«Особенности обучения первоклассников первоначальным навыкам письма».
методическая разработка по русскому языку на тему

Методическая разработка на тему «Особенности обучения первоклассников первоначальным навыкам письма».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности обучения первоклассников первоначальным навыкам письма».

Умение пользоваться письменной речью для каждого человека очень значительно. Различные области деятельности тесно соприкасаются с процессом письма. Успешное овладение младшими школьниками техникой письма и формирование графических навыков являются  важнейшими условиями развития письменной речи, а также способствуют благополучной  школьной адаптации и  приобщению к языковой культуре.

А.Н Корнев отмечает, что стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем не проявлять себя в повседневной жизни, но создают серьёзные препятствия при овладении письмом.

Несмотря на достаточную изученность вопроса развития графомоторных навыков детей младшего школьного возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции у детей младшего школьного возраста.

С началом обучения в школе всё большее значение в поведении ребёнка приобретают произвольные действия, к ним относится и письмо.

Возраст 6-7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук, что будет способствовать успешному формированию графомоторного навыка.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Формирование графического навыка письма в начальной школе - длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

Графический навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с  другой как, двигательное. Поэтому в  процессе  обучения  первоначальному  письму  и формирования  графического  навыка   необходимо   создать   такие   методики целесообразные условия, в которых будут учтены эти  закономерности.

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Среди причин, затрудняющих формирование графомоторного навыка у первоклассников можно назвать несовершенство зрительного и двигательного анализаторов, слабое развитие мелких мышц руки, несовершенство регуляции движений.

Становление графомоторных навыков у младших школьников зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти, поэтому важной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей задачей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук, развитие памяти и зрительных представлений.

Для успешного формирования графомоторных навыков у первоклассников необходимо использовать на уроках различные методы и приёмы  работы, а также соблюдать ряд педагогических условий.

Для определения уровня сформированности и степени развития графомоторных навыков у первоклассников применяется несколько диагностирующих методик.

 Методика «Дорожки» (по Венгеру)

Цель: выявление способности ребенка использовать схемы для ориентировки в пространстве.

Оценку 3 балла получают дети, которые могут использовать схему при ориентировке в пространстве, высокий уровень.

Оценку 2 балла получают дети, которые при ориентировке в пространстве не в полной мере владеют действием моделирования. Дети в состоянии выбрать правильное направление при одном повороте, но они не способны пользоваться схемой долго, поэтому не могут решить задачу до конца, средний уровень.

Оценку 1 балл получают дети, которые не могут ориентироваться в пространстве с помощью плана, схемы, низкий уровень.

Методика «Домик» (по Н.И. Гуткиной). 

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Цель: выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета условных баллов за «ошибки».

Уровень развития мелкой моторики

В - высокий уровень- 0-1 балл; ВС- выше среднего - 2-3 балла; С - средний уровень - 4-5 баллов; НС - ниже среднего – 6-7 баллов;  Н - низкий - 8-9 баллов.

 Методика «Змейка».

 Цель: Изучение скорости движений и уровня развития координации кисти руки. При оценивании результатов ведется подсчет общего количества точек, нанесенных ребенком, а затем из полученного числа вычитается общее количество точек, поставленных вне кружка или на его границе. Полученное число (баллы) будет являться показателем успешности выполнения задания.

Интерпретация
Высокий уровень развития – 34 балла и выше;
Уровень выше среднего – 27-33 балла;
Средний уровень – 18-26 баллов;
Уровень ниже среднего – 12-17 баллов;
Низкий уровень развития до 11 баллов.

Для развития графомоторных навыков у учащихся разработана следующая система работы:

  • Проведение минуток чистописания на каждом уроке в индивидуальных мини-тетрадях, включая  не только уроки письма, но и уроки обучения грамоте, математику, ознакомление с окружающим, чтение;
  • Проведение ежедневной пальчиковой гимнастики и самомассажа кистей рук с использованием массажных мячиков «суджок»;
  • Работа в индивидуальных альбомах по конструированию, направленная на развитие пространственных представлений, кинетической и кинестетической организации движений, на развитие умения воспроизводить пространственную последовательность;
  • Использование индивидуального раздаточного материала для работы  по формированию графомоторных навыков в соответствии с темой урока по ознакомлению с окружающим и математикой;
  • Использование разнообразных педагогических методов и  приёмов, способствующих формированию графомоторного навыка;
  • Соблюдение педагогических условий, способствующих воспитанию мотивов к учебной деятельности и формированию графомоторных навыков;
  • Использование на всех уроках комплекса заданий и упражнений, способствующих реализации приёмов и методов, направленных на развитие графомоторных навыков и профилактику нарушений письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь первокласснику овладеть навыком письма

Первая буква, первое слово… Как много усилий порой затрачивается первоклассником, а в тетради появляются лишь каракули. «В чём же дело?- беспокоятся родители - Ведь ребёнок стараетс...

«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...

Консультация для родителей первоклассников «Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»

Консультация поможет родителям разобраться в возможных трудностях, возникающих у детей при овладении навыком письма....

Лингвометодический анализ современных учебников по обучению первоначальному навыку чтения На примере «Азбука», программа «Перспектива»

Лингвометодический анализ представляет собой:Количественное описание учебникаОбъем и характеристика языкового материала:Фонетика. Графика. Орфография и пунктуация.Методический анализ учебник...

Как помочь первокласснику овладеть навыком письма

В статье даны рекомендации родителям младших школьников поовладению навыками письма...

Презентация: «Особенности обучения письму первоклассников ( на основе анализа прописей)»

hellip; Ребенок очень многое вкладываетв свой почеркЭто нечто, что он отдает с любовьюродителям или учителямКакой-либо изъян в буквах или в почеркев целом следует рассматриватькак сигнал тревоги...

Выступление «Особенности обучения первоклассников»

Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые созд...