урок по русскому языку "Правописание глаголов"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Ткаченко Ольга Александровна

Урок на отработку умения определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, правописание -тся, -ться в глаголах, закрепление умения писать буквы о-ё после шипящих в окончаниях глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon правописание глаголов64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку на тему:

"Правописание глаголов".

Цель: совершенствовать умение в правописании глаголов.

Задачи: 

Образовательные:

  1. Закрепить умение определять спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
  2. Закрепить умение писать частицу НЕ с глаголами.
  3. Закрепить умение писать мягкий знак после шипящих в глаголах.
  4. Закрепить умения в правописании –ться и – тся в глаголах.
  5. Закрепить умение писать буквы О- Ё после шипящих в окончаниях глаголов.

 Развивающие:

  1. Развивать мыслительные операции.
  2. Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).
  3. Развивать орфографическую зоркость.
  4. Развивать связную устную и письменную речь.
  5. Развивать навыки самоорганизации, самоанализа, саморегуляции, взаимопроверки.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе.

 

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Методы: проблемный, исследовательский, наглядный, словесный, самостоятельная работа.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Средства обучения: учебник "Русский язык" 4кл, часть1 (автор Иванов С.В.), карточки для групповой работы.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Я очень хочу, чтобы сегодня наш  урок  получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже знаем и умеем.

2. Актуализация знаний (дети самостоятельно по наводящим вопросам определяют тему урока)

- Отгадайте загадку:

- Аветис читает, а мы слушаем и готовим ответ.

Я тоже часть речи,
Жду с вами встречи.
Что ты будешь завтра делать?
Можешь ли о том поведать?
Будущего нам не знать,
Можно лишь предполагать,
Что я завтра рано встану
И бездельничать не стану,
Я и ранец соберу,
Я и в школу побегу.
В настоящем - я стою
И с тобою говорю.
А вчера весь день играл,
Прыгал, бегал, не скучал.
Итак, обозначаю я действие предмета.
Кто же я? Жду вашего ответа.

- О какой части речи говорится в загадке? (о глаголе)

- Почему вы так решили? (т.к. глагол обозначает действие, отвечает на вопросы что делать?, что сделать?)

- А ещё что обозначает глагол? (состояние, например: спать, ждать, замёрзнуть, думать)

- Посмотрите на доску, прочитайте слова:

Куса[ца]; куса[ица]; стереч(?); (не)кусает; умни[ца]; рису[иш].

- Какое слово лишнее? (умница)

- Почему? (это имя существительное, а остальные слова- глаголы) Докажите.

- Прочитайте глаголы.

- Какие орфограммы вы увидели?

( Правописание –ться, -тся в глаголах, правопис. безуд. оконч. глаголов, правопис. НЕ с глаголами, мягк. знак после шипящих в глаголах)

- Какие  известные нам орфограммы глагола  не назвали?

Буквы о- ё после шипящих в окончаниях глаголов.

- Сформулируйте тему урока. (правописание глаголов)

- Правильно, сегодня на уроке мы  будем совершенствовать свои навыки в правописании глаголов.

- Сформулируйте задачи нашего урока.

(Повторить правописание глаголов. Учиться правильно писать глаголы. Развивать мышление, внимание, память, орфографическую зоркость. )

3. Систематизация и обобщение знаний и умений.

- А сейчас блиц-опрос. Расскажите всё, что вы знаете о глаголе.

Дополните предложение:

1.Глагол- это …(часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать)

Игра "Найди глагол".

- Прочитайте текст.

Когда воевать вам

Придётся друг с дружкой –

Кидаться снежками,

Сражаться подушкой,

На случай припомните

Мудрую речь:

Лупите не в силу –

Противника надо

Предельно беречь,

Чтоб, значит,

Надолго хватило.

- Скажите, какие глаголы встретились в тексте.

- Докажите, что это глаголы.

        2.  У глаголов нет… (предлогов).

Выпишите глаголы, раскрывая скобки. (самост. работа)

(по)дорожке, (по)бегать, (на)девать, (по)гладить, (по)лужайке, (на)звать, (про)гулка, (в)нас, (по)говорить, (по)брести.

Взаимопроверка в парах

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работы друг друга.

- Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

- Поднимите руку, у кого одна ошибка.

- Какой частью слова являются слова на, по? (это приставка).

3. Глаголы имеют... ( начальную форму и личную форму).

- Отгадайте загадку:

- Читает Жора.

Пекарь сапожнику к сроку

сшить сап..ги поруча..т,

ну, а сапожник без хлеба

много ль нашьёт, натача..т?

Так и выход..т обычно:

Всё, что мы дела..м, - нужно.

Значит, давайте трудит..ся

Чес..но, усердно и дружно.

Самостоятельная  работа. ( 2уч. у доски)

Запишите глаголы в два столбика: 1- начальная форма глагола;2- личная форма глагола.

- Ваня - запишет в левый столбик глаголы н.формы, а Алиса - в правый столбик – глаголы в личной форме.

- Ребята, посмотрите, правильно ли записал слова в первый столбик Ваня?

- Правильно ли записал во второй столбик слова Алиса?

4. Глаголы бывают…( совершенного и несовершенного вида).

- Поиграем! Называю глагол, если он совершенного вида, вы приседаете, несовер-шенного  вида- подпрыгиваете.

Писать, верить, убрать, написать, петь, убирать, вылететь, поверить, лететь, запеть.

( С.в.- убрать, написать, вылететь, поверить, запеть;- приседание

Н.в.- писать, верить, петь, лететь- прыжки).

- Как определяли вид глагола?

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

4. Систематизация и обобщение знаний и умений.

Работа в группах.

- Выполняя предыдущие задания, все орфограммы глаголов мы назвали? (нет)

- Работая в группах, мы вспомним неназванные правила.

Каждая группа выполняет свои задания в тетради, через 5 минут проверяем. В каждой группе взаимоконтроль!

5. Проверка работы у доски.

- Прошу рассказать о своей работе по плану:

1. Какая орфограмма встретилась в задании.

2. Как выполняли задание.

- Пока одна группа отвечает у доски, все остальные ребята внимательно слушают и проверяют выполнение работы.

1 группа.  

Запишите слова в два столбика, раскрывая скобки.

(Не)доумевать, (не)грустить, (не)годовать, (не)бояться, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)годиться, (не)понимать,

Правило: частица НЕ с гл. пишется раздельно, кроме слов, кот. без не не употребляются.

2 группа. 

Выпиши глаголы в два столбика.

Смея[ца], ули[ца], учи[ца], умни[ца], пени[ца], верте[ца], балова[ца], умыва[ца], кури[ца].

Правило: правописание – тся, - ться

- Почему слова в первом столбике написали без Ь?

3 группа.

Спиши, вставь пропущенные буквы.

Зашь...т, стриж…т, стереж…т, обожж…т, печ…т, прочьт...т.

Правило: под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё.

Буква о в окончаниях глаголов не пишется.

4 группа. 

Выпиши глаголы, раскрывая скобки. 

Пряч(?), горяч(?), бегаеш(?), ключ(?), прилеч(?), плывёш(?),камыш(?),реч(?), заплач(?), учиш(?)ся, дремуч(?), возвратиш(?)

Правило: мягкий знак после шипящих в глаголах.

- Почему не взяли слова горяч, ключ, меч, камыш, речь, дремуч?

5 группа.

Спишите глаголы, вставьте пропущенные буквы.

Дремл…шь, пиш…шь, относ…шь, смотр…шь, проход…м, черт…шь, бега…шь, дума…шь.

Правило: правописание безударных окончаний глаголов

- Что помогло вам написать правильно окончание глаголов? (спряжение)

- Про какие глаголы мы должны помнить всегда?

- Давайте вспомним алгоритм, который помогает нам правильно написать безударные окончания глаголов.

- Сделаем вывод,  над какими изученными орфограммами мы сегодня работали?

Резерв.

Работа по учебнику с.131 упр.2 ( сам. работа)

6.Подведение итогов. Рефлексия.

На доске прикреплены два листа зеленый и красный:

- Посмотрите на доску. Те из вас, кто - то считает, что тему "Правописание глаголов» усвоил хорошо - прикрепите магнит на зеленый лист. Если кто- то считает, что нужно ещё позаниматься по данной теме - прикрепите магнит на красный лист.

- Я рада, что ребят, усвоивших тему, стало больше, а остальным необходимо будет позаниматься..

7.Задание на дом

По выбору:

С. 137 упр.3

С. 137 упр.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Глагол"

Данный урок дает возможность систематизировать знания детей по теме: «Глагол». Конспект урока составлен в соответствии с программой УМК «Школа 2100» по учебнику Р.Н. Бунеева для 3-го класса....

Конспект урока по русскому языку "Глагол"

Урок русского языка во втором классе "Глагол" с использованием исследовательских технологий...

Конспект урока по русскому языку "Глагол".

Конспект урока для 4 класса на тему "Глагол" (по программе "Начальная школа XXI века")....

урок по русскому языку . Глагол

Дать первоначальное представление об употреблении глаголов в речи.Развивать логическое мышление и внимательное отношение к слову, орфографическую зоркость, грамотную речь, творческие способности.Воспи...

Конспект урока по русскому языку "Глагол"

Конспект урока по русскому языку на тему "Глагол"....

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока по русскому языку «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». (3 класс УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу г...