Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»
презентация к уроку по русскому языку на тему

Дмитриева Елена Вячеславовна

Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников  на уроках русского  языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка» 2016 г. Дмитриева Елена Вячеславовна учитель начальных классов МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ АДМИРАЛА П.С. НАХИМОВА г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 2

Орфографическая грамотность учащихся Проблема 2 Актуальность Необходимость поиска путей и условий для формирования грамотного письма

Слайд 3

Цель: 3 формирование орфографической зоркости

Слайд 4

4

Слайд 5

Асмолов Александр Григорьевич – п ринципы организации памяти человека: системно- деятельностный подход к изучению познавательных процессов Шаталов Виктор Федорович - р азработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом Выгодский Лев Семенович - о снователь психологических аспектов теории знаков и знаковых систем Теоретико-методологические основы Щуркова Надежда Егоровна - технология перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении 5

Слайд 6

«Системно – деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной деятельности школьника» ФГОС. Глоссарий

Слайд 7

Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников? ставить орфографические задачи применять правило устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом проверять написанное выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи осуществлять орфографический самоконтроль то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью)

Слайд 8

8

Слайд 9

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ Оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, ВЫВОДЫ , которые рождаются в м омент объяснения. обобщение; систематизация; адаптация; снятия социального барьера; оптимизация самостоятельной деятельности.

Слайд 10

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-е скл . 2-е скл . 3-е скл . М.р ж.р м.р ср.р ж.р -ь Маш сарай рож ь Ван шалаш сол ь дяд гость сел пол Р.п Т.п Р.п Д.п П.п Д.п Т.п П.п П.п Т.п. - Слова-подсказки: Земл я , вод а стол, конь, окн о степ ь а я я а я е о е о ой е и ы ом е е ем ей ью И

Слайд 11

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ Модель орфографического правила, составленная самостоятельно или под руководством учителя. Учащиеся воспроизводят его, сравнивают с формулировкой правила, находят сходства и различие, приводят свои примеры.

Слайд 12

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова ПРАВИЛО. Чтобы проверить буквы звонких и глухих согласных б-п, в-ф, г-к, ж-ш, д-т, з-с в корне слова , нужно подобрать такое проверочное слово, в котором после согласного стоит буква гласного или буквы н, м, л, р АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ Нахожу парные согласные. Изменяю слово так, чтобы после согласного слышался гласный или буквы Н, М, Л,Р Перед буквой гласного или перед буквами Н, М, Л, Р пишется… Пишу эту букву согласного МОДЕЛЬ ПРАВИЛА + + гласный + + Н Б – П Д – Т В – Ф Ж – Ш Г – К З – С СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ СОГЛАСНЫХ Изменяю слово: Один – много Что – много чего? или где? Подбираю однокоренные слова: Большой- маленький Маленький – большой С уменьшительно-ласкательным значением Что? (предмет) – какой? (признак)

Слайд 13

АЛГОРИТМЫ последовательность действий ведущих к поставленной цели; умение сформировать принципы решения задания; применение знаний с одного задания на другое.

Слайд 14

МЕТОД ЯРКИХ АССОЦИАЦИЙ Трудная орфограмма в написании связывается с ярким ассоциативным образом, который помогает правильно написать орфограмму.

Слайд 15

Ассоциативное запоминание (Метод ярких ассоциаций) Суть данного метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который помогает правильно написать орфограмму 1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-нибудь признаком: -по цвету -местоположению -форме -количеству -материалу -вкусу -массе -звучанию -назначению -действию 2. Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. К О Р А Б Л Ь В Л Н ЛИМОН - КИСЛЫЙ Л И МОН - К И СЛЫЙ К О ТЕЛОК – ОГ О НЬ К О РЗИНА - К О РОБ ы

Слайд 16

Метод графической ассоциации Деление слов на входящие в него значимые сочетания звуков и букв вар ЕЖ ка , ГАЗ ета , ГОРИ зонт , МЕТР о , ПИР ог « Уярчение » путем составления ребусов

Слайд 17

1 этап Определение в слове ударения, правильное обозначение на письме ударных звуков 4 этап Отработка умения определять какой звук указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании, знакомство с орфограммой Восприятие орфограмм на слух 2 этап Отработка умений оценки гласных звуков (сильная, слабая позиции) З этап Запись слов с пропусками букв в слабой позиции 6 этап Выбор Правильного варианта из имеющегося набора Этапы работы по развитию орфографической зоркости 5 этап

Слайд 18

Факторы орфографической зоркости , как шаг к грамотному письму 3. Рукодвигательный 4. Артикулярный выборочный, предупредительный диктант орфографическое проговаривание при выполнении всех упражнений 1. Зрительный зрительный, объяснительный диктант, письмо по памяти, выборочное списывание , графическое выделение орфограмм, письмо с «окошками» 2. Слуховой

Слайд 19

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВЫВОД: качество знаний по русскому языку учащихся на выходе из начальной общей школы составляет 72% Результативное участие в районных олимпиадах по русскому языку: 2015 г- II место 2012-2013 – 64% 2013-2014 – 68% 2014-2015 – 72%

Слайд 20

ЛИЧНОСТНАЯ САМООЦЕНКА (методика Дембо -Рубинштейна) УВЕЛИЧИЛАСЬ САМООЦЕНКА САМООЦЕНКА УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по шкале Бруковера ) ПОВЫСИЛАСЬ САМООЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ ( по Н.Г.Лускановой ) ВЫРОСЛА УВЕРЕННОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЬ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (методика Филипса) СНИЗИЛАСЬ ТРЕВОЖНОСТЬ Диагностика личностных результатов

Слайд 21

способствует формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка; учащиеся активно включаются в учебную деятельность; активизируется познавательная деятельность детей; формируется навык самостоятельной работы; значительно увеличивается объём изучаемого на уроке материала; учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету; использование вышеуказанных подходов и методов разнообразят урок; снимают проблему тревожности у учащихся. РОЛЬ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся

Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...

Системно - деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников

В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир по...

«Системно-деятельностный подход для формирования ключевых компетенций младших школьников»

« Единственный путь, ведущий  к знанию - это деятельность»     Б. Шоу.Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта  обще...

Система работы по формированию орфографической зоркости младших школьников

Орфографическая зоркость – способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы – одно из важнейших умений, которыми должны овладеть учащиеся начальных классов....

«Системно-деятельностный подход в формировании УУД у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи»

В статье рассказывается о  реализации  системно-деятельностного подхода в в работе с  детьми с ТНР....

Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода"

Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников  в условиях  системно-деятельностного подхода" была подготовлена для выступления на школьном методическом объе...

Система упражнений по формированию орфографической зоркости младшего школьника

С помощью системы специальных упражнений  у обучающихся формируются  навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека....