Имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Чеботарева Нина Михайловна

Конспект урока русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока69 КБ
Office presentation icon презентация к уроку432.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Имя прилагательное.

Цель урока: Знакомство с именем прилагательным, как частью речи русского языка.

Задачи:

- Ознакомить с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи.

- Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; орфографическую зоркость.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе Тамбовского края.

Оборудование: компьютер, карточки, таблицы со словарными словами, сувенир «Тамбовский волк», учебник русского языка (автор Т.Г.Рамзаева)…

Ход урока.

I. Орг.момент.

                    * Еще природа не проснулась

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась

Поприветствуйте тоже друг друга доброй улыбкой, ведь она нас всегда располагает к приятному общению.

Ребята, какие вы сегодня нарядные, глаза у вас искрятся, и вижу, полны желанием узнать что-то новое.

У нас сегодня гости, давайте с вами постараемся, чтобы на нашем уроке всем было уютно и интересно.

II. Каллиграфическая минутка. Постановка проблемного вопроса.

  • Настроим себя на красивое, аккуратное, грамотное письмо.

Представьте свою ручку лёгким пёрышком птицы, бабочкой в своей руке, капелькой росы в ладошке.

Спишите с доски аккуратно, не спеша, правильно соединяя элементы букв.

г   гг   ггг   го   иг   иго   ор   ро   од

город    городок    городской    пригород

- Назовите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

- Назовите слова с парными согласными в корне слова.

- Что общего между этими словами?

- Выделите корень.

- Назовите лишнее. Объясните своё мнение.

III. Подготовка к восприятию темы урока.

- О каком городе пойдёт речь?

«Сколько видел радости и боли                                             Слайд 1, 2.

Тихий город над рекою Цной

Поднимался он на диком поле

Небольшою крайней крепостцой…»

- Какой частью речи является слово город?

- Поставьте вопрос от этого имени существительного.

  Какой?

«Тихий город над рекою Цной»

- А Цна какая? А озеро есть какое?

- А рыба водится в Цне и озере какая?

- А люди живут у нас в Тамбове какие?

- Кто может назвать тему нашего урока?

  • Богата и удивительно красива природа Тамбовского края.

Разнообразен растительный и животный мир Тамбовщины.

IV. Проблемная ситуация.

1) Чтение текста с пропущенными словами

Запись на доске:

Вот под кустом притаился …, … зверь.

У него … зубы, … шерсть.

Он … хищник.

- Кто же это? (Трудно догадаться.) (Открывается запись на доске.)            

Слова для справок: злой, голодный, острые, серая, опасный.

- Теперь догадались, о ком идет речь?

- Что обозначают слова, которые помогли нам точно описать зверя?

- Как называются эти слова?

  • Открывается тема урока.

2) Запись текста

1 предложение запишем с комментированием.

2 предложение

                                       запишите по памяти.

3 предложение

Схема-помощник.

  • Взаимопроверка.                                                                             Слайд 3.
  • Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков.

     Какой частью речи они являются?

Наоборот, в котором звуков больше, чем букв.

Назовите часть речи.

- Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Дайте ему название.

- А удачно ли будет название Тамбовский волк?

Выражение «Тамбовский волк» издавна вошло в обиход.(Показ сувенира.)

3) Сообщение одной версии о «Тамбовском волке» (Соболев С.)

Тамбовский волк крупнее нежели степной. Мех его действительно очень ценился в своё время. А выражение «Тамбовский волк» подразумевает что-то мощное, крепкое, матёрое.

- Какой частью речи являются эти слова?

V. Работа по учебнику.

с.30, упр. 270

- Назовите животных, которых мы могли бы сейчас встретить в тамбовских лесах.

Белка (какая?)         устно

по цвету –

по размеру –                       (антоним)

по характеру –                    (синоним) (шустрая, быстрая, проворная)

Самостоятельная работа.

1 вариант Лиса (какая?)

2 вариант Заяц (какой?)

  • - Какие же важные признаки предметов могут называть прилагательные? (цвет, размер, характер, запах, вкус, форму и т.д.)

- А признаки какой части речи они характеризуют?

Вывод. Прилагательные связаны с именами существительными.

Физкультминутка.

Вы мои зайчата игривые!

Лапки прижмите,

Головки наклоните

И чуточку поспите…

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышите легко, ровно, глубоко.

Руки, ноги отдыхают.

Шея не напряжена.

И расслаблена спина.

Губы чуть приоткрываются.

Все спокойно расслабляются.

Ну-ка, зайки, хватит спать,

Надо прыгать и играть.

VI. Работа по теме урока.

Работа в паре по карточкам.                                                  Слайд 4.

Великолепен тамбовский лес весной! На земле местами лежит снег. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Свет от него густой золотистый.

Составьте предложения в парах. (устная работа)

1) солнце, теплые, льёт, на землю, Яркое, лучи

2) полянки, голубой, подснежников, украшает, Лесные, ковёр

3) наполнится, Звонкими, молодой, голосами, лес

Прочитаем предложения без прилагательных.

- Какими стали предложения? (некрасивые, неточные).

Вывод: Какой делают речь имена прилагательные? (точной, красивой, богатой, выразительной, живописной).

Запись под диктовку - 2 предложение.

- Объясните орфограммы.

- Выделите грамматическую основу предложений.

- Прилагательные подчеркните волнистой линией.

Гимнастика для глаз.

- Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю: 1, 2, 3, 4, 5)

- Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.

- Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю: 1, 2, 3, 4, 5)

- Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью.

Какая чудесная картина. (весенний лес.)

  1. Красивая вечнозелёная  с тонной оранжевой корой (сосна)
  2. Высокая, стройная с горьковатым запахом (осина)
  3. Могучий, крепкий, развесистый (дуб)
  4. Обыкновенная, ветвистая, яркая, весёлая (рябина)
  5. Остролистая, плакучая (ива)
  6. Белоствольная, весёлая, скромная, тихая, любимая, русская (берёза)

- Почему берёзу называют любимым русским деревом?

  • У каждого народа есть своё священное дерево. У русского – берёза. В нашей Тамбовской губернии (области) берёзу украшали бусами и лентами, одевали в платья, приделывали косу, под юбку залазила девочка, брала её за ствол и двигалась впереди хоровода, тем самым создавалось впечатление, что берёза пляшет сама.

3) Разноуровневая работа по карточкам.

На лесной опушке уже слышатся птичьи песни. А вот и звонко отстукивает клювом в сухое дерево наш старый знакомый. Кто же это ?

1 уровень. Вставьте слова, обозначающие признаки предметов.

В лесах_________ области живут несколько видов дятлов. Самый распространённый _________ дятел. Реже встречается ________ дятел. Оперение -____________, голос -____________.. В Красную книгу Тамбовской области занесены виды дятлов ______________, ___________, _______________, _________________, _______________..

2 уровень. Слова для справок: большой, пёстрый, малый, пёстрый, жёсткое, громкий, белоспинный, зелёный, седой, средний, пёстрый, чёрный.

3 уровень. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией в готовом тексте.

Самопроверка. Оценивание своих работ.

4) Устная работа.

Более 250 видов птиц встречается в Тамбовской области; 10 видов птиц Тамбовской области занесены в Красную книгу Росси.

                                                                        Загадки.

Чёрный, проворный,

Кричит : «Крак.»

Червякам – враг..

( грач )

- По каким признакам догадались? (цвет, характер)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(сорока)

- По характеру какая же она? По цвету? По размеру?

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крохи собирает

(воробей)

- Назовите признаки воробья.

  • А каким бы стал мир, если б не было птиц?

*    Птицы – это радость жизни, это песни, поэзия, мечта.

Слайд 5.

  • Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем.»

«Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.»

VII. Итог. Работа со схемой.                                                                       Слайд 6, 7.

- С какой новой частью речи мы познакомились?

- Что обозначают имена прилагательные?

- На какие вопросы отвечают?

- Слова какой части речи уточняют прилагательные?

- Для чего они нужны в речи?

  • Выразите своё настроение на лучиках.

*   У нас получилось красивое, яркое, весёлое солнышко.

VIII. Домашнее задание.                                                                                   Слайд 8.

Составить крылатые выражения (фразеологизмы)

Голодный как

Рыба

Хитрый как

Ёж

Трусливый как

Сорока

Колючий как

Уж

Изворотливый как

Заяц

Немой как

Волк

Болтливый как

Лиса

  • Придумайте устно ситуацию с 1 фразеологическим оборотом (по желанию с несколькими крылатыми выражениями).

При использовании фразеологических оборотов речь становится более интересной


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О каком городе идёт речь? «СКОЛЬКО ВИДЕЛ РАДОСТИ И БОЛИ ТИХИЙ ГОРОД НАД РЕКОЮ ЦНОЙ ПОДНИМАЛСЯ ОН НА ДИКОМ ПОЛЕ НЕБОЛЬШОЮ КРАЙНЕЙ КРЕПОСТЦОЙ…»

Слайд 2

ТАМБОВ

Слайд 3

й. Вот под кустом притаился злой, голодный зверь. У него острые зубы, серая шерсть. Он опасный хищник.

Слайд 5

БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ !

Слайд 6

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ОБОЗНАЧАЕТ ВОПРОСЫ ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКОВ

Слайд 7

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ВОПРОСЫ ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКОВ КАКОЙ ? КАКАЯ ? КАКОЕ ? КАКИЕ ? ФОРМА, ЦВЕТ, РАЗМЕР…

Слайд 8

Домашнее задание Составить крылатые выражения Хитрый как Ёж Трусливый как Сорока Колючий как Уж Изворотливый как Заяц Голодный как Рыба Немой как волк Болтливый как Лиса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...