Программа дополнительного образования по развитию речи "Великая сила слова"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших социально-педагогических проблем в свременном начальном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikaya_sila_slova_3_kl._mironova.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижнеспасский филиал
МБОУ Верхнеспасской сош
Программа по русскому языку
«Великая сила слова»
Учитель начальных классов
Миронова Е. В.
2016
Пояснительная записка
Русский язык в умелых руках и в опытных устах —
красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Куприн А.И.
Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании. Ее актуальность обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека. Речь, представляя собой, язык в действии, служит универсальным средством общения, границы и сферы которого постоянно расширяются; это мощный канал интеллектуального, духовного становления личности: это необходимое условие социальной активности каждого человека; речь выступает зеркалом общего культурного уровня того, кто ею пользуется.
Методические поиски последних лет привели к открытию эффективных путей и средств формирования у учащихся метапредметных и предметных коммуникативно-речевых умений, связанных с восприятием, анализом и созданием речевых высказываний. Работа по развитию речи учащихся традиционно рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку, имеющая большое образовательное значение. В то же время в условиях развития начального образования возрастает необходимость введения отдельного курса развития речи.
Обучение по данной программе носит практический характер и основывается на организации активной речевой деятельности детей, их слушания и чтения, говорения и письма.
Программа построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях кружка дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются все разделы русского языка «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Главными особенностями рабочей программы являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса; в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Цель:
создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно и оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.
Задачи:
- целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников речевой деятельности во всех ее аспектах;
- создание условий для овладения детьми различными видами речевой деятельности и механизмами речи;
- формирование у младших школьников общеучебных умений, необходимых для работы с текстом; умений
анализировать речевую ситуацию, ориентироваться в ее условиях; - формирование умений устанавливать семантические и структурные отношения как в воспринимаемых, так и в создаваемых текстах;
- развитие способности самостоятельно (на интуитивном уровне и на уровне осознания) определять возможности различных языковых средств связной речи;
- воспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к усвоению различных способов творческой интерпретации художественного текста;
- пробуждение интереса к словесному творчеству, воспитание ребенка как автора, способного к продуцированию собственных речевых высказываний, развитие его индивидуального творческого потенциала;
- воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей в связи с развитием у них коммуникативно-речевых умений;
- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных речевых задач;
- формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
Планируемые результаты:
личностные
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- овладевать некоторыми способами редактирования текста.
Коммуникативные УДД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера);
- учиться аргументировать, доказывать;
- учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
- обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять тексты;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;
- приводить примеры отрицательных предложений;
- проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Содержание программы
Данная программа строится на основе условно-концентрического принципа обучения и включает в себя повторяющиеся (но наполненные различным содержанием) на каждом этапе обучения блоки. Программа включает несколько основных разделов:
- Значение речи в жизни человека.
- Виды речевой деятельности.
- Речевое высказывание. Текст.
- Выразительность речи.
В третьем классе подготовительная работа с текстом ведется преимущественно коллективно. Учащиеся осваивают метод конструирования речевых высказываний различных типов и жанров, и, прежде всего, на основе различных моделей текста. Более активно осваивается такой вид речевой деятельности, как письмо, в том числе на основе предварительного слушания или чтения (реставрация текста, различные виды изложений).
Опыт творческой деятельности
- Создание детьми собственных образов с помощью слова, предложения, текста.
- Выражение собственного отношения к увиденному, услышанному, прочитанному.
- Самостоятельная подготовка к выразительному чтению художественного произведения (рассказа, сказки, басни).
- Отбор материала в соответствии с речевыми ситуациями и составление на их основе собственных речевых высказываний.
- Сочинение текстов различных видов, жанров, стилей на основе коллективной подготовительной работы.
Формы организации образовательного процесса:
урок- практикум
урок- исследование
урок- тест
урок-игра
урок-конкус
урок-творческая мастерская
Описание места предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение программы «Великая сила слова» в 3 классе отводится 34 ч, 34 недели, 1 час в неделю.
Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№ урока | Тема | Количество часов | Дата план. | Дата факт. |
1 | Текст. Тема и основная мысль текста. | 1 | 5.09 | |
2 | Заголовок | 1 | 12.09 | |
3 | Роль слова в тексте | 1 | 19.09 | |
4-5 | План текста | 2 | 26.09 3.10 | |
6-7 | Связность текста | 2 | 10.10 17.10 | |
8 | Творческий пересказ | 1 | 24.10 | |
9-10 | Повествование с элементами описания | 2 | 7.11 14.11 | |
11-12 | Составление диафильмов | 2 | 21.11 28.11 | |
13 | Изложение на основе картины | 1 | 5.12 | |
14-15 | Стили речи | 2 | 12.12 19.12 | |
16 | Описание времени года | 1 | 26.12 | |
17-18 | Рассуждение-объяснение | 2 | 16.01 23.01 | |
19 | Коллективное рассуждение на основе прочитанного | 1 | 30.01 | |
20-21 | Рассуждение-доказательство | 2 | 6.02 13.02 | |
22 | Редактирование текста | 1 | 20.02 | |
23 | Реставрация текста | 1 | 27.02 | |
24-25 | Диалог читателя с автором | 2 | 6.03 13.03 | |
26 | Сочинение стихотворений | 1 | 20.03 | |
27 | Стихотворения-переводы | 1 | 3.04 | |
28 | Сжатое изложение | 1 | 10.04 | |
29 | Сочинение по сюжетной картине | 1 | 17.04 | |
30 | Сочинение на основе прочитанного | 1 | 24.04 | |
31 | Изложение на основе прогнозирования текста | 1 | 15.05 | |
32 | Сочинение на основе рассказов других людей | 1 | 22.05 | |
33 | Способы создания юмористического произведения | 1 | 29.05 | |
34 | Урок речевых удовольствий | 1 | 29.05 |
Литература для учителя
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001
3. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.
4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
7. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
8. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.
9. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
10. Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. – 2004. - №6.
11. Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №47.
12. Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №46.
13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для обучающихся
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.
2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.
3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.
4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Развитие моторики ведущей руки и речи учащихся -"ЛАСТОЧКА"- для 1-3 класса
Авторская программа дополнительного образования учащихся начальных классов "Ласточка" направлена на развитие мелкой моторики ведущей руки и речи учащихся 1-3 классов. Цели: Необходимо ...
Рабочие программы доп.образования. Курсы "Развитие речи", "Умники и умницы", "Хочу все знать".
Цель дополнительной образовательной программы "Развитие речи":Развитие правильной и полноценной речи младших школьников, воспитание в детях лучших нравственных качеств, воспитание интеллектуальн...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Программа «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Цель программы: создание условия для развития мышления, п...
Методические рекомендации по разработке и реализации программы дополнительного образования.ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Объектом изучения факультатива является язык и речь, слово и мысль.Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учетом единства фор...
Программа по русскому языку "Великая сила слова"
Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших педагогических прблем в современном начальном образовании.Её актуальность обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека.речь это...
Рабочая программа предшкольного образования по развитию речи
Цель программы - организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; развитие правильной, грамотной...
Рабочие программы дополнительного образования "Эрудит", "Углубление знаний по математике", "Развитие речи", 1 класс.
Программы: "Эрудит" , "Углубление знаний по русскому языку", "Развитие речи" предназначена для проведения занятий в рамках внеурочной деятельности или д...