Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание парных согласных в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Пятаева Светлана Викторовна

Урок "открытия" нового знания. Раздел "Орфография и пунктуация", второй урок по теме "Правописание парных согласных в корне слова".                           Цель: установить новый способ проверки парных согласных в корне слова; использовать выявленный способ для проверки орфограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Пятаева Светлана Викторовна

Класс: 3

Система развивающего обучения Л.В.Занкова

Русский язык

Тема: Правописание парных согласных в корне слова.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Орфография и пунктуация», второй урок по теме «Правописание парных согласных в корне слова»;  формирование орфографической зоркости, применение правил правописания.

Цель:  установить новый способ  проверки парных согласных в корне слова; использовать выявленный способ для проверки орфограммы

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Повторяет учебный материал,

необходимый для «открытия» нового,

определяет затруднения

- принимает и

сохраняет учебную

задачу;

- воспроизводит знания,

необходимых для «открытия»

нового знания;

- осуществляет выход на задание,

вызывающее познавательное

затруднение

самоопределение

(мотивация)

Осваивает разные способы проверки парных согласных в корне слова (изменяет формы слова, подбирает однокоренные слова, использует орфографический словарь)

Моделирует новый способ действия -составляет алгоритм проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные на конце и в корне слова».

- планирует

последовательность

учебных действий

в соответствии с

поставленной

учебной задачей

-анализирует учебную ситуацию;

- строит  проект выхода из затруднения;

- принимает участие в обсуждении содержания

материала,

- проявляет

интерес к предметно-

исследовательской деятельности

Проговаривают  вслух выполненные шаги и их обоснование – алгоритм.

- контролирует

действия (объяснения) друг

друга

-обобщает (формулируют

правило проверки парных согласных в корне слова)

- понимает содержание

вопросов собеседника;

- формулирует вопросы

на понимание;

- использует правила

вежливости при

взаимодействии

 Демонстрируют разные способы проверки парных согласных.

- выполняет

учебные действия в

соответствии с

поставленной

задачей;

- осуществляет

контроль

выполнения

учебного задания

- проводит аналогию и на еѐ

основе выполняет учебные

действия

Ход урока

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Фронт., инд.

Девиз урока: «На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками неудобно и стыдно!» 

Задаёт вопрос:   - Что ожидаете от урока?

Самоопределение к учебной деятельности 

Установление тематических рамок учебной деятельности

2

Актуализация

знаний

Подготовить мышление учащихся и организовать условия для  осознания ими внутренней потребности к построению нового способа проверки парных согласных.

Фронт.,  инд.

Подводит учащихся к

осознанию темы:

- Ученики 3Б класса написали под диктовку учителя слова:

Дупки, травка, зупки.  

- Что вы заметили?

- Какое задание будете выполнять?

- Сколько ошибок нашли?

- Посмотрите на буквы, где допущены ошибки и скажите, что их объединяет?

Повторяют материал, необходимый

для открытия нового,

выделяют затруднение.

Анализируют предложенные слова.

Постановка

прогностической

оценки

(определение

границы знания и

незнания)

-Выполнить проверку данных слов разными способами:

Дубки, травка, зубки.

 

3

Выявление места и причины затруднения 

Обсудить

затруднения и осознать учащимся то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений.

Инд.

Организует погружение в проблему.

Создаёт  проблемную ситуацию.

Высказывают предположение в результате наблюдения.

Осуществляют самоконтроль по эталону и самооценку

Фиксируют возникшее затруднение

 У обучающихся возникает затруднение, т.к. парную согласную проверяли только способом подстановки гласного (зубки – зубок, зубы).

Заполнение листа

достижений

Правильно ли выполнена проверка:

Зубки– зубной.

Дубки–дубрава                

         ?

4

Построение проекта выхода из затруднения

Выбрать метод

(способ)

разрешения

проблемной

ситуации

Фронт., инд.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

- Сформулируйте тему урока

- Какие цели ставите перед собой?

Мотивирует на построение проекта выхода из затруднения:

-Сегодня я  вам предлагаю роль «учителя». Давайте составим алгоритм проверки для данных слов и передадим его ученикам 3Б.

Выдвигают  и обосновывают  гипотезы

Самостоятельно

формулируют

тему урока и учебные задачи

Выбран способ 

(как?) и средства для построения  нового знания 

(с помощью  чего)

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации – составление алгоритма проверки.

5

Реализация построенного проекта

Построить  новый способ проверки парных согласных и формировать умение его применять как при выполнении задания, вызвавшей затруднение, так и при выполнении заданий такого класса или типа вообще

Инд. Работа в паре

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

Организует учебное исследование, самостоятель-ную работу в карточках по восстановлению текста с правилом проверки парных согласных.

Организует взаимоконтроль по образцу (на слайде).

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения проблемы совместно с учителем

Анализируют, объясняют, аргументируют свою точку зрения.

Осуществляют взаимоконтроль по образцу.

Управляют своей деятельность, контролируют и корректируют.

Выясняют, что существует другой способ проверки, формулируют его - Подбор родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучат звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й']

Вариант решения проблемы.

1. Карточка: «Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ____ слова или _____ согласной. В таком случае говорят, что согласная  стоит в ______ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ____ слова или подобрать ___ слово так, чтобы ____ согласной стояла ____»

2. - Кто выбрал проверочные слова: ЗУБНОЙ, ДУБРАВА? Объясните свой выбор.

Когда мы произносим, звонкий согласный слышится звонко потому, что после него стоит звонкий согласный.

Смоделировать

новый способ

действия

(составление

алгоритма) 

Работа в группе

Организует  работу учащихся в группах по составлению алгоритма для проверки парных согласных и следующее обсуждение составленных алгоритмов.

Отслеживает результаты

(обсуждает и корректирует

допущенные ошибки).

Представляют в обобщенном виде новый способ действия

Демонстрируют

составленные алгоритмы по проверке парных согласных и после совместного обсуждения приходят к общему варианту.

Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения

При взаимодействии

с партнѐрами

учитывают другое мнение, приходят к общему решению.

Оформление алгоритма для передачи в 3Б класс.

Заполнение листа достижений.

Алгоритм для проверки  буквы парного согласного в конце слова (составленный)

1. Читаю слово.

2. В конце  слова слышу парный звук …

3. Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить)

4. Изменяю слово (подбираю родственное)

5. Проверяю …

6. Пишу букву

7. Графически обозначаю орфограмму

6

Первичное закрепление с проговаривани-ем во внешней речи

Усвоить новый способ проверки парных согласных, применяя составленный алгоритм

Работа в группе

Организует работу в группах. Консультирует, оказывает

помощь учащимся

Применяет игровой момент, Предлагает отдохнуть, выполняя физминутку, текст которой надо восстановить (учитывается скорость и правильность выполнения)

Проговаривают  вслух выполненные шаги и их обоснование –алгоритм.

Демонстрируют разные способы проверки парных согласных.

Группа представляет восстановленный текст и проводит физминутку.

Применение разных способов проверки.  

Проявляют интерес к новому материалу.

Текст на слайде:

Я приглашаю на ЗАРЯ.КУ

Мелкие ша..ки,

Лё..кие пры..ки.

Вот и вся ЗАРЯ.КА.

Мя..кая поса.ка

7

Физминутка

Снять усталость, создать условия для психофизической разгрузки

Коллективная

Формируют установку на здоровый образ жизни.  

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Использовать

знания в новых

ситуациях

(коррекция

отработки способа)

Инд.

Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Предлагает задания разноуровневого  характера.

Организует проверку самостоятельной работы.

Используют составленный алгоритм проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова».

Решают типовые задания на новый способ действия

Выполняют  самопроверку заданий по эталону

1 уровень: Вставьте пропущенный парный согласный, напишите проверочное слово: Берё.ка, гла…кий

2 уровень: Разбежались слова. Помогите их собрать.

Где растет морковь?
На_________ .
Буквы пишут где?
В ________.

3 уровень

- Выбрать два предложения, в которых есть такие слова №205:

1._______  [т'].

2.___ [т] ____.

9

Рефлексия

Провести

самоанализ

деятельности и еѐ

результатов

(сделать вывод

каждому для себя о

том, что он уже

умеет)

Инд.

Помогает наметить коррекцию  выявленных пробелов в знаниях и способах действия.

Определяет домашнее задание с элементами выбора (по уровням):

  1. Упр. из учебника
  2. Из словаря 5 слов с парной согласной выписать,  подобрать проверочные слова.
  3. Придумать 3 предложения со словами на изученную орфограмму.

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности.

Заполняют лист достижений (фиксируют степень соответствия).

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Ответы на

вопросы:

Какую задачу

ставили на

урок?

Удалось

ли решить

поставленную

задачу:

- что я уже

хорошо умею

делать?

- над чем ещѐ

надо поработать?

                                                               Оценочный лист  ___________________________          (фамилия, имя учащегося)

Дата

Умею определять позицию парного согласного в словах

Умею подбирать проверочные слова к словам с парными согласными

Умею проверять парную согласную способом подстановки гласного

Умею проверять парную согласную способом подстановки звонких согласных звуков [л], [м], [н], [р], [й']

Умею действовать по алгоритму


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку по теме: парные согласные в корне слова. 3 класс

в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению....

Русский язык 2 класс. Парные согласные в корне слова.

урок русского языка 2 класс по теме: «Парные согласные в корне слова. Обобщение способов проверки правописания слов с парными согласными»....

Тренировочные упражнения по русскому языку . Тема: "Правописание парных согласных в корне слова".

Данные тренировочные упражнения необходимо использовать при закреплении темы: "Парные согласные в корнях слов"...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова».

Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова»....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Значимые орфограммы в корне слова"

Урок посвящён отработке таких орфограмм как: безударная гласная, парный согласный , непроизносимый согласный....