Урок русского языка с этнокультурным ресурсом региона
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Давыдова Елена Витальевна

Класс:  4

Дата (четверть):  1 четверть

УМК: Перспективная начальная школа

Тема: Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания

Тип урока:  комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka_s_etnokulturnym_resursom_regiona.zip246.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

с этнокультурным ресурсом региона

Учитель: Давыдова Е.В., МБОУ СОШ №3 им.А.Верещагиной г.Туапсе    

Класс:  4

Дата (четверть):  1 четверть

УМК: Перспективная начальная школа

Тема: Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания 

Тип урока:  комбинированный

Результаты:

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Закреплять умения определять:

– время глагола;

– личные местоимения, их форму.

Формировать представление об общих закономерностях, связывающих глагол со словами других частей речи:

могут быть разные наборы окончаний (разные склонения в одном случае и разные спряжения в другом); и там и здесь окончания могут быть ударными и безударными

Проводить наблюдение под руководством учителя;

осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;  давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи;

анализировать и выделять общее;

учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий

Формировать устойчивый познавательный интерес и бережное отношение к русскому языку, воспитывать чувство патриотизма на основе использования этнокультурного компонента

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

чувства сопричастности своей Родине и уважения к ней

Формирование умения действовать согласованно для достижения общей цели, находить общее решение, аргументированно строить предположение, формулировать собственное мнение,

осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях

общения, работать в группе

Владение различными

видами аудирования,

осуществление информационной

переработки текста;

формирование умения структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя

Планирование самостоятельного выполнения заданий,

выбор темпа работы; формирование способности принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

Оборудование:   ноутбук, проектор, компьютерная презентация к уроку, презентация этнокультурного ресурса региона «Вещи рассказывают о прошлом»,  учебник «Русский язык» ч.1 (с. 46–49),  рабочая тетрадь 1.


Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Самоопределение к деятельности, целеполагание

Фронтальная беседа

-Добрый день!

- Вы готовы к нашему уроку?

-Послушайте отрывок из стихотворения:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду - всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт.

-О какой части речи идёт речь? Почему?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

-Какие цели мы поставим перед собой на урок?

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Зачитывает стихотворение.

Настраивает на активную работу.

Задаёт вопросы.

Фиксирует тему на доске, слайде

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

Слушают и анализируют стихотворение.

Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока «Глагол»

Формулируют цель и задачи урока

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Регулятивные: самоконтроль, самопроверка целеполагание.

Коммуникативные:

осуществлять речевое взаимодействие

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Каллиграфическая работа

Словарная работа

Грамматическая работа

Минутка чистописания

 Гг гг

Глагол

Слова из словаря «Пиши правильно»

гореть, костер ( Т1  № 23)

Грамматическая разминка

- Какие слова мы записали?

- Давайте составим предложение с этими словами.

 - Выделим в предложении основу.

- Определим, к каким частям речи относятся слова в предложении

Демонстрирует образец

написания, комментирует правила каллиграфического письма.

Диктует слова, контролирует написание и объяснение орфограмм

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников

Самостоятельно выполняют письмо по образцу

Выполняют письмо под диктовку (один ученик у доски), подчеркивают орфограммы

Дают ответы на вопросы.

Составляют предложения.

Называют основу предложения.

Определяют, к каким частям речи относятся слова в предложении

Личностные:

проявлять старательность

Предметные:

каллиграфическое написание,

запоминание словарных слов

Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Грамматико-орфографическая работа с текстом

Упражнение 30 из учебника.

Проверяет, насколько хорошо усвоены разные орфограммы

Обращает внимание детей на глаголы

Выполняют упражнение.

Вспоминают коллективно (те, которые выделены цветом): по цепочке называют вместе с проверочными словами

Обнаруживают их в тексте, различают глаголы настоящего и прошедшего времени и над первыми надписывают подходящее по лицу и числу личное местоимение

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Предметные:

Повторяют понятия «орфограмма», вспоминают сведения о глаголе

Работа по теме урока

Работа с текстом

Упражнение 31 из учебника.

Вывод: глаголы, как и существительные, имеют разные окончания в одних и тех же формах, поскольку относятся к разным … нет-нет – не склонениям, но спряжениям.

Организует повторение однородных членов

Обращает внимание детей на то, что и у существительных, стоящих в предложении в одной и той же форме, и у глаголов, стоящих в одной и той же форме, могут быть разные окончания.

Подводит к формулированию главного вывода

Выполняют упражнение.

Повторяют однородные члены предложения: обнаруживают однородные сказуемые и однородные дополнения в обоих предложениях.

Убеждаются в том, что существительные в каждом предложении стоят в одном и том же падеже, и объясняют, почему же у них разные окончания: они относятся к разным склонениям.

Сравнивают глаголы в каждом предложении, приходят к выводу, что они тоже стоят в одной и той же форме, хотя окончания у них разные.

Формулируют вывод

Предметные:

повторяют однородные члены предложения

Коммуникативные:

осуществлять речевое взаимодействие

Предметные:

формируют представление об общих закономерностях, связывающих глагол со словами других частей речи

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности

IV.  Физминутка

Здоровьесбере гающая работа

Мы встаем.

Мы идем, идем, идем.

Мы потянемся немножко.

И похлопаем в ладошки.

Будем снова мы писать.

И напишем все на пять.

-Почему так много глаголов в тексте физминутки?

Зачитывает стихотворение совместно с учащимися.

Задаёт вопросы

Зачитывают стихотворение совместно с учителем, сопровождая его действиями.

Отвечают на вопросы

Личностные:

интерес к русскому языку

Закрепление знаний

Этнокультурный модуль

Показ презентации виртуальной экскурсии «Вещи рассказывают о прошлом»

Организует виртуальную экскурсию в виде показа презентации. Использует этнокультурный ресурс региона (исторические, памятники)

Знакомятся с презентацией, совершают виртуальную экскурсию

Личностные:

личностное самоопределение, чувство сопричастности своей Родине и уважения к ней, патриотизм

Исследовательская деятельность;

отчет групп

Вам предстоит в группах составить предложения с глаголами на основе полученной из презентации информации.

Организует работу в группах по количеству заданных объектов.

Контролирует выполнение работы, оказывает адресную помощь.

Обсуждают в группах.

Составляют предложения на основе презентации.

Зачитывают и записывают получившиеся предложения.

Применяют имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.

Участвуют в отчёте групп

Коммуникативные:

действовать согласованно, находить общее решение,

работать в группе

Познавательные:

проводить исследовательскую деятельность

Регулятивные:

высказывание предположения на основе наблюдений

Познавательные:

побуждение интереса к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом, извлечение информации из словарей

V. Подведение итогов,

 рефлексия

Беседа

- С чем познакомились на уроке?

- Что нового узнали?

- Чему научились на уроке?

Закончи фразы:

- Сегодня на уроке…

- Было интересно…

- Я испытал трудности

Организует подведение итогов работы и рефлексию

Подводят итоги.

Выполняют рефлексию своей деятельности на уроке

Регулятивные

формулирование и аргументация своего мнения

Личностные

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

VI. Домашнее задание

Инструктаж

Рабочая тетрадь 1, упражнение 24 (с. 24–25)

По желанию составить объект виртуальной экскурсии «Вещи рассказывают о прошлом» для пополнения презентации

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Записывают задание

Регулятивные:

планирование самостоятельного выполнения заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе.Словарик этнокультурной лексики.

«Используем средства языка при общении».Урок презентация группового проекта.Словарик этнокультурной лексики «Русская изба».4 класс. УМК «Планета знаний»....

Проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-. 4 класс

Предложенный проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов " Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-" для 4 класса предпола...

Урок русского языка с использованием электронных образовательных ресурсов. 3 класс. Виды предложений по цели высказывания.

На уроке используются электронные образовательные ресурсы. Имеются ссылки. Школа России....

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка

В работе говорится об использовании текстов этнокультурной (марийской) тематики на уроках. Подобран дополнительный материал к грамматическим темам....

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Использование этнокультурных ресурсов региона (исторических, литературных, природных памятников) в преподавании русского языка

Применение метода виртуальной экскурсии на уроках будет способствовать эффективному формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий...

Использование этнокультурных ресурсов региона

Использование этнокультурных ресурсов региона. Краснодарский край....