Урок русского языка во 2 классе "Слово и его значение"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Левина Галина Петровна

Урок русского языка, проведенный во 2 классе УМК "Перспектива. Цель урок: создать условия для развития речи учащихся,для развития УУД учащихся при изучении темы "Слово и его значение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Слово и его значение», проведённого во 2 классе. Учитель: Левина Галина Петровна.

ЦЕЛЬ: создать условия для развития речи учащихся, для развития УУД учащихся при изучении темы «Слово и его значение»

Задачи:

  1. Образовательная-  учить детей различать слова: синонимы, антонимы, фразеологизмы, находить в тексте и использовать в собственных произведениях синонимы, антонимы, продолжить работу по развитию орфографической зоркости.
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.
  3. Воспитательная – содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у детей любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая -  обеспечить необходимые условия для продуктивной деятельности учащихся,  снятию умственного и физического напряжения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока направлены на достижения учащимися:

Личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностно го смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфлик тов и находить  выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;

Метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществле ния;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построение рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работ в паре, группе;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока;

    Предметных результатов:

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

- находить лексическое значение слов, орфограммы;

- распознавать синонимы, антонимы, фразеологизмы;

- понимать структуру текста, исправлять ошибки;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Орг.момент.

  1. Актуализация  знаний  и фиксация затруднения в пробном действии.

а ) работа над предложением;

б) работа со словом.

  1. Выявление места и причины затруднения.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

  1. ФИЗМИНУТКА,

  1. Включение в систему знаний и повторение.

а) запись синонимов.

б) Работа по учебнику.

Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.

          в) Работа с устойчивыми    сочетаниями слов.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности. (НА ДОСКЕ)

- Как вы понимаете пословицу: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»? (Мы узнаём каждый день что-нибудь новое)

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем

- Сегодня у нас урок обобщения и систематизации знаний.

- Желаю вам успеха и думаю, что у вас всё получится.

- Запишите число, классная работа.

На доске предложение:

 Зимний мороз сковал лесные озёра. (Запись предложения, обвести самые красивые на ваш взгляд слоги, слова, подчеркните и объясните орфограммы). Оценивание.

Объяснение слова сковал, обращение к толковому словарю

Дети, совсем недавно я вам рассказывала о том, как некоторые слова в русском языке обижаются на вас: Дорога всегда широкая, лес зелёный, небо голубое.  Сейчас я вам предлагаю отгадать загадку и поиграть со словом – отгадкой.

Странные звёздочки с неба упали

Нам на ладошки легли и пропали.

(На доске из «тучки» падают снежинки)

Полетел ветерок и снежинки разлетелись. Помогите собрать их, на каждой снежинке – буква) СНЕЖИНКИ. Запись слова.

В тетради давайте запишем самые разные слова. Игра «Слово – магнит».

- Какие видели снежинки? Кружевные, лёгкие, белые)

- Что они делают? Летят, падают, кружатся, разговаривают, шепчутся, тают на ладошке)

- С чем можно сравнить? Легкие, как пух, белые, как сахар)

А теперь работа в группе. Подумайте, включитесь все в работу, составьте маленькое мини – сочинение. Затем кто-то один отвечает. Вот, если подумать, что можно сотворить со словом.

Попробуйте предположить тему урока. «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов  и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и выражений» (К.Паустовский)

- Чем мы сегодня будем заниматься?  На доске план действий.

1. Что такое синонимы, антонимы, омонимы?

2. Дать определения словам.

3. Нахождение их в предложениях.

4. Для чего они нужны?

(Вспомним омонимы, антонимы, синонимы, устойчивые сочетания слов)

- Что для этого надо проявить?

Давайте сейчас подумаем, нужны ли в русском языке эти слова? Зачем?

Задания для пробного действия.

Работа по индивидуальной карточке.

Чтение текста.

- Какое настроение он создаёт?  Предположите, что нам сейчас предстоит сделать? ЧТО ТАКОЕ АНТОНИМЫ? Подберите к слову пасмурный день -  антоним. Запишите новое заглавие. Какой день может быть описан в тексте с таким заглавием? Замените все выделенные слова антонимами и запишите получившийся текст. Индивидуальная работа со слабыми детьми.

Солнечный день.

Тёплый  ветер дует в лицо.  На деревьях весело трепещут листья. По небу плывут лёгкие облака.

( Пасмурный день)

Холодный ветер дует в лицо. На деревьях грустно трепещут листья. По небу плывут тяжёлые облака.. Сравнение текстов, вывод. Какой текст вам больше всего понравился?. Хотя антонимы порой навевают грустное настроение, они нужны в русском языке. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ.

А теперь, давайте поиграем в синонимы.

-Что такое синонимы?

(На доске карточки . Последнее слово в четверостишии заменено синонимом. Необходимо восстановить  авторский текст, указав нужное слово и записать)

  1. Вот с весёлой звонкой песней

Мы идём на лыжный кросс

Воздух чистый, день чудесный

Не пугает нас ХОЛОД (мороз)

  1. Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда

Хлеб вкуснее не от масла

Хлеб вкуснее от РАБОТЫ (труда)

  1. Весёлый вестник ливней вешних

Промчался в небе первый гром,

И вот открыл глаза подснежник

И озирается ВОКРУГ (кругом)

  1. Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится

Кто сказал, что дубу

Страшно ПРОСТУДИТЬСЯ ( заболеть)

  1. Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый

Значит, дуб ЗДОРОВЫЙ (закалённый)

Нам предстоит вспомнить, что такое омонимы?

СТР.41. №3. Запись двух предложений, подчеркнуть слова – омонимы.

Художник взял в руки кисть и краски.

В вазе алела кисть  рябины.

Запись и объяснение сочетаний слов:

Кот наплакал, ,задирать нос, Засучив рукава, спустя рукава, взяться за ум, водой не разольёшь, бить баклуши.

Вернёмся к плану работы на уроке.

- Все ли мы с вами выполнили?

- Если вам на уроке было комфортно, вы  со всем смогли справиться, - подарим нашему солнышку «лучики», если испытывали затруднения, надо ещё над чем-то поработать, подарим солнышку «рыжики».

Пуст наши маленькие «лучики» и «рыжики» несут тепло и доброту.

Д/З: Записать 10 словарных слов на тему «Зима». Резерв.

Спасибо за урок.

Дети высказывают своё мнение.

Запись числа и классной работы.

Отгадывают загадку.

Восстановление букв.

Вспоминают урок окружающего мира, какие бывают снежинки, стихотв.  Бальмонта по литературному чтению. Светло-пушистая снежинка белая какая чистая, какая смелая!.

 В работе принимают участие все дети.

Составление рассказов по группам, показывают готовность.

Дети называют тему урока, предполагают, чем будем заниматься.

Самостоятельно читают текст.

Заменяют слова в карточке противоположными словами – антонимами.

Оценивают работу.

Выходят по одному к доске, читают текст на карточке и называют нужное слово.

Запись синонимов.

Оценивание.

Проверка по эталону. Оценивание.

Запись, устно объяснить.

По рядам встают и прикрепляют к солнышку свои «лучики» и «солнышки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.

Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...

Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов.

Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов. Программа "Школа 21 век"....

Урок русского языка "Слова с несколькими значениями" 2 класс

УМК "Перспектива". Презентация к уроку....

урок русского языка 2 класс "Лексическое значение слова"

урок русского языка во 2 классе "Лексическое значение слова"...

Презентация к уроку русского языка "Слово и его значение"

Презентация  к уроку русского языка в 4 классе, УМК"Перспектива"....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Значение суффикса"

Технологическая карта урока построена в соответствии с требованиями ФГОС...