Конспект урока русского языка "Роль знаков препинания в письменной речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Комина Ольга Ивановна

Тип урока: "крытие нового знания"

Цели урока: познакомить со знаками препинания, отрабатывать умение правильно расставлять знаки в конце предложений повторить ранее изученный материал по темам «Текст», «Предложения».

Задачи:
- научить правильно интонировать предложения, различать их по цели высказывания;
- совершенствовать орфографическую зоркость, развивать интерес к литературе и чтению;
- прививать уважение к изучаемому предмету, умение работать в коллективе и доводить начатое дело до конца.

Ожидаемые результаты:

Повышение интереса к изучаемому предмету, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_znakov_prepinaniya_v_pismennoy_rechi._4_klass.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»

Класс: 4

Учитель: Комина Ольга Ивановна

Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-методическому плану: Роль знаков препинания в письменной речи.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: познакомить со знаками препинания, отрабатывать умение правильно расставлять знаки в конце предложений повторить ранее изученный материал по темам «Текст», «Предложения».

Задачи:
- научить правильно интонировать предложения, различать их по цели высказывания;
- совершенствовать орфографическую зоркость, развивать интерес к литературе и чтению;
- прививать уважение к изучаемому предмету, умение работать в коллективе и доводить начатое дело до конца.

Ожидаемые результаты:

Повышение интереса к изучаемому предмету, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

Этапы урока (с временной раскладкой).

  1. Актуализация опорных знаний – 10 минут.
  2. Изучение нового материала. -   28 минут.
  3. Физминутка - 2     минуты.
  4. Подведение итогов урока. – 5 минут.

Оборудование: презентация, учебник, тетрадь, карточки для обратной связи, карточки для индивидуальной работы.

№ п/п

Ход урока

№ слайда

I

Организационный момент 
Вот и прозвенел звонок!!!
Ты готов начать урок?
Все ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет знать урок.

На отлично, на зубок.

2

II

Работа с орфографическим словариком

Игра «7 слов на одну букву».

Все ваши ответы должны начинаться на букву « к ».

Для ответов выбирайте слова, написание которых вы запоминали.

1.Название рыбы.

2.Название домашнего животного.

3.Название предмета для письма.

4.Единица массы.

5.Предмет для одежды.

6.Напиток.

7.Растение.

Проверка: Карась, корова, карандаш, килограмм, костюм, какао, камыш.

3

Работа в парах,

проверка

III

Чистописание

[п][р,][э][д][л][о][ж][э][н,][и][й,э]

- Напишите значок букву для этих звуков. Сначала большую и маленькую. Потом маленькие буквы в соединении.

4

IV

Формулирование темы и цели урока
У.
Как вы думаете, что мы должны повторить о предложении? Задайте вопросы, на которые мы должны ответить.

Д. Что называется предложением? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

У. Что называется текстом?
Д. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Их объединяет общая тема. Текст можно озаглавить. Текст выражает законченную мысль.

У. Что мы называем предложением?
Д. Предложение – это группа слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложение может состоять из одного или нескольких слов. В конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

У. Послушайте четверостишие. Предположите тему урока.

                                   

   Точки, палочки, крючки…

   Неприметные значки,

   А во время чтения

   Требуют почтения.

 - О чем идет речь в четверостишии?

Д.  В четверостишии говорится о знаках препинания.

У.  Что это за неприметные значки?

Д. Точка,  запятая, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, двоеточие.                                      

У. Почему они требуют почтения? Какова их роль в письменной речи?

Д.  Знаки препинания делают нашу речь понятной, яркой, выразительной.

У. Следовательно, роль знаков препинания очень важна в письменной речи. Какова тема урока?

Запись темы:     Роль знаков препинания в письменной речи

5

6

V

Актуализация опорных знаний

Найдите предложения

  • Там дует.
  • Вчера дул сильный ветер.
  • Летит очень высоко.
  • Идёт дождь.

Давайте продолжим их, чтобы получились предложения:

Там дует ветер.

Самолёт летит очень высоко.

- С какой целью мы пользуемся повествовательными предложениями?

Приведите примеры.

- С какой целью мы пользуемся вопросительными предложениями?

Приведите примеры.

- С какой целью мы пользуемся побудительными предложениями?

Приведите примеры.

-Чтобы создать предложение, необходимо позвать на помощь ещё и интонацию. Чтобы убедиться в этом, выполним задание на карточках.

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поёт салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки

тетрадки

всегда содержатся в порядке.

- Интонация стоит на службе у смысла. Без неё не может быть предложения. И сейчас интонация помогла вам отделить одно предложение от другого.

-Какие предложения бывают по интонации?

-Чем восклицательные предложения отличаются от невосклицательных? (Произносятся с сильным чувством, в конце такого предложения ставится восклицательный знак)

- Может ли побудительное предложение быть восклицательным? (Да. Умойся сейчас же!)

- А восклицательным побудительное? (Да. Иди спать.)

7

Карточки для индивиду-альной

 работы

VI

Физкультминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немножко нужно.

Дружно встанем, тихо сядем.

И закроем все глаза.

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

VII

Изучение нового материала

1. У. Прочтите текст.
Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами ( Слайд 7)

- Легко ли его понять? Почему? Что затрудняет чтение текста?

Д. Отсутствие знаков препинания.

У.  Какая проблема перед нами возникла?

ПРОБЛЕМА

Зачем нужны знаки препинания? Можно ли без них обойтись?

У. Давайте расставим знаки препинания. Запишите текст в тетрадь.

У. Угадайте, что это за знак?
Бурным чувствам нет конца,
Пылкий нрав у молодца.
Д. Восклицательный знак

У. Вечно думая над смыслом
Изогнулся коромыслом (Слайд 9)
Д. Вопросительный знак.


У.  Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
Д. Точка.

У. А какие еще знаки препинания вы знаете?

-Почему знаки препинания очень важны в письменной речи?

-А почему эти знаки так называются - знаки препинания?

Подберите родственные слова, и станет ясно,

 (Запинаться, запинка - паузы в речи)

Известный русский советский писатель с мировым именем К.Г.Паустовский так сказал о знаках препинания:
«Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»


Много произведений для детей написал этот писатель. Талантливо и с любовью он описывал природу. А какой искрометный юмор! Какие детские рассказы вы читали? (Дети называют прочитанные ими рассказы) Любите чтение, оно поможет вам лучше познать наш мир, поможет стать образованными людьми, а может кто-то из вас захочет стать писателем.

2.                     Из истории знаков препинания

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания.
Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем
знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и — соответственно — слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом?
Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык?

К такому привычному и даже в какой-то мере обыденному (в силу того, что мы сталкиваемся с этим повседневно) можно отнести русское письмо, точнее, графическую систему русского языка.

Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и
знаки препинания.

У. А теперь давайте подробнее узнаем о некоторых знаках препинания.

3. Расширение представлений о роли знаков препинания.

Казнить нельзя помиловать.

У. Посмотрите, ребята, как поступил Виктор Перестукин, чтобы спасти свою жизнь.

Просмотр отрывка из мультфильма

«В стране невыученных уроков» - Приговор Виктора Перестукина. (25,6 МБ продолжительность 00:01:19)

В стране невыученных уроков http://teramult.org.ua/mult/1969_su_v.strane.nevyuchennyx.urokov

У. Чему учит нас этот фрагмент?

Д. Этот фрагмент учит нас рассуждать, быть внимательными. От неправильной постановки запятой может зависеть жизнь человека.

У. В каком ещё произведении мы встречались с этой фразой?

Д. В сказке «Двенадцать месяцев»

Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»

12 месяцев http://teramult.org.ua/mult/1980_jp_12.mesjacev

У. Как в этой сказке принцесса решила судьбу человека? Чему он нас учит?

Д. Ответы детей.

Продолжение работы

Учить нельзя забыть.

Уходить домой нельзя есть мороженое.

Смотреть телевизор хватит учить уроки.

8

Проверка с помощью карточек с изображением знаков препинания

9

10

11

12

13

14

15

Доклад заранее подготовленного ученика

16-24

Нажимаем на картинку с изображением знаков препинания, открывается материал о них

Запись на доске (диктую как словарный диктант)

25

нажимаем на изображение

Запись на доске (диктую как словарный диктант)

VIII

Закрепление изученного материала

Р.т. с.40 №58

С. 57 Упр. 76

IX

Домашнее задание

Творческое задание: придумать сказку, стихотворение, ребус или кроссворд о знаках препинания.

X

Итог урока

Учитель: Ребята, давайте вернемся к проблеме урока. Сейчас будете работать в парах. Подготовьте устное сообщение по теме: « Знаки препинания и их роль в письменной речи».

Дети: Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной. Они твердо держат текст и не дают ему «рассыпаться», передают наши эмоции.

Просмотр клипа «Точка, точка, запятая»

http://pesnifilm.ru/load/tochka_tochka_zapjataja/tochka_tochka_zapjataja_quot_tochka_tochka_zapjataja_quot/126-1-0-801 

У. Чему нас учит эта песенка?
Д.
Быть людьми ответственными за свои поступки, за свои дела. Быть внимательными.

Рефлексия

(Предложить детям высказаться по уроку, используя слова, записанные на доске.)

•    научился...

•    узнал...

•    понравилось ...

•    затруднялся ...

•    поделюсь ...

•    расскажу...

У. Будьте внимательны к слову, к знакам препинания. Будьте ответственны за то, что вы делаете, что вы совершаете?

Выставление оценок.

Работа в парах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами."

Презентация к уроку русского языка "Роль знаков препинания в письменной речи.  Запятая в предложениях с однородными членами" в 3 Л классе.   ...

Конспект урока "Роль знаков препинания в письменной речи.Запятая в предложениях с однородными членами."

Конспект урока "Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами."...

Конспект урока русского языка "Знаки препинания в конце предложения"

Конспект урока русского языка "Знаки препинания в конце предложения"...

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. 3 класс Школа 2100

Предмет: Русский языкТема: Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.Класс: 3Автор учебника: Р.Н. Бунеев, Е.В Бунеева, О.В. Пронина...

Конспект урока русского языка "Знаки препинания при однородных членах предложения" (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка употребления знаков препинания при однородных членах предложенияПланируемые результатыПредметные:знать:    определение понятия  однор...

Конспект урока русского языка "Знаки препинания в конце высказывания" (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о знаках препинания в конце высказыванийПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое знак препинания, виды знаков препинанияУметь: ставить зн...

конспект урока русского языка "Знаки препинания в конце предложения" 1 класс УМК "Школа России"

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в 1 классе....