов диктантов. Это выборочный диктант (выписать слова с нужной орфограммой), диктант «Проверяю себя» (с пропусками тех букв, в написании которых ученик сомневается), диктант «с постукиванием» (учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой).

Работа по обнаружению и исправлению учащимися собственных ошибок – одна из важнейших составляющих в системе работы по формированию орфографической зоркости. Обучение этому виду деятельности целесообразно начинать во 2 классе. Каждый ученик получает «Памятку для работы над ошибками», в которой указан способ работы над ошибками в разных орфограммах. Проверяя тетради, учитель исправляет ошибки только на неизученные правила, а в остальных случаях (на начальном этапе обучения этому виду работы) зачёркивает неправильно написанную букву и ставит пометку на полях тетради с указанием номера орфограммы из «Памятки». Ученик, получив тетрадь, выполняет работу над ошибками, пользуясь рекомендациями, данными в «Памятке». Учитель, проверяя тетради, обязательно контролирует выполнение работы и зачёркивает свои пометки на полях напротив тех слов, работа над ошибками в которых выполнена правильно. В дальнейшем, по мере овладения данным видом работы, учитель ставит лишь пометки на полях без указания номера орфограммы и не зачёркивая неправильно написанную букву. Задача ученика: самостоятельно найти ошибку, исправить её и, определив тип орфограммы, поработать над ней. Правильное выполнение всех этапов работы говорит о высоком уровне развития самоконтроля.

Работая по данной системе, удалось достичь положительных результатов: значительно уменьшилось количество ошибок в письменных работах учащихся, возрос интерес к урокам русского языка, дети стали более внимательными, наблюдательными, что положительно сказывается и на изучении других дисциплин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»

Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...

Статья "Формирование орфографической зоркости младших школьников".

Характеристика понятия орфограмм. Виды орфограмм....

проект по самообразованию "Формирование орфографической зоркости младших школьников"

Цель: представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.Задачи:1)проанализировать лингвистическ...

Формирование орфографической зоркости младших школьников (курсовая работа)

Актуальность моей курсовой работы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической зоркости на начальном этап...

Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»

Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников  на уроках русского  языка»...

Система упражнений по формированию орфографической зоркости младшего школьника

С помощью системы специальных упражнений  у обучающихся формируются  навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека....