Русский язык. 4 класс. Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Силантьева Елена Владимировна

Русский язык. 4 класс. Синонимы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kursy.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

   

Учитель: Силантьева Елена Владимировна

Образовательное учреждение: ГБОУ школа № 523 Колпинского района  Санкт – Петербурга

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема: Синонимы.

Тип: изучение нового материала

Задачи:

научиться подбирать к данным словам синонимы;

к разным значениям многозначных слов подбирать разные синонимы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • научиться подбирать к данным словам синонимы;
  •  к разным значениям многозначных слов подбирать разные синонимы;
  • закрепить знание понятия «синонимы»,
  •  обогащение словарного запаса учащихся синонимами;
  • формировать потребность обращаться к словарям русского языка («Словарь синонимов»), научить пользоваться ими.

Метапредметные:

Познавательные: мотивация учебной деятельности ; любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные. Сохранять и принимать учебную задачу; планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления.

Сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.

Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.

Коммуникативные. Сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Личностные:

  •  адекватно оценивать результаты учебной деятельности;
  • выявлять причины успешности или неуспешности учебной деятельности.
  • Осознание языка как основного средства человеческого общения. Понимание того, что

правильная речь является показателем индивидуальной культуры.

Ход урока

     

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Мотивация (самоопределение к деятельности)

(1 - 2 мин.)

- О чем это стихотворение?

- Каково значение слова? Ответьте строками стихотворения.

 -  Что значит «всему голова»?

-Чем будем заниматься на уроке? 

Читают: 

Слово - всей нашей жизни основа.

Жить и любить невозможно без слова.

С нами всюду, всегда слова.

Слово в жизни всему голова.

Отвечают на вопросы, находят подтверждение слов строками из текста стихотворения.

Объясняют.

- Продолжим работать со словом.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в

деятельности.

   ( 5 – 7  мин.)

3. Постановка учебной задачи

( 2 – 3 мин.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

( 2 – 3 мин.)

 

5. Первичное закрепление с проговариванием

во внешней речи.

(3 – 5 мин. )

Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону.

( 5 – 7 мин.)

Рефлексия

(3мин. )

Включение в систему знаний

Итог урока

Домашнее задание

 Предлагает задание для самостоятельной работы – работу на карточках.

2)  - Выберите синонимы к глаголу идти. Подчеркните.

 - Назовите.

 - Проверьте.

- Одинаковые оттенки значения имеют выбранные синонимы?

- Объясните оттенки значения синонимов.

 

- В русском языке не так много слов синонимов, которые абсолютно ничем не различаются. Чаще всего синонимы  имеют разные оттенки значения.

 - Роль синонимов?

 

3) – Вернемся к заданию на карточке. Есть ли еще синонимы среди заданных слов?

- Одинаковые оттенки значения имеют выбранные синонимы?

- Объясните оттенки значения синонимов.

- Роль синонимов?

 

 

- Будем обогащать наш словарный запас синонимами.

 - Словарь человека ( то есть общее количество используемых слов) обычно составляет 5000 – 6000 слов. А, например, словарь Александра Сергеевича Пушкина включал в себя более 22000 слов. поэтому поэт мог так точно и образно выражать свои мысли и передавать самые тонкие душевные переживания.

3) - Запишите строки из стихотворения А.Пушкина.

Мчатся тучи, вьются тучи,

 Невидимкою луна

 Освещает снег летучий.                     (А.Пушкин)

 - Какие орфограммы повторили?

 

- Подчеркнем главные члены предложения.

 - Объясним постановку знаков препинания.

Задает проблемный вопрос:

-Назовите синоним к слову «мчатся».

- Но «мчаться» - быстро бежать.

 

мчаться – 1) быстро бежать;

                   2) быстро плыть.

Проблема?

- Почему синонимы разные?

 - В каком значении употребляется в стихотворных строках слово «мчится»?

     прямое значение        

     переносное значение

 несколько значений

многозначные слова

- Кто знает, как называются слова, у которых – несколько значений?

Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи.

- Какова тема нашего урока? О чем мы будем говорить?

Тема: Синонимы.

- Сформулируем цель урока.

- Вспомним: почему синонимы разные?

Цели урока: 1. Научиться подбирать к данным словам

синонимы.

2. К разным значениям многозначных слов подбирать разные синонимы.

- Составим план действий.

 - Подбираем к слову…

- Следующий шаг.

  - Является ли слово многозначным?

- Вспомним: мчатся…тучи, мчится человек.

- Мы получили  план действий.

Предлагает задание:

Свежий воздух  

Свежий хлеб

Свежая новость

- Подобрать синонимы.

- Что поможет подобрать синонимы?

- У вас на столах – лист « Словарь синонимов».

- Вывод?

 

 -  Кто не испытывал затруднений в подборе синонимов?

Предлагает задание для самостоятельной работы.

- Откроем учебники - стр.88. упр.142.

 - Прочитайте задание.

1)Работа в парах.

Темная ночь –.

Темное лицо –

Темная рубашка

 Вывод?

- Кто не испытывал затруднений в подборе синонимов?

2)Индивидуальная работа

- Вывод?

 - Кто не испытывал затруднений в подборе синонимов?

 3)- Дополним план действий.

- Заполним таблицу. (+. ? )

1. Знаю, что такое «синоним».

2.Найду в предложенном тексте синонимы.

3. Не затруднюсь в подборе своих   примеров – слов– синонимов.

4.

5.

- Что не включено в таблицу, а мы узнали на сегодняшнем уроке?

- А может ли использование синонимов испортить художественное произведение?

- Ученики соседнего класса изучали синонимы и заменили некоторые слова в стихотворных строках А.С.Пушкина.

Вот что у них получилось.

Ураган мглою небо покрывает,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она закричит,

То заплачет, как малыш.

 - Восстановим авторский текст.

 - Правильно выполнили задание ученики соседнего класса? Проверим.

 

- Как вы объясните учащимся, что в художественном произведении не следует заменять слова автора другими словами?

Предлагает уточнить учебную задачу, оценить чему планировали учиться, чему научились, чему предстоит учиться. Просит выделить трудности, с которыми столкнулись, определить причины успешности или неуспешности.

"Шесть шляп мышления."

 -Те, кто получил БЕЛУЮ шляпу перечисляют с чем познакомились на уроке.

-Те, кто получил ЖЁЛТУЮ шляпу говорят, что интересного, полезного узнали на уроке.

-Те, кто получил ЧЁРНУЮ шляпу, делятся с трудностями, рассказывают, что было непонятно.

-Те, у кого КРАСНАЯ шляпа, делятся какие эмоции испытали на уроке.

-Те, кто получил ЗЕЛЁНУЮ

шляпу, пробуют предположить, где могут пригодиться знания, полученные на уроке.

-Те, у кого СИНЯЯ шляпа, должны внимательно выслушать ответы всех и сделать вывод по уроку.

Предлагает в домашнем задание:

1) Тетрадь – подобрать к словам синонимы.

2) Найти и записать многозначные слова – к разным значениям многозначных слов подобрать разные синонимы. 

3) Найти в художественных текстах многозначные слова (слово употреблено в переносном значении) – подобрать синонимы.

(Карточка)

1. Вставь пропущенные буквы.

2. Расположи глаголы в порядке возрастания действия.  Расставь цифры.

        

Разб…гаться, и…ти, п…лзти, ш…гать,

мч…ться, пл…стись, б…жать, с…менить.

 1. Сначала выполни задание сам.

 2. Расскажи соседу, а сосед расскажет тебе.

 3. Придите к общему мнению.

Работа в парах.

Объясняют написание слов с изученными орфограммами.

Работают с орфографическим словарем.

Систематизируют. Расставляют цифры.

Вступают в общение, соблюдая правила общения.

Сравнивают записи, различают правильные и неправильные, аргументируют решение.

Проверяют.

Ползти, плестись, семенить, идти,  шагать, разбегаться, бежать, мчаться.

Ставят на полях значки: +, ?

Работа в парах.

Анализируют. Подчеркивают.

Проверяют.

Ползти, плестись, семенить, идти,  шагать.

Ставят на полях значки: +, ?

- Разные.

 

- В порядке возрастания действия.         

-  Разные оттенки значения:

 - Синонимы позволяют более точно выразить мысль.

 -  Помогают избежать повторений одного и того же слова.

 

- Бежать, мчаться.

Ставят на полях значки: +, ?

- Разные.

- «Мчаться» - очень быстрый бег. 

-  Помогают избежать повторений одного и того же слова.

- Синонимы позволяют более точно выразить мысль.

 

Систематизируют.

Подбирают слова к изученным орфограммам.

Подчеркивают  главные члены предложения.

Объясняют  постановку знаков препинания.

- Быстро плывут.

- Проблема: слово одно, а синонимы – разные.

- Мчатся тучи, мчится человек.

 

- В переносном значении.

- Многозначные слова.

- Синонимы.

-  Переносное значение.  (несколько значений)

-  Многозначные слова.

- Научиться подбирать к данным словам

синонимы.

- К разным значениям многозначных слов

подбирать разные синонимы.

Планируют.

 - Синоним. 

- Определяю: в каком значении употреблено

слово – в прямом или переносном (многозначное).

- Надо обратить внимание на слово, с которым данное слово употреблено.

 

     

1.   ===    -------         

         гл.+ сущ.            

                                           …

2. Многозначное?

3. Синоним

По составленной модели воспроизводят план действий

Ставят на полях значки: +, ?

- Словарь синонимов:

 - В учебнике.

 - «Словарь синонимов и антонимов» Федорова.

Работают со словарем.

Действуют по плану.

 - Свежий воздух  - прохладный, чистый воздух.

 - Свежий хлеб – мягкий хлеб.

 - Свежая новость – сегодняшняя новость.

 

Пишут.

Сравнивают записи. Делают вывод.

 - К разным значениям многозначных слов подбирали разные синонимы.

Ставят на полях значки: +, ?

- К данным группам словосочетаний подобрать синонимы.

Работают со словарем.

Действуют по плану.

Анализируют модель, с опорой

на нее строят сообщения.

Работа в парах.

Вступают в общение, соблюдая правила общения.

Работают со словарем.

Темная ночь – непроглядная, беспросветная ночь.

Темное лицо – мрачное лицо.

Темная рубашка – черная рубашка.

Самопроверка  по эталону.

Сравнивают записи. Делают вывод.

 - К разным значениям многозначных слов подбирали разные синонимы.

Ставят на полях значки: +, ?

Индивидуальная работа

Работают со словарем.

Легкая ноша – легковесная ноша.

Легкая задача – несложная, простая задача.

Легкая жизнь -  жизнь без проблем, нетрудная.

Самопроверка  по эталону.

Сравнивают записи. Делают вывод.

 - К разным значениям многозначных слов подбирали разные синонимы.

Ставят на полях значки: +, ?

1.   ===    -------                     словосочетание

         гл.+ им.сущ.            им.прилаг. .+ им.сущ.            

                                           …

2. Многозначное?

3. Синоним

Заполняют таблицу.

Записывают в таблицу:

4.Смогу подобрать синоним к многозначному слову.

5. Знаю роль синонимов в художественных текстах.

 

Читают.

Восстанавливают авторский текст.

 

- Ураган – буря

 - покрывает – кроет

 - закричит – заплачет

 - малыш - дитя

Проверяют, правильно ли подобраны синонимы.

Объясняют.

Называют учебную задачу, анализируют степень ее решения. Делают выводы.

Слушают и записывают задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку. "Слова-синонимы" 2 класс. УМК "Начальная школа ХХI века".

Разработка представлена технологической картой и презентацией. Урок построен с использованием технологий системно-деятельностного подхода: проблемное обучение, работа в группах, самоанализ и самооценк...

Урок по русскому языку "Слова-синонимы" 2 класс

Технологическая карта урока по русскому языку "Слова-синонимы" 2класс...

УМК "Школа России" 2 класс .Конспект урока по русскому языку. Тема "Синонимы".

Конспект урока по русскому языку по теме "Синонимы"...

Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".

Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века"  с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний"....