Конспект урока + презентация "Именительный падеж имени существительного"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока русский язык ; 3 кл.; программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imenitelnyy_padezh_.doc75.5 КБ
Office presentation icon imenitelnyy.ppt371 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3  

Тема урока: «Именительный падеж имени существительного»

Цели урока: формирование представлений о именительном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении)

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  1. Понимать для чего служит именительный падеж.
  2. Уметь находить сова ,стоящие в именительном падеже ( по его признакам) .
  3. Знать признаки именительного падежа.
  • Личностные:
  1. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.
  2. Интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник Русский язык; 3 класс; Канакина В,П., Горецкий В.Г., Ч 2, рабочие тетради.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационный

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь на свои места.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Проверять свое рабочее место

Приветствовать учителя

К: настрой на урок

Мотивация к учебной деятельности

Словесный: беседа

2 мин

-Ребята, сегодня мне понадобится ваша помощь. Вчера, готовясь к уроку, я прочитала очень интересное предложение. ЛЮБИТ ДОЧЬ МАТЬ. Я засомневалась, в каком падеже стоят существительные ДОЧЬ, МАТЬ.

 -Как вы думаете? (дети высказывают свои мнения)

-На этот вопрос мы ответим позже, когда проведем исследование.

(«ЗИМА»- слушание музыки)

Что вы представили, слушая эту музыку?

А чего нам не хватает зимою? (солнышка, тепла)

- В гости к нам пришло зимнее солнышко, чтобы еще порадовать нас и согреть своим теплом. Каждый лучик волшебный -это пожелание для успешного путешествия по стране знаний.  За каждое правильно выполненное задание-лучик пожелание. И так в путь!

- Ребята, а вы любите исследовать, узнавать что-то новое?

- Что значит исследовать? Как вы себе это представляете? (Изучать объекты со всех сторон, анализировать, делать выводы).

- Сегодня вы будете исследователями.        

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Актуализация знаний

Практический: выполнение письменного упражнения

Словесный: ответы на вопросы

5-8 мин

Запишите. Обозначьте в словах орфограммы. Найдите главные члены в предложениях, подпишите части речи.

Зима. Идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья.

Прочитайте предложения. Определите падеж имён существительных.

Наступила весна.

Ребята пришли.

Солнце светит.

Что вы можете сказать об этих предложениях?(Простые нераспространённые предложения)

Сравните имена существительные в предложениях. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже).

Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими).

Сформулируйте тему урока.(Именительный падеж имени существительного).

Какие задачи вы ставите перед собой на уроке? (узнать и запомнить особенности существительных в И. падеже, правильно определять Им. Падеж)

Выполнять задание

Отвечать на вопросы

Определять тему и цель урока

П.:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

П.: построение

логической цепи рассуждений, доказательств

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

Л.: смыслообразование

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

Словес.: слово учителя

Практический: составление памятки в парах

Практический.: чтение правила.

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение письменного упражнения

Практический.: фронтал. проверка.

25 мин

-На какие вопросы отвечают имена существительные в Именительном падеже?

-Каким членом предложения являются имена существительные в Именительном падеже?

- Есть ли предлоги перед  сущ. в Именительном падеже?

-Послушайте стихотворение про Именительный падеж.

Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд,

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы-кто? И что?

Ни с кем не спутает никто!

Ребята, составьте в паре памятку о существительных стоящих в Именительном падеже.

(Памятка)

Именительный падеж

Кто? Что?

Нет предлогов.

Подлежащее!

Ребята, мы с вами составили памятку. Кто может рассказать нам правило, опираясь на памятку?

Откройте свои учебники на стр.42 и прочитайте правило. Всё ли правильно мы с вами сказали, нечего добавить?!

6. Закрепление нового материала.

1)работа с предложением

Ребята, в начале урока, я вам говорила предложение: «Любит дочь мать».

-Когда существительное ДОЧЬ будет в именительном падеже? (когда оно будет подлежащим)

-От чего это зависит? (от порядка слов в предложении)

-Составьте предложение, в котором слово ДОЧЬ является подлежащим и значит стоит в именительном падеже. Запишем составленное вами предложение. Выделите в нём грамматическую основу.

Выполните самостоятельно упражнение 74.

Упражнение 74

Ноч..ю был буран. Веет..р гудел в трубе. Жёс..кий сне.. взв..вался вихрем. Утром Таня подошла к окну. Белая в..юга круж..ла над деревней.

Какие орфограммы были пропущены, проверяем правильность записанных вами слов по цепочке начиная с 1 ряда 1 парты.

Назовите имена существительные с орфограммами, объясните их написание.

Назовите имена существительные, которые стоят в именительном падеже.

Назовите синонимы.(Буран, вьюга; ветер, вихрь).

Ребята, над закреплением какого правила вы работали выполняя упражнение. Кто может рассказать правило?

 Комментировать орфограммы

Отвечать на вопросы

Слушать учителя.

Составлять памятку опираясь на ранее полученные знания

Читать правило;

Узнавать новую информацию.

Работать с предложением

Отвечать на вопросы.

Выполнять упражнение письменно.

Проверять работу; комментировать записанное.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

П.: выполнение действий по алгоритму

П.: осознанное построение речевого высказыван

П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств

П.: осознанное построение речевого высказывания;

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

Л.: смыслообразование

Итог урока. Рефлексия.

2 мин

Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.

Труд кормит , а лень портит.

-Найдите имена существительные и определите их падеж.

-Что можно сказать об этих именах существительных?

Наше исследование завершилось. Так что же нового мы сегодня узнали об Именительном падеже?

Употребляются ли имена существительные в Им. п. с предлогами?        

 Домашнее задание. Выучить правило на с. 43, упр. 76

Толковать смысл пословицы.

Обобщать изученное.

.

Записывать д/з

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕБОЛЬШИЕ СОЧНЫЕ ПЛОДЫ КУСТАРНИКОВ И ТРАВ. ЯГ ДЫ ′ О

Слайд 2

НЕБОЛЬШОЙ ПУГЛИВЫЙ ЗВЕРЁК СЕМЕЙСТВА ГРЫЗУНОВ, С ДЛИННЫМИ ЗАДНИМИ НОГАМИ И ДЛИННЫМИ УШАМИ. ЗА Ц ′ я

Слайд 3

ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ СЕМЕЙСТВА ПСОВЫХ, РОДСТВЕННОЕ ВОЛКУ. С БАКА ′ О

Слайд 4

КРУПНОЕ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ, КОТОРОЕ ДАЁТ МОЛОКО. К РОВА ′ О

Слайд 5

ПЛОД НЕКОТОРЫХ ДЕРЕВЬЕВ ИЛИ КУСТАРНИКОВ СО СЪЕДОБНЫМ ЯДРОМ В ТВЁРДОЙ ОБОЛОЧКЕ. РЕХ ′ О

Слайд 6

КРУПНЫЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ С ДЛИННОЙ ГУСТОЙ ШЕРСТЬЮ И КОРОТКИМИ ТОЛСТЫМИ НОГАМИ. М ДВЕДЬ ′ е

Слайд 7

Угадай Главный член предложения, который подчёркивается двумя чертами. Главная неизменяемая часть слова. Непроизносимая согласная в слове солнце. Изменяемая часть слова. Имена существительные бывают собственными и …… Существительные молоко, пальто, метро имеют форму только …….. Суффикс в слове грибной. Гласная в слоге жи . Соединительная гласная в слове вездеход. с к л н н о е и е

Слайд 8

В каком падеже стоят существительные: «дочь», «мать»? Любит дочь мать.

Слайд 9

Тема: «Именительный падеж имён существительных»

Слайд 10

Запишите предложения. Определите падеж имён существительных. Наступила весна. Ребята пришли. Солнце светит.

Слайд 11

Именительный падеж Существительные отвечают на вопросы Кто? Что? В предложении всегда является ПОДЛЕЖАЩИМ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ БЕЗ ПРЕДЛОГОВ

Слайд 12

Труд кормит, а лень портит.