Конспект урока "Синонимы и антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Данный конспект предназначен для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Продолжить знакомство с синонимами и антонимами

Задачи:

закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об имени прилагательном;

обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;

расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;

развивать память;

воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Карточки с таблицами. Словарь антонимов и синонимов. Смайлики. Мяч.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, я очень рада видеть вас.

Улыбнёмся мы друг другу,

Пожелаем: «В добрый час!»

И учиться снова будем,

Постараемся сейчас!

II.Чистописание.

 С Т / / с т

Ст Тс

Старый друг лучше новых двух.

- Слова какой части речи употребляются здесь дважды?

- Что вы знаете об имени прилагательном?

III. Словарная работа.

- Запишем слова под диктовку.

Апте'ка, ноя'брь,тетра'дь, огуре'ц, наро'д, и'ней, мали'на.

[С комментированием] (слайд 3)

IV. Сообщение темы урока.

- Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)

- Найдите антонимы в пословице(старый-новый)

- А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)

а        

е        

г        

м        

с        

т        

р        

в        

ё        

й        

с        

ц        

ю        

ж        

э

ч        

ш        

и        

щ        

у        

э        

ф        

ц        

и        

й        

ж        

я        

т        

ы        

ъ

н        

т        

щ        

ф        

ч        

ш        

у        

ж        

ц        

ъ        

ы        

э        

я        

н        

й

я        

ф        

ы        

о        

ъ        

у        

щ        

о        

э        

ч        

ш        

ц        

т        

ю        

ь

ч        

н        

т        

ъ        

э        

ж        

н        

ф        

ы        

ш        

я        

щ        

у        

ц        

ю

й        

ф        

у        

и        

ч        

т        

ы        

и        

ц        

ш        

э        

ж        

щ        

я        

ь

щ        

м        

я        

ж        

э        

ф        

т        

ы        

ъ        

у        

ч        

ш        

ц        

й        

м

-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)

V. Работа по теме урока. Антонимы.

1. Наблюдение над употреблением в речи антонимов.

А) -Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.

Трусливый, дорогой, здоровый,молодой, правый, правдивый, вежливый, храбрый, дешевый, больной, старый, виновный, лживый, грубый. (слайд 5)

Б) –Сравните тигра и котёнка (слайд 6)

         

ТИГР

        

 КОТЁНОК

-По размеру :        

 большой

        

 маленький

-По силе:         

 сильный

        

 слабый

-По характеру:         

 злой

        

добрый

-В зависимости от того, где живёт:         

 дикий

        

 домашний

- Что мы можем сказать об антонимах?

2. Работа над правилом – стр. 51 (слайд 7)

Один предмет можно противопоставить другому по какому-либо признаку: температуре, цвету, размеру: горячий-холодный, чёрный-белый.

Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.

- Рассмотрите картинки, назовите прилагательные-антонимы: (слайды 8 и 9)

Дерево высокое, а куст низкий.

Шарик лёгкий, а тыква тяжёлая.

Грач чёрный, а снег белый.

Чай горячий, а мороженое холодное.

- По какому признаку противопоставлены слова?

3. Самостоятельная работа.

- Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

Длительный        

 тёмный

храбрый         

 скупой

искусственный         

медлительный

светлый         

иностранный

расторопный         

трусливый

отечественный         

 натуральный

ошибочный         

 кратковременный

щедрый         

 правильный

(проверка по слайду)(слайд 10)

4. Работа в парах.

- Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

… слава лежит, а … бежит.

… дело лучше …безделья.

… всегда становится … .

На … собака лает, а … кусает.

Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

Проверка. (слайд 11)

5. Подбор антонимов к многозначным словам.

- Ребята, что такое многозначные слова?

- Подберите антонимы к многозначным словам (устно):

Полный мужчина        

ǁ пустой

Полный стакан         

ǁ худой

Мягкий хлеб         

ǁ тяжёлый

Мягкий шаг         

 ǁ чёрствый

Тонкий лёд         

 ǁ грубый

Тонкая работа         

 ǁтолстый

Мелкий дождь         

 ǁ глубокий

Мелкий ручей         

 ǁ частый

- Подберите антонимы, учитывая многозначность слов:

Открытое окно -

Открытый человек -

Открытая вражда -

Мягкий свет -

Мягкий воск -

Мягкая зима -

Резкий звук -

Резкое слово -

Острая пила -

Острое зрение -

VI. Физкультминутка: (с музыкальным сопровождением) (слайд 12)

1. Мы шагаем, мы шагаем;

 Шаг влево, шаг вправо,

 Шаг вперёд и шаг назад.

 Мы шагаем, мы шагаем,

 Слова-антонимы мы знаем!

2. Игра в мяч.

-Я бросаю одному из учеников мяч, называя при этом слово. Ученик возвращает мяч, называя к слову антоним.

VII. Работа по теме урока. Синонимы.

1. Наблюдение над употреблением в речи синонимов (упражнение 482) (слайд 13)

- Сравни между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?

Большой, огромный, громадный, гигантский.

Маленький, малюсенький, крошечный.

Крутой, обрывистый, отвесный.

- Как называются слова в каждой группе? (синонимы)

2. Работа над правилом - стр.52 (слайд 14)

Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы:смелый, храбрый.

3. Узнайте животных по описанию: (слайд 15)

Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)

Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)

Злой, сердитый, коварный…(волк)

Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)

- Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.

Звери живут в густом непроходимом лесу.

- Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.

Живут (где?) в лесу.

В лесу (каком?) густом непроходимом.

4. Работа по таблице. (слайд 16)

- Ребята, увас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:

Смелый, храбрый, мужественный.

Глупый, неумный, недалёкий.

Добрый, жадный, щедрый.

Вечный, бессмертный, временный.

Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

1        

2        

3        

4        

5

         

         

         

         

 

5. Работа в парах.

- Составьте из слов синонимические ряды:

Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.

[На слайде «собираются» цветы]

- Какие получились цветы? Подберите синонимы (красивые, чудесные, прекрасные, живописные). (слайд 17)

VIII. Работа со словарём. (слайд 18)

- Существуют словари синонимов и антонимов. Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой.

[Учитель демонстрирует словарь]

- Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие. (слайд )

- В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.

Первая часть посвящена синонимам, а вторая – антонимам.

- Найдите и прочитайте синонимы к слову учиться. [Ученик читает статью на стр. 397]

- Найдите антонимы к слову серьёзный. [Ученик читает статью на стр. 478]

IX. Закрепление.

1. Выполнение теста.

- Выполним тест «Верно-неверно». Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак «-» - под номером того предложения, в котором высказывание неверно. (слайд 19)

Синонимы - это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи.

Синонимы - это слова с противоположным значением.

Синонимический ряд могут составлять слова разных частей речи.

К слову можно подобрать только один синоним.

Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов.

Фразеологические обороты не могут иметь синонимов.

Синоним можно подобрать к любому слову.

1        

2        

3        

4        

5        

6        

7

         

         

         

         

         

         

 

2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 20)

Слово        

Синоним        

Антоним

знойный        

         

 

быстрый        

         

 

скрытный        

         

 

древний        

         

 

тяжёлый        

         

 

пустой        

         

 

X. Итог урока.

- Что такое синонимы и антонимы?

- Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?

Оценивание.

- Возьмите со стола тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и прикрепите его на доску. (слайд 21)

Домашнее задание:

Упр. 483

Подобрать пословицы с прилагательными-антонимами.

Литература

Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль: Академия развития.2001.

Словарь синонимов и антонимов для школьников/сост. О.А.Михайлова.-Екатеринбург: У-Фактория.2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слова - антонимы"

Развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству....

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы". 3 класс.

Урок проведён в предверии Дня Космонавтики, поэтому все задания урока связаны с данной темой....

Конспект урока "Сочетание антонимов с другими словами"

Урок по УМК "Начальная школа XXI века" во 2 классе по русскому языку...

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...

Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"

Технологическая карта урока русского языка  во 2 классе по теме:   "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"  по системе Л.В. Занкова...

Изучение антонимов, синонимов и антонимов в начальной школе

Презентация к уроку на тему "Антонимы, синонимы". Материал презентации можно использовать как на уроке изучения нового материала, так и на этапе закрепления....