Игровые технологии в начальных классах.
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Осуховская Светлана Александровна

Игровые технологии в начальных классах. Уроки русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии в начальных классах.

Педагогии и ученые рассматривают игровые технологии, как важную форму обучения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению различных предметов.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Другой положительной стороной игры является то, что, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, то есть усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игровых технологий в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизменно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, являются игровые технологии, способствующие практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет важные функции:

  1. Развлекательную (развлечь, достичь удовольствия, пробудить интерес).
  2. Коммуникативную (освоение диалектики общения).
  3. Терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникших в других в других видах жизнедеятельности).
  4. Диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения)
  5. Коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру диагностических показателей).
  6. Межнациональных коммуникаций (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).

В связи с выполнением огромного числа функций игровые технологии активно используются в современной школе в следующих случаях:

  1. В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета;
  2. Как элемент более обширной технологии;
  3. В качестве урока;
  4. Как технология внеклассной работы.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям:

  1. Дидактическая цель становится перед учащимися в форме игровой задачи.
  2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
  3. Учебный материал используется в качестве средства.
  4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровым.
  5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Рассмотрим игровые технологии на уроках русского языка.

  1. Азбука. Тема: предложение. Предложение состоит из отдельных слов, каждое слово в предложении пишется отдельно.

Осень наступила.

Играю с ребятами: каждое предложение это паровозик (связь с игрой). У паровозика есть голова, то есть дизель, есть отдельные вагоны. У паровозика может быть 2,3,5…..10 отдельных вагонов, но все они образуют один состав, так в предложение может быть 1,2,3…..,10 слов, но все они пишутся отдельно. Дети учатся отличать большое слово – большой вагончик (то есть в схеме большой – длинный прямоугольник). Маленькое слово – маленький вагончик ( маленький в прямоугольной схеме).

Например:

Мама пошла в магазин.

На этом этапе обучения у детей в игре отрабатываются правила предложения.

Начало предложения пишется с большой буквы.

Каждое слово (большое и маленькое) пишется отдельно.

В конце предложения ставится точка.

2 Игра «Хлоп-хлоп».

Тема: деление слова на слоги, ударный слог.

Сколько слогов – столько хлопков. Например: воробей. Три гласных – три хлопка. Добавляю игру «Тише-громче». Первые два хлопка тихие, а третий сильный.

  1. «Стук-стук».

Ведущий стучит по коробке или по столу столько раз, сколько слогов должно быть в слове и один из стуков делает сильнее, и громче других. Игроки каждой команды должны по очереди назвать соответствующее слово.

Игру следует проводить в таком порядке:

  1. Двусложные слова с ударением на первом слоге (мама, школа);
  2. Двусложные слова с ударением на втором слоге (рука, стена);
  3. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (дорога, корова);
  4. Трехсложные слова с ударением на третьем слоге (молоко, голова);
  5. Трехсложные слова с ударением на первом слоге (дерево, солнышко);

Побеждает команда, допустившая меньше всего ошибок.

  1. «Вышивание крестиком».

Слова можно вышивать крестиком . Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестом, а безударный маленьким. Дети делятся на три команды. У кого получится правильный рисунок тот и выиграл.

  1. Игра «Шифровальщики».

Цель автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза.

Играют в парах.

лыжи

санки

коньки

жыил

ански

кьоинк

  1. «Выбери три слова».

Цель: проследить за формированием орфографического навыка.

На девяти картонках записаны девять слов: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

Двое берут карточки, выигрывает тот ученик, у кого первого окажутся три карточки, имеющие одинаковую орфограмму.

рыбка

вьюга

чулок

дубки

варенье

чучело

гриб

ручьи

чум

7. Игра «Почтальон»

Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова,

огород

парк

школа

столовая

гря_ки

доро_ки

кни_ка

хле_цы

кали_ка

бере_ки

оболо_ка

спи_ки

реди_ка

ду_ки

тетра_ка

голу_цы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение методической недели в начальной школе по теме «Современные педагогические информационные, компьютерные и игровые технологии в начальных классах, их роль в образовательном процессе»

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы гимназии, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрас...

"Игровые технологии в начальных классах" (доклад)

Вэтой работе раскрывается суть игровых технологий, применяемых в начальной школе....

План самообразования "Применение игровых технологий в начальных классах"

План самообразования учителя начальных классов Ушаковой Алёны Павловны "Применение игровых технологий в начальных классах" расчитан на 5 лет. В плане отражены цель и задачи, предполагаемые результаты ...

Использование игровых моментов на уроках технологии в начальных классах

Нет необходимости убеждать вас в том, что игра для младших школьников – это частица их жизни и, причём очень значимая. Каждый учитель начальной школы имеет в своём арсенале набор игр по различным пред...

Применение игровых технологий в начальных классах с целью повышения качества обучения.

     С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у  них организаторских способностей...

Статья "Игровые технологии в начальных классах"

Описание и применение игровых технологий в начальных классах...