Урок русского языка "Написание корня в однокоренных словах" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ивашкеева Светлана Николаевна

План-конспект урока русского языка на тему "Написание корня в однокоренных словах" 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

3 класс

Тема урока: Написание корня в однокоренных словах.

.Тип урока:  Урок постановки учебной задачи.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи:

  1. Продолжить формирование умения подбирать родственные (однокоренные) слова, выделять корень слова в однокоренных словах.
  2. Создать условия для развития умения взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
  3. Возбудить интерес к прекрасному через слушание музыки, рассматривание картин.
  4. Способствовать развитию внимания, мыслительных операций: аналогии, обобщению.

Оборудование:

Слайдовая презентация: картины русских художников, звукозапись «Времена года» П.И. Чайковского, таблицы слов, фотография «Клюква»;  карточки для индивидуальной работы; схемы «Признаки однокоренных слов»; карточки индивидуальных целей; листы самооценки.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

  • Учащиеся должны знать:

что такое корень слова, однокоренные слова

  •     Учащиеся должны уметь:

 подбирать к данному слову однокоренные слова, выделять в слове корень, различать слова, близкие по смыслу, а также слова, одинаковые по звучанию, но не

однокоренные.

Личностные результаты

  • Осознание своих возможностей в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
  • Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
  • Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Ход урока

Этап урока

Цель

Содержание

I. Самоопределение к учебной

деятельности

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Звучит музыка. П.И. Чайковский. Времена года (октябрь).

- Какое настроение создаёт эта музыка?

-  Много тайн и в стране русского языка. Сегодня мы с вами попробуем открыть одну из них. А чтобы у нас это получилось, отметьте в карточке целей, что, на ваш взгляд, может помочь проникнуть в тайны русского языка.

II. Актуализация знаний и затруднение в индивидуаль

ной деятельности

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала; повторить  признаки однокоренных слов

Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

.

- Откройте тетради,  запишите дату.

- Как нужно сидеть при письме?

 Минутка чистописания  К к

(Характеристика буквы)

- Ребята, вы узнали музыку, которая звучала в начале урока?

- Как называется? Кто автор, композитор этого музыкального произведения?

- Какие картины вы представляли, слушая музыку?

- Посмотрите, какие картины не только представили, но и изобразили русские художники.

Звучит музыка.  Рассматривание картин.(Слайды 2-5)

- Вспомните, с изображения какого времени года начался показ? Запишите слова по порядку в столбик.

- Проверьте.  (Слайд 6)

- Какие буквы пропущены в словах?

- Что нужно сделать, чтобы правильно их написать?

- Запишите проверочные слова рядом.

- Какие слова вы написали в каждой строчке?

- Как они называются?

- Почему вы считаете, что это однокоренные слова?

- Есть ли у слова лето однокоренное слово? Допишите его.

- Посмотрите, какую запись я увидела у некоторых наших ребят. (Слайд 7) Всё ли правильно?

- Чью тайну мы сегодня будем открывать?

- Что мы попробуем узнать?

(почему слова с одинаковым корнем – не однокоренные, а слова с разным корнем – однокоренные)

III. Постановка учебной задачи  

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения

наиболее рационального способа понимания, какие слова называются родственными.

- Вчера мы с вами слушали сказку  «Семья слов» о словесном дереве. Давайте и мы вырастим такое волшебное дерево.

IV. Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения

 

 Организовать

коммуникативное взаимодействие для решения грамматической задачи  

- Предлагаю вам эту работу выполнить в группах.

Организуется 5 групп по 4 человека.  

У каждой группы – свой корень, от которого нужно образовать несколько однокоренных слов.

Задание:

Подберите и запишите однокоренные слова.

Выделите корень в каждом слове.

Сравните корни.

Обсудите значение каждого слова.

Сделайте вывод:

Какие слова называются родственными?

Физминутка

V. Первичное закрепление во внешней речи    

Зафиксировать умение выделять в группе однокоренных слов корень слова, объяснять свой выбор

Проверка.

1 группа. Слова с корнем  –лист-.

Вывод: слова, которые имеют одинаковый корень и одинаковое значение, называются однокоренными или родственными.

2 группа. Слова с корнем –свет-.

Вывод: корень в однокоренных словах может находиться не только в начале слова, но и в середине, и в конце слова.

3 группа. Слова с корнем –снег-.

Вывод: последняя согласная буква корня у родственных слов может изменяться.

4 группа. Слова с корнем –лёд-.

Вывод: гласная буква корня у родственных слов может изменяться.

5 группа. Слова с корнем -час-.

Вывод: не все слова с одинаковым корнем будут родственными.

VI. Самостоятельная работа (внутренняя речь)

Домашнее задание

Тренировать способность к самоконтролю, самооценке.
Проверить умение различать слова, близкие по смыслу, а также слова, одинаковые по звучанию, но не однокоренные

- Итак, мы открыли несколько тайн корня (схемы).

Смена букв в корне называется чередованием. Почему так происходит,  вы можете узнать из энциклопедии или из книги «Весёлая грамматика».

Схемы  нам помогут правильно подбирать однокоренные слова.

Проверьте свои умения.

Индивидуальная работа по карточкам:

найдите лишнее слово, вычеркните его, в родственных словах выделите корень.

 Взаимопроверка.

Дома вы выполните упражнение №121 с таким же заданием. Но прежде чем его делать, вспомните эти схемы.

VII. Включение новых знаний в систему, повторение        

Тренировать способность  в умении находить однокоренные слова, выделять корень.

Закрепить умение их правильного написания.

Работа с учебником. Выполнение упр. №124 .

- Прочитайте текст.

- Кто знает, как выглядит эта ягода? (Слайд 8)

- Спишите текст. Найдите однокоренные слова, выделите корень.

Дополнительное задание:

Разобрать 1-ое предложение по членам предложения.

Подчеркнуть  изученные орфограммы в корне слов.

Проверка.

- Назовите однокоренные слова. Какой корень?

весной – весеннего

- Какая схема подходит под этот случай?

подснежной – снегом

- Какая схема для этих слов?

VIII. Рефлексия учебной деятельности      

Оценить результаты деятельности.

- Какие цели мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы этих целей?

- Что нам помогло? (инд. цели)

- Продолжите предложение (слайд 9)

Я научился…

Мне понравилось…        

-  В листе самооценки в  1-ом столбике поставьте оценку за свои знания, а во 2-ом – оцените свою активность на этом уроке.

- Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с презентацией во 2 классе по теме " Корень слова. Однокоренные слова"

Данный урок способствует формированию у детей умений подбирать цепочку однокоренных слов и находить однокоренные слова в тексте....

Интерактивное сопровождение к уроку русского языка по теме "Однокоренные слова" во 2 классе

Презентация для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа России"....

Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.

На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс, образовательная система "Школа 2100". Урок, соответствующий требованиям ФГОС, с использованием презентации....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс

Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебно...

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...