Рабочая программа по организации занятий внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

ШИБАНОВА Юлия Геннадьевна

Факультативный курс  «Русское правописание» составлена на основе программы «Удивительный мир слов» Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой. Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред.   Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф,  2011.

УМК «Начальная школа XXI века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkoe_pravopisanie.docx44.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Факультативный курс  «Русское правописание» составлена на основе программы «Удивительный мир слов» Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой. Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред.   Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф,  2011.

УМК «Начальная школа XXI века»

 Цели и задачи курса

 Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей: 

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Общая характеристика факультатива.

«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место факультатива в учебном плане.

Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).  Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

 Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

—формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением  учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты курса.

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  
  •  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать

другим людям, сопереживать;  

  • чувство  прекрасного  –  умение  чувствовать  красоту  и  выразительность  речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;  

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;  
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;  
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;  
  • интерес к изучению языка;  
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.  

 Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;  
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  
  • работать  по  плану,  сверяя  свои  действия  с  целью,  корректировать  свою

деятельность;  

  • в  диалоге  с  учителем  вырабатывать  критерии  оценки  и  определять  степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.  

 Познавательные УУД:

  • перерабатывать  и  преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую

(составлять план, таблицу, схему);  

  • пользоваться словарями, справочниками;  
  • осуществлять анализ и синтез;  
  • устанавливать причинно-следственные связи;  
  • строить рассуждения.

 Коммуникативные УУД:

  • адекватно  использовать  речевые  средства  для  решения  различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.  

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;  
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;  

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  
  • задавать вопросы.  

Содержание курса.

4 класс

Поиграем со звуками, словами и предложениями (7ч)

Фонетические и графические правила и закономерности.

Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово-

образовательными моделями.

Пора действовать! (14ч)

Глагол в языке и речи.

Особенности текста-повествования и текста-описания.

Видовые пары глаголов, их значение.

Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

О чём может рассказать личная форма глагола.

Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.

Форма условного наклонения глагола.

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.

Использование глаголов в прямом и переносном значении.

Художественное олицетворение.

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Глаголы в пословицах и загадках.

Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

Числа и слова (4ч)

Как используются числительные в речи.

Обозначение дат и времени с помощью числительных.

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

Нормы употребления имён числительных.

Исправление речевых ошибок.

Прочные связи (7ч)

Как связаны слова в словосочетании.

Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование.

Слова каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.

Сочетаемость слов.

Словосочетания с типом связи управление.

Слова каких частей речи имеют «способность управлять».

Трудности в выборе формы слова при управлении.

Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.

Словосочетания с типом связи примыкание.

Любимые игры со словами (2ч) 

Учебно-тематическое планирование:

Тема раздела

Кол-во

уроков

Характеристика деятельности учащихся

1

Поиграем со звуками, словами и предложениями

7

— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания

и текста-повествования;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

2

Пора действовать!

14

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

3

Числа и слова

4

—наблюдать использование числительных в речи;

—воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

—находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

—выступать перед одноклассниками;

—соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.

4

Прочные связи

7

—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

—наблюдать особенности различных словосочетаний;

—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

—создавать устное высказывание на предложенную тему.

5

Любимые игры со словами

2

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы

Итого 34 ч.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Материалы для учителя:

  1. .Баранов, М.Т. Русский язык : справочные материалы/  М.Т.Баранов, Т.Д.Косталев.– М.: Просвещение, 2000.
  2. Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка/М.Т.Баранов. – М.: Просвещение, 1988.
  3. .Панов,Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку/– М.: Просвещение, 1980.  

Для обучающихся:

  1. Арсирий, А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. /А.Т.Арсирий,  Г.М.Дмитриева.- Учпедгиз,1963.
  2. .Барашков, В.Ф. А как у вас говорят?/ В.Ф.Барашков. - М.,1987.
  3. .Булатов, М., Собирал человек слова…Повесть о В.И.Дале./  М.Булатов, В.Порудоминский. – М., 1966.
  4. Иванова, В.А. Занимательно о русском языке./ В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. – Ленинград:  Просвещение, 1990.
  5. Кодухов, В.И. Рассказы о синонимах/ В.И.Кодухов.– М., 1983.
  6. Чеснокова, Л.Д. На берегах Лингвинии / Л.Д.Чеснокова, С.Г.Букаренко. - М.: Просвещение, 1996.
  7. Энциклопедический словарь юного филолога. -М., 1984.

Электронно-программное обеспечение

  1. компьютер;
  2. презентационное оборудование;

Календарное планирование.

урока

Дата

Часы

Тема

урока

Результаты

план

факт

Предметные

Личностные

Метапредметные

1 четверть

Поиграем со звуками, словами и предложениями (7ч)

6.09

6.09

 1

Смотрю, говорю, слушаю.

сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания

и текста-повествования;

Готовность и способность к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению;

самостоятельность мышления;

заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний.

осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

13.09

13.09

1

Смотрю, говорю, слушаю.

20.09

20.09

 1

Лексические загадки.

27.09

27.09

1

Лексические загадки.

4.10

4.10

  1

Словесный конструктор

11.10

11.10

  1

Занимательная грамматика

18.10

18.10

Занимательная грамматика

Пора действовать! (14 ч)

25.10

25.10

 1

Для чего нужны глаголы?

наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

Готовность и способность к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению;

самостоятельность мышления;

заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний.

осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

1.11

1.11

1

Для чего нужны глаголы?

2 четверть

15.11

15.11

 1

Делать и сделать – не одно и то же.

анализировать  полученную информацию;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

 

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Готовность и способность к саморазвитию;

Сформирован

ность мотивации к обучению;

самостоятельность мышления;

заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний.

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах);

22.11

22.11

1

Меняемся ролями.

29.11

29.11

1

Вчера, сегодня, завтра.

6.12

6.12

1

Одно вместо другого.

13.12

13.12

1

Она меня поняла и приняла.

20.12

20.12

1

Кто говорит, кто действует?

27.12

27.12

1

Сумею победить!

3 четверть (9 ч)

17.01

17.01

1

Мечтаем и фантазируем.

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Готовность и способность к саморазвитию;

Сформирован

ность мотивации к обучению;

самостоятель

ность мышления;

заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний.

24.01

24.01

1

Дай-подай… и поезжай!

31.01

31.01

1

Дай-подай… и поезжай!

7.02

7.02

1

Живые образы.

14.02

14.02

1

Орфографический поединок.

Числа и слова (4 ч)

21.02

21.02

1

Для чего нужны числительные?

Наблюдать использование числительных в речи;

Воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

Выступать

перед

одноклассниками;

Готовность и способность к саморазвитию;

Сформирован

ность мотивации к обучению;

самостоятельность мышления;

заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний.

Соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм.

28.02

28.02

1

Важные даты истории нашей страны (города, края).

7.03

7.03

1

Рекорды в цифрах.

14.03

14.03

1

За семью печатями.

Прочные связи (7ч)

21.03

21.03

1

Треугольный шарик

Наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу.

Создавать устное высказывание на предложенную тему.

Готовность и способность к саморазвитию;

Сформирован

ность мотивации к обучению;

самостоятельность мышления;

заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний.

Осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

4 четверть

4.04

4.04

1

Как водить машину за нос?

11.04

11.04

1

Послушный «подчиненный».

 

18.04

18.04

1

 О «земляной» или «земной»

25.04

25.04

1

Строгий «управляющий».

16.05

16.05

1

В Сибири и на Урале.

23.05

23.05

1

Связаны смыслом.

33

34

29-30.05

29-30.05

2

Любимые игры со словами.

Создавать устное высказывание на предложенную тему.

Готовность и способность к саморазвитию;

Сформирован

ность мотивации к обучению;

самостоятельность мышления;

заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний.

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)...

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности «Растим патриотов»

В России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей, патриотического...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (Внеурочные занятия) 3 класс

Программа для внеурочных занятий по плаванию для третьего класса, 1 раз в неделю, всего 35 часов...

Содержание и формы организации занятий внеурочной деятельности по предмету "Музыка"

Доклад по теме.Включает в себя формы работы во внеурочной деятельности по предмету "Музыка"....

Доклад "Содержание и формы организации занятий внеурочной деятельности."

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества....

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...

Синквейн как форма организации занятия внеурочной деятельности

Данный материал может быть актуален как для учителей начальной школы, так и для основной. Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна, благозвучна, грамматически п...