Методическая разработка урока русского языка в 3 классе "Изменение глаголов по временам"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Каркавина Ольга Николаевна

Открытый урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_glagolov_po_vremenam.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Каркавина Ольга Николаевна

МБОУ «СОШ № 91» г.Новокузнецка

учитель начальных классов

УМК «ШКОЛА 2100»

Урок русского языка в 3 классе

«Изменение глаголов по временам»

Цели урока:

Обучающая – познакомить с изменением глаголов по временам; учить определять время глагола, подбирать глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени; продолжать формирование навыков орфографического письма.

Развивающая – развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания.

Воспитательная – формирование культуры общения: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, соотносить её с информацией в таблице; выявлять особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение, соотносить с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.

Средства обучения: учебник русского языка для 3 класса (часть 2), листы «самооценка», карточки с заданиями для работы в паре, проектор и экран для презентации к уроку.

Тип урока – урок введения нового знания.

Ход урока.

I.Организационный момент.  3 минуты

(цель: создать положительный эмоциональный настрой)

Придумано кем-то и просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»!

И каждый становится добрым, улыбчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Поприветствуем наших гостей!

Я всем присутствующим хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь день!

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Известный философ Сократ сказал:

«В каждом человеке есть Солнце, только дайте ему светить…»

И мне хотелось бы сегодня поселить Солнце в наш класс. А, вы знаете, что символ Солнца – круг. И мы поселяем солнечный круг в наш класс, чтобы всем было хорошо.

Откройте тетрадь, вспомните правила письма. Выполните необходимые записи.

Начнем урок с орфографической разминки.

II. Орфографическая минутка. 5 минут

(цель: формировать навыки орфографического письма)

Солнце с каждым днем светит ярче и теплее, ведь пришла весна. Природа пробуждается после долгого зимнего сна, все как будто оживает, наполняется новыми чувствами, красками. Послушайте отрывок  стихотворения Алексея Плещеева «Весна».

Уж тает сне., бегут ручьи,

В окно п.веяло в.сною.

Засвищут скоро с.лов.и,

И лес .денется листвою!

Какую картину вы представили? Текст четверостишия представлен на слайде. Выпишите слова с пропущенной буквой, обозначьте орфограммы.

Проверка фронтальная.

Проверьте себя по слайду. Оцените на листе «Самооценка», закрасьте кружок (зеленый – нет ошибок, желтый – 1 ошибка, красный – 2 и более)

III.Актуализация знаний. 2 минуты

(цель: актуализировать знания об изученных частях речи)

На какие группы можно распределить эти слова? (сущ, и гл.)

Назовите глаголы. (на доске карточки появляются – тает, бегут, повеяло, засвищут, оденется)

На прошлом уроке мы начали говорить о глаголе. Вспомним, что такое глагол?

Какие действия вы будете совершать сегодня на уроке? (писать, узнавать, запоминать, рассуждать, доказывать, помогать, слушать, наблюдать и др.)

IV.Постановка учебной задачи. 2 минуты

(цель: подвести к формулированию основного вопроса урока)

А еще сегодня вы будете открывать новые знания о глаголе. Вспомните, как изменяются имена существительные? (по числам)

Имена прилагательные? (по числам и родам)

Верно. Каждая из изученных частей речи изменяется. Мы сейчас изучаем глаголы. Значит, на какой вопрос сегодня мы должны ответить? (как изменяются глаголы?)

Можете предположить, как изменяются глаголы? (по родам, числам)

Верно, некоторые глаголы изменяются по родам и числам, но об этом мы будем говорить на следующих уроках. А сегодня вы узнаете ещё один признак, по которому могут изменяться глаголы.

Где можно об этом узнать? (в учебнике, а можем сами понаблюдать, сравнить и сделать вывод)

Хотите сами разобраться в этом вопросе?

Какую задачу ставим перед собой? (узнать, по какому ещё признаку могут изменяться глаголы и научиться изменять глаголы по этому признаку)

V. Поиск решения. Открытие нового знания.12мин

(цель: подвести к формулированию ответа на основной вопрос; соотнести предположения с информацией учебно-научного текста; извлечь новые знания из учебно-научного текста)

1.Фронтальная работа. Наблюдение над изменением глаголов.

Для чего мы изменяем слова в речи? (для связи слов в предложении)

Поизменяем глаголы из четверостишия. Внимание на слайд, вставьте эти глаголы на месте пропусков, чтобы предложения имели смысл.

Вчера быстро …….. снег.

Сейчас повсюду ……….. свежим воздухом.

Уже завтра ……….. звонкие ручьи.

Скоро всё в природе будет ………… в зеленые наряды.

(в ходе ответов появляются глаголы)

Как догадались?

В каком предложении глагол обозначает, что действие уже произошло?

Какое слово в предложении помогло догадаться? (вчера)

А то, что произошло, это только вчера? (нет, позавчера, год назад, неделю назад)

Как одним словом сказать о действиях, которые произошли? (было, давно, прошло…все версии учитель пишет на доске в столбик)

В каком предложении глагол обозначает действие, которое только будет происходить?

Почему?

Завтра, скоро - как одним словом сказать? (версии на доске…)

Когда происходит действие в оставшемся предложении? (сейчас)

Как по-другому можно сказать? (сегодня…все версии на доске записываются)

Прочитайте все записанные слова, как одним словом их можно назвать? (время)

Уже можете сказать, по какому признаку могут изменяться глаголы? (по времени, по временам)

Верно, глаголы изменяются по временам. Сформулируйте тему урока.

Тема урока так и звучит «Изменение глаголов по временам» (слайд)

Сколько форм времени глагола вы сейчас наблюдали?

Каждое время глагола имеет свое название, можете предположить какое? (версии учитель пишет на доске)

2.Технология работы с учебно-научным текстом определения (с. 106)

Где можем проверить свои предположения?

На с.106 представлен учебно-научный текст. Как, вы, понимаете, учебно-научный?

Прочитайте текст в рамке.

Оправдались ваши предположения? Какие? (убираем лишние записи)

Сколько в тексте частей? О чем говорится в каждой части?

Что не хватает в наших записях на доске? (вопросов, когда происходит действие)

Уточните, на какие вопросы отвечают глаголы каждого времени, и какие действия обозначают. Для этого поработайте в паре, соотнесите информацию каждой части текста с данными таблицы «Время глагола», нужные действия и вопросы обведите. А 3 эксперта будут работать у доски (выбирают нужные слова-карточки)

Обведи для каждого времени глагола  нужные действия и вопросы.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Действия происходили в прошлом

Действия происходят сейчас

Действия будут просходить

Действия происходили в прошлом

Действия происходят сейчас

Действия будут просходить

Действия происходили в прошлом

Действия происходят сейчас

Действия будут просходить

Что делает?

Что сделал?

Что делал?

Что сделает?

Что будет делать?

Что делает?

Что сделал?

Что делал?

Что сделает?

Что будет делать?

Что делает?

Что сделал?

Что делал?

Что сделает?

Что будет делать?

Проверим себя и ребят у доски. (ребята у доски озвучивают ответы)

Оцените ребят у доски: умение работать с учебно-научным текстом.

Оцените работу своей пары  на листе самооценка.

VI.Первичное закрепление. 16 минут

(цель: развивать умение находить в тексте глаголы и определять их время; подбирать к именам существительным глаголы в прошлом, настоящем и будущем времени.)

1.Алгоритм определения времени глагола.

Определим время глаголов из четверостишия. (устно распределяем карточки в нужные столбики)

Как будете действовать? (задать вопрос и по вопросу определить время)

2.Тренировочное упражнение по определению времени глаголов.

Не только поэты, но и художники, композиторы, писатели умеют передавать, как прекрасна и неповторима жизнь природы.  Прочитайте отрывок из рассказа Николая Сладкова.  (слайд)

Солнечная теплая дымка заволокла небо. Появились первые перелетные птицы. Мчат над головой быстрые кулики. Скоро полетят журавли. Все спешат на Родину. Здесь впервые птицы увидят синее небо.

По данному отрывку можно определить, о чем рассказ?

Рассказ так и называется «Перелет птиц».

О каких птицах пишет Николай Сладков? У нас в Кузбассе можно увидеть этих птиц? А каких ещё птиц мы встречаем у себя каждую весну? (соловей, кукушка, скворец, иволга, мухоловка, ласточка, жаворонок, трясогузка, зяблики, стрижи)

Выпишите глаголы и определите время.

Запись на доске с комментированием.

Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа сигнальной карточкой.

3.Развитие умения подбирать глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

а)Фронтальная работа.

Предлагаю вашему вниманию весенний пейзаж художника Виктора Цыганова. Что изобразил художник?

Подберем к предметам этой картины глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени. (к одному предмету подбираем вместе)

б)Работа в паре.

Поработайте в паре. Подберите к другим предметам глаголы. (устно)

Оцените работу своего соседа сигнальной карточкой.

4.Самостоятельная работа. (карточка)

Найдите глаголы в предложениях и укажите их время знаком «+» в нужной колонке.

наст.вр.

прош.вр.

буд.вр.

Наконец-то наступила шумная, веселая весна.

Небо сияет ярким голубым цветом.

Скоро растает последний снег.

Сквозь землю будет пробиваться молодая травка.

*Вычеркни лишний глагол в каждом столбике.

Встречает

Празднует

Отвечал

Трещит

Проехал

Визжал

Жужжит

Пролетал

Прочитает

Засмеётся

Оживёт

Удивил

Проверка по слайду.

Оцените себя сигнальной карточкой.

В чем была трудность?

Закрасьте кружок на листе «самооценка».

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 5 минут

(цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы).

Подведем итог урока.

Какие новые знания вы сегодня открыли?

Как определить время глагола?

Что ещё учились делать? (работать с текстом, таблицей, высказывать предположения, сравнивать их с учебником, контролировать свою работу, правильно оценивать себя, помогать соседу, работать в паре)

Что понравилось в уроке?

В чем ещё испытываете трудность?

А сейчас оцените свою работу на уроке, заполните листы «Самооценка».

Встаньте, у кого только зеленые кружки. Вы сегодня молодцы, постарались, присядьте. Остальные ребята ещё пока в чем-то испытывают трудности, нужно продолжать стараться и тогда результаты будут обязательно лучше.

Домашнее задание.

  1. Стр.107, упр.349 или 350.
  2. Составить в памятке кластер по теме «Время глагола».
  3. * Составить синквейн по теме «Весна».

А сейчас вернемся к нашему солнышку, оно в течение всего урока нам светило, обогревало. Чего не хватает у нашего солнышка? (лучиков)

Выберите лучик, который подходит сегодня для вас: «Я был открывателем», «Я был помощником», и прикрепите его к нашему солнышку.

Наше солнышко засияло, пусть оно продолжает всех радовать.

Спасибо вам, ребята, за урок. Поблагодарите друг друга за работу на уроке.

Лист самооценки.    Ф.И._______________________

Орфографическая минутка

Работа с учебно-научным текстом

Самостоятельная работа.

На уроке я работал

активно \ могло быть лучше

Своей работой на уроке я

доволен \ не очень доволен \ не доволен

Материал на уроке мне был

понятен \ не совсем понятен \ не понятен

Моё настроение (смайл)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока русского языка по теме:«Изменение глаголов по временам»...

Методическая разработка урока русского языка "Личные формы глагола"

Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «Личные формы глагола» Задачи:Личностные:-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;-учи...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

Методический материал опубликован в региональном сборнике статей "Учитель - учителю. Из опыта работы учителей начальных классов Белгородской области" в соавторстве с учителем начальных классов Л.А. Фу...

Методическая разработка урока русского языка по УМК «Школа России» для обучающихся с ЗПР 4-го класса “Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени”.

Урок разработан с применением технологии модерации и с использованием АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока....

Методическая разработка. Урок русского языка в 4 классе. Тема:Образование формы прошедшего времени глаголов.

Данный урок - это урок изучения нового материала. Он построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения. Автор технологии Елена Леонидовна Мельникова. Так как технология ПДО универ...