Программа дополнительного образования по развитию речи "Великая сила слова"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Миронова Елена Викторовна

Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших социально-педагогических проблем в свременном начальном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikaya_sila_slova_3_kl._mironova.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Нижнеспасский филиал

МБОУ  Верхнеспасской  сош

Программа по русскому языку

«Великая сила слова»

   Учитель начальных классов

                                                                       Миронова Е. В.

2016

Пояснительная записка

  Русский язык в умелых руках и в опытных устах —

красив, певуч,    

            выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

                                                                                                                             Куприн А.И.

         

      Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании. Ее актуальность обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека. Речь, представляя собой,  язык в действии, служит универсальным средством общения, границы и сферы которого постоянно расширяются; это мощный канал интеллектуального, духовного становления личности: это необходимое условие социальной активности каждого человека; речь выступает зеркалом общего культурного уровня того, кто ею пользуется.

    Методические поиски последних лет привели к открытию эффективных путей и средств формирования у учащихся метапредметных и предметных коммуникативно-речевых умений, связанных с восприятием, анализом и созданием речевых высказываний. Работа по развитию речи учащихся традиционно рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку, имеющая большое образовательное значение. В то же время в условиях развития начального образования возрастает необходимость введения отдельного курса развития речи.

    Обучение по данной программе носит практический характер и основывается на организации активной речевой деятельности детей, их слушания и чтения, говорения и письма.

     Программа  построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях кружка дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются все разделы русского языка «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

    Главными особенностями рабочей программы  являются:

определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса; в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Цель:

создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно  и оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.

Задачи:

  • целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников речевой деятельности во всех ее аспектах;
  • создание условий для овладения детьми различными видами речевой деятельности и механизмами речи;
  • формирование у младших школьников общеучебных умений, необходимых для работы с текстом; умений 
    анализировать речевую ситуацию, ориентироваться в ее условиях;
  • формирование умений устанавливать семантические и структурные отношения как в воспринимаемых, так и в создаваемых текстах;
  • развитие способности самостоятельно (на интуитивном уровне и на уровне осознания) определять возможности различных языковых средств связной речи;
  • воспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к усвоению различных способов творческой интерпретации художественного текста;
  • пробуждение интереса к словесному творчеству, воспитание ребенка как автора, способного к продуцированию собственных речевых высказываний, развитие его индивидуального творческого потенциала;
  • воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей в связи с развитием у них коммуникативно-речевых умений;
  • развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных речевых задач;
  • формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

   

  Планируемые результаты:

личностные

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать некоторыми способами редактирования текста.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

  • обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять тексты;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;
  • приводить примеры отрицательных предложений;
  • проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

Содержание программы

Данная программа  строится на основе условно-концентрического принципа обучения и включает в себя повторяющиеся (но наполненные  различным содержанием) на каждом этапе обучения блоки. Программа включает несколько основных разделов:

  • Значение речи в жизни человека.
  • Виды речевой деятельности.
  • Речевое высказывание. Текст.
  • Выразительность речи.

В третьем классе подготовительная работа с текстом ведется преимущественно коллективно. Учащиеся осваивают метод конструирования речевых высказываний различных типов и жанров, и, прежде всего, на основе различных моделей текста. Более активно осваивается такой вид речевой деятельности, как письмо, в том числе на основе предварительного слушания или чтения (реставрация текста, различные виды изложений).

Опыт творческой деятельности

  • Создание детьми собственных образов с помощью слова, предложения, текста.
  • Выражение собственного отношения к увиденному, услышанному, прочитанному.
  • Самостоятельная подготовка к выразительному чтению художественного произведения (рассказа, сказки, басни).
  • Отбор материала в соответствии с речевыми ситуациями и составление на их основе собственных речевых высказываний.
  • Сочинение текстов различных видов, жанров, стилей на основе коллективной подготовительной работы.

Формы организации образовательного процесса:

урок- практикум

урок- исследование

урок- тест

урок-игра

урок-конкус

урок-творческая мастерская

Описание места предмета в учебном плане

      В учебном плане на изучение программы «Великая сила слова» в 3 классе отводится 34 ч, 34 недели, 1 час в неделю.

        

Календарно-тематическое планирование (34 часа)

урока

Тема

Количество часов

Дата план.

Дата факт.

1

Текст. Тема и основная мысль текста.

1

5.09

2

Заголовок

1

12.09

3

Роль слова в тексте

1

19.09

4-5

План текста

2

26.09

3.10

6-7

Связность текста

2

10.10

17.10

8

Творческий пересказ

1

24.10

9-10

Повествование с элементами описания

2

7.11

14.11

11-12

Составление диафильмов

2

21.11

28.11

13

Изложение на основе картины

1

5.12

14-15

Стили речи

2

12.12

19.12

16

Описание времени года

1

26.12

17-18

Рассуждение-объяснение

2

16.01

23.01

19

Коллективное рассуждение на основе прочитанного

1

30.01

20-21

Рассуждение-доказательство

2

6.02

13.02

22

Редактирование текста

1

20.02

23

Реставрация текста

1

27.02

24-25

Диалог читателя с автором

2

6.03

13.03

26

Сочинение стихотворений

1

20.03

27

Стихотворения-переводы

1

3.04

28

Сжатое изложение

1

10.04

29

Сочинение по сюжетной картине

1

17.04

30

Сочинение на основе прочитанного

1

24.04

31

Изложение на основе прогнозирования текста

1

15.05

32

Сочинение на основе рассказов других людей

1

22.05

33

Способы создания юмористического произведения

1

29.05

34

Урок речевых удовольствий

1

29.05

Литература для учителя

1.        Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.

2.      Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001

3.      Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.

4.      Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

5.      Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

6.      Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.

7.      Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.

8.      Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.

9.      Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.

10.  Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. – 2004. -  №6.

11.  Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №47.

12.  Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. -  №46.

13.  Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.

Литература для обучающихся

1.    Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.

2.    Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.

3.    Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. —  М.:«Просвещение»,1976.

4.    Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.

5.    Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Развитие моторики ведущей руки и речи учащихся -"ЛАСТОЧКА"- для 1-3 класса

Авторская программа дополнительного образования учащихся начальных классов "Ласточка" направлена на развитие мелкой моторики ведущей руки и речи учащихся 1-3 классов.   Цели: Необходимо ...

Рабочие программы доп.образования. Курсы "Развитие речи", "Умники и умницы", "Хочу все знать".

Цель дополнительной образовательной программы "Развитие речи":Развитие правильной и полноценной речи младших школьников, воспитание в детях лучших нравственных качеств, воспитание интеллектуальн...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Программа «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Цель программы: создание условия для развития мышления, п...

Методические рекомендации по разработке и реализации программы дополнительного образования.ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Объектом изучения факультатива является  язык и речь, слово и мысль.Основной акцент сделан  на развитии у младших школьников способности к анализу языковых  фактов с учетом единства фор...

Программа по русскому языку "Великая сила слова"

Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших педагогических прблем в современном начальном образовании.Её актуальность обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека.речь это...

Рабочая программа предшкольного образования по развитию речи

Цель программы - организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; развитие правильной, грамотной...

Рабочие программы дополнительного образования "Эрудит", "Углубление знаний по математике", "Развитие речи", 1 класс.

Программы:  "Эрудит" ,  "Углубление знаний по русскому языку", "Развитие речи" предназначена  для проведения занятий в рамках внеурочной деятельности или д...