Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Позднякова Елена Александровна

На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с правилами правописания частицы не с глаголами.

Задачи:1)обучающие: обучение уч-ся применению правила на правописание частицы не с глаголами;

              2) развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка»;

               3) воспитательные: воспитание уважительного отношения друг к другу; правильного поведения на уроке.

Оборудование:

Для учителя: учебник «Русский язык» 3 кл, презентация.

Для учащихся: учебники, рабочие тетради, карточки с пословицами, сигнальные карточки, жетоны красного и зелёного цветов.

Техническое обслуживание: компьютер.

Оформление доски: число, классная работа, материал для чистописания.

Ход урока:

Оргмомент.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль ребята вы готовы

Слушать, думать и запоминать?

-Положительный настрой на урок очень важен, потому что сегодня, ребята, мы  не только повторим то, что вы уже знаете, но и разберём  новый материал.

-Откройте тетради, запишите  «Двадцать пятое апреля», «Классная работа».

 Актуализация знаний.

-Ребята, о какой части речи говорится в стихотворении?

Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет: чертит, пишет,  иль поёт,

Вышивает, или пашет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит. Всё расскажет нам …(глагол!).

-Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о глаголе.

-Верно, ребята. Глагол - очень важная часть речи в русском языке. Без глаголов предметы - лишь названия. Ведь не зря говорят, что «глагол - самая живая, самая огнедышащая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка».

-Ребята, посмотрите на доску и вслух хором  прочтите написанные глаголы.

Прочитать, дружить, жечь, навещать, беречь.

-Что общего в этих словах?

-На какие группы можно разбить эти глаголы?  (глаголы, отвечающие на вопрос что делать ? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?)

-Назовите глаголы, отвечающие на вопрос что делать?

-Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?

-По какому признаку ещё можно разбить эти глаголы? (глаголы , оканчивающиеся на –ть и глаголы, оканчивающиеся на –чь).

-Эти сочетания букв вы пропишите в минутке чистописания.

Чистописание.

-Посмотрите на доску: ть чь ть чь…

-Ребята, вы пропишите сочетания букв, которые встречаются на конце слова у глаголов в неопределённой формы.

-Какое соединение: верхнее или нижнее?

-Пропишите, чередуя эти сочетания до конца строки.

-Ребята, прочтите пословицу хором.

Правда (в)огне  (не)горит и (в)воде  (не) тонет.

-Как вы понимаете смысл данной пословицы?

-Ребята,  внимательно спишите эту пословицу, раскрыв скобки. Над словами надпишите изученные части речи. Там, где у вас возникнет затруднение, вы над словом поставьте вопрос.

-Выполните задание.

-Проверим. Назовём части речи.

-Где вы поставили вопрос?

-Какие  учебные задачи мы поставим?

1. Что такое не?

2. Как не пишется со словами?

-Ребята, чем является не, вы узнаете, разгадав кроссворд и вспомнив изученные слова с непроверяемыми безударными гласными.

ч

ё

р

н

ы

й

з

а

в

т

р

а

к

м

е

с

я

ц

т

е

т

р

а

д

ь

у

ж

и

н

у

л

и

ц

а

а

п

т

е

к

а

  1. Антоним к слову белый. (чёрный).
  2. Как называется утренний приём пищи? (завтрак).
  3. Временной промежуток, состоящий и 28(29) , 30 или 31 дня. (месяц).
  4. О какой учебной принадлежности идёт речь?

То я в клетку, то в линейку,

Написать во мне сумей-ка! (тетрадь).

  1. Как называется вечерний приём пищи? (ужин).
  2. О чём идёт речь? Два ряда домов и пространство между ними для прохода  и проезда. (улица).
  3. Учреждение, в котором изготовляются и продаются лекарства. (аптека).

-Какое слово получилось по вертикали?

-Так чем же является не? (Это частица).

-Ребята, частица не относится к служебной части речи. К ней нельзя поставить вопрос и она не является членом предложения, служит для связи слов в предложении. Частица не придаёт глаголу отрицательный смысл. Например, возьмём слово знаю, добавим частицу не и уже получим слово не знаю, люблю - не люблю, вижу - не вижу.

-А как вы предполагаете, слитно или раздельно пишется частица не с глаголами?

-Мы проверим ваши предположения.

-А как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило: правописание частицы не с глаголами? (Да, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся).

-Какова же тема сегодняшнего урока?

Тема: «Употребление и правописание частицы не с глаголами».

 Знакомство с новым материалом.

-Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием: соединить пословицы стрелками.

Кто не работает,

не дружит.

Не гордись званием,

и рыбку из пруда.

С ложью правда

тому и завтра не поверят.

Без труда не вытащишь

а гордись знанием.

Кто сегодня обманет,

тот не ест.

-Ребята, проверьте. (высвечивается на слайде).

-Посмотрите, пожалуйста, как в отрицательном значении будем писать частицу не с глаголами?

-А теперь в тетради выпишите глаголы с частицей не.

(К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием).

-А как будем выделять орфограмму  правописание частицы не с глаголами? Как вы думаете?

-Ребята, сделайте вывод, как пишется частица не с глаголами.

-Сравните свои ответы с правилом в учебнике. Откройте страницу  учебника и прочтите правило про себя.

-Ребята, прочтём правило хором вслух.

-Я надеюсь, что вы запомнили это правило, и успешно будете применять его на практике.

Инсценировка грамматической сказки «Сила любви».

-Ребята. Представьте, что мы с вами попали в театр, оказались в зрительном зале и нам предстоит посмотреть грамматическую сказку. Сядьте поудобнее.. Но вы, просмотрев сказку, должны будете ответить на вопрос: какие глаголы с не запомнили? Будьте внимательны. Итак, на сцену приглашаются артисты и представление начинается.

В ролях: Рассказчик - Маслова Катя

                Глагол - Ловягин Дима

                Частица не – Себелева Римма.

Грамматическая сказка «Сила любви».

Гордую и упрямую частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она - «Не верю». Частица не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу»! И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица жить друг без друга не могут.

-Присаживайтесь, ребята. Спасибо вам за сказку. А теперь скажите, какие глаголы с не вы запомнили.

-Посмотрите на экран: не люблю, не верю, не подходила, не можешь, ненавидеть, негодовать.

-Что вы заметили? (что глаголы ненавидеть и негодовать пишутся слитно).

-А почему? Как вы думаете? (Не имеют смысла без не).

-Если мы уберём не и попробуем прочитать, то что у нас получится?

-Я говорю так: я годую, я вас навижу. Правильно ли я говорю?

-А так: я люблю, ценю, уважаю?

-Ребята, чаще всего глаголы с частицей не пишутся раздельно. Вы это должны запомнить. Но есть такие глаголы, которые без не не употребляются. Они пишутся слитно. Запомните пока два таких глагола из сказки: негодовать, ненавидеть. В учебнике в правиле эти глаголы не указаны, но мне хотелось бы, чтобы вы их запомнили и грамотно писали. С глаголами-исключениями вы будете знакомиться в дальнейшем.

-А как вы понимаете смысл этих слов?

Ненавидеть- питать ненависть к кому-нибудь или к чему-нибудь.

Негодовать- значит возмущаться, быть недовольным.

-Запишите эти глаголы в тетрадь и запомните, как они пишутся.

Работа по учебнику. Закрепление.

Упр. 590.

-Прочтите загадку про себя.

В пути не смолкает,

Вдаль увлекает,

Сам не шагает-

Шагать помогает.

-Что же это? (барабан).

-Ребята, встретились ли в загадке слова, смысл которых вам не понятен?

-Назовите слова с безударным гласным звуком, который можно проверить.

-Назовите глаголы с частицей не. Как вы их напишите?

-Как пишется слово вдаль?

 -Найдите слово с предлогом.

-Сколько предложений в данной загадке?

-Какие знаки препинания есть?

-Прочитаем ещё раз загадку, называя знаки препинания и запоминая текст.

-Ещё раз прочитайте, поставьте номер упражнения, закройте учебник и напишите по памяти.

-Римма выполнит это задание у доски.

-Подчеркните глаголы и покажите, что частица не пишется раздельно с глаголами.

-Проверьте на слайде.

-Какую оценку за эту работу вы бы себе поставили?

Физкультминутка «Девочки-мальчики».

-Вы уже выполнили много заданий, хорошо потрудились и вам необходимо отдохнуть. Но и расслабиться нужно с пользой.

-Я буду называть различные глаголы. Если вы услышите глагол с частицей не - встают мальчики, если без частицы не - встают девочки. Будьте внимательны!

(не завтракал, помогать, не дежурит, найдёшь, уважать, не работает, не ужинал, знаю, рисует, не читал, смотрит).

Продолжение работы по учебнику.

Упр.591.

-Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1. Счастье в воздухе не вьётся, его в борьбе добывают.

2. Лёжа хлеба не добудешь.

3. Время - не птица, за хвост не поймаешь.

-Запишем пословицы с комментированием.

           Закрепление. Продолжение.

  1. Работа с карточками. Устная работа.

-Ребята. Перед вами лежат карточки. На них написаны вопросы. Вы должны ответить на них, используя данные в скобках глаголы, но добавив частицу не.

1) Как школьники относятся к книге? (Рисуют на страницах, листают книгу грязными руками).

2) Как ты относишься к малышам? (Обижаю, дерусь, ссорюсь).

3) Как мы ведём себя на уроках? (Шумим, вертимся, разговариваем громко).

4) Какие правила уличного движения ты соблюдаешь? (Играю на проезжей части улицы, перехожу улицу в неположенном месте).

5) Как ты бережёшь природу во время прогулки в лес? (Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки).

-Молодцы, ребята! Мне бы очень хотелось, чтобы вы не только знали эти правила, но и выполняли их.

2.Слуховой диктант.

-Услышать в загадках глаголы с частицей не и выписать их.

1) Он всюду - в поле и в саду,                   2) Сроду он не ест, не пьёт,

Но в дом не попадёт.                                     Песни звонкие поёт.

И никуда я не иду,                                         И с урока на урок

Покуда он идёт. (Дождь).                             Подаёт свой голосок.  (Звонок).

                                          В нашем доме под окошком

                                          Есть горячая гармошка:

                                          Не поёт и не играет-

                                          Дом она обогревает. (Батарея).

-Проверьте на слайде.

3.Игра «Добавь слово».

-Я называю пословицу, а вы должны добавить глагол с частицей не.

  • Друзей и водой …(не разольёшь).
  • Без беды друга …(не узнаешь).
  • Дружбу за деньги …(не купишь).
  • Дружбой дорожи, забывать друзей…(не спеши).
  • Хорошие друзья в беде…(не оставят).
  • Новых друзей наживай, а старых…(не теряй).

-О чём эти пословицы?

-Какие пословицы о дружбе вы знаете?

(Старый друг лучше новых двух. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Друга легче потерять, чем найти).

         -Ребята, пословицы всегда чему-то нас учат, содержат умные  и полезные советы. В пословицах часто употребляются глаголы в неопределённой  форме, т.к. то, о чём говорится в пословицах, относится ко всем людям, к каждому из нас.

Проверка знаний. Контроль.

-Я буду называть глаголы, а вы поднимаете  сигнальную карточку. Если глагол с не пишется раздельно, то вы поднимаете карточку с буквой «Р»; если глагол пишется слитно, то поднимаете карточку с буквой  «С».

(Ненавидеть, не решает, не бегает, негодовать, не знает, не скучает).

Домашнее задание:

Правило на с.99, составить и записать правила поведения в природе, используя частицу не.

Итог урока. Рефлексия.

-Подведём итоги. Что нового для себя сегодня открыли?

-Что вы запомнили о правописании частицы не?

-Ребята, у вас на партах лежат два жетона: зелёный и красный.  Если вы считаете, что тема вами хорошо усвоена, то поднимите жетон зелёного цвета. Если возникали трудности, материал усвоили не очень хорошо, то поднимите жетон красного цвета.

Выставление оценок

-Урок мне хотелось бы завершить такими словами:

«Запомните, мои друзья, волшебная частица не, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».

-Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка 2 класс по теме "Приставка и предлог"

Тема: « Правописание предлогов и приставок»Цели:Образовательные: повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов; их слитное и раздельное написание.Развивающие: развивать речь ...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока"Части слова. Окончание и основа"

Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока "Части слова. Окончание и основа"....

разработка урока русского языка 4 класс по теме: Правописание суффиксов -ек, -ик.

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

Разработка урока русского языка во 2 классе Тема урока: «Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста».

Тип урока: урок введения новых знаний. Цель: определение связи между заглавием и главной мыслью текста. Задачи: обучающие: - сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основны...