Конспект урока в 4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Замятина Анастасия Олеговна

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа № 152                                                                                                                 Учитель: Евстифеева Н.А.

Класс: 4 «Б»                                                                                                                  Методист: Кондратьева И.И.

Дата: 12.12.17                                                                                                  Студентка 45 группы: Замятина А.

Конспект урока русского языка

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»

Цели деятельности учителя: выработать умения самостоятельно применять правила написания безударных падежных окончаний имен существительных.

Планируемые результаты:

Предметные: 

-  систематизируют знания о написании безударных падежных окончаний имен существительных;

- продолжают  развивать навыки определения падежей и склонений имен существительных.

Личностные: 

- формирование познавательного интереса;

- формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник 4 кл.,1 ч., УМК «Школа России», учебная презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Время

 Содержание урока

Деятельность учащихся

 УУД

Самоопределение к деятельности

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Олеговна, я проведу у вас урок русского языка.

Приветствовать учителя;

Л:самоопределение, смыслообразование.

Актуализация опорных  знаний и мотивация

Словесный, беседа

4 мин

Я говорю определение, а вы название падежа, о котором идёт речь:

Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто; (И.п)

Какой падеж употребляется с предлогами: на, за, под, через, про, в? (В.п)

Кого же нет, я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите; (Р.п)

Мне без предлогов свет не мил, пусть будут «в», и «о», и «при»; (П.п)

Предлогам «перед», «под» и «над» в любой момент я буду рад; (Т.п)

Лишь только я могу сказать, с предлогами «к» и «по» порой дружу, но и один гулять хожу. (Д.п)

Отвечать на вопросы.

 Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Л: смыслообразование.
П: извлекать необходимую информацию из текста;
К: выражать  свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Постановка учебной задачи

Практический, выполнение упражнения.

5 мин

Работа по карточкам.

Вставь окончания и выдели их. Определи склонение и падеж.

О мякот…(и), по пустын…(е), на пароход…(е), от радост…(и), из берлог…(и), к побед…(е), для библиотек…(и), на горизонт…(е), об осен…(и), по горст…(и), о мыш…(и), о капел…(и).

Проверка (по цепочке).

Как вы думаете, о чем мы с вами продолжим говорить? Какова тема нашего урока?

Какие поставим цели?

Выполнять упражнение на карточках.

Р: целеполагание

Р: планировать дальнейшую деятельность.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой.

Первичное закрепление.

Практический, выполнение упражнения.


Динамическая пауза


11 мин

1 мин

10 мин

Кто расскажет алгоритм действия правописания падежных окончаний имён существительных?

1. Определить склонение.

2. Определить падеж.

3. Вспомнить таблицу окончаний в нужном склонении и падеже.        

4. Подставить слова-помощники (существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием, например: 1 скл. – рука, 2 скл. – плечо, 3 скл. – степь).

Стр. 127, упр. 239.

Прочитайте задание, что нужно сделать? (Составить словосочетания, употребив существительные в Р.п., Д.п. или П.п.).

Выполняем задание, как в образце (выходят к доске по цепочке, остальные выполняют задание в тетрадях).

Смеяться от радости (Р.п., 3 скл.), рисовать в тетради (П.п., 3 скл.), подъехать к деревне (Д.п., 1 скл.), написать тете (Д.п., 1 скл.) Ире (Д.п., 1 скл.), закричать от боли (Р.п., 3 скл.), побывать в Сибири (П.п., 3 скл.), работать на компьютере (П.п., 2 скл.), приехать к бабушке (Д.п., 1 скл.) Соне (Д.п., 1 скл.), идти по тропинке (Д.п., 1 скл.), взять с ладони (Р.п., 3 скл.), плыть по Волге (Д.п., 1 скл.).

Итог: Когда в окончаниях существительных пишется –е, а когда –и? (Р.п. – -и (1 скл., 3 скл.), Д.п. – -е (1 скл.), -и (3 скл.), П.п. – -е (1 скл., 2 скл.), -и (3 скл.).

Упр. 240.

Что нужно сделать в задании? (Записать существительные по группам, поставить их в нужном падеже).

Самостоятельно выполните упражнение, как в образце, двое у доски.

Р.п. скатерти, сказки, медали, жизни, яблони.

Д.п. зернышку, товарищу, грачу; корню, тополю;

сказке, яблоне.

Т.п. зернышком, грачом;

товарищем, корнем, тополем;

скатертью, жизнью.

П.п. о зернышке, о сказке, о товарище, о граче, о корне, о тополе, о яблоне; 

о скатерти, о жизни

Упр. 241.

Прочитайте задание, что нужно сделать? (Списать текст, вставить пропущенные буквы, объяснить, каким способом можно проверить их написание).

Самостоятельно выполните упражнение. Проверка (один человек отвечает).

Орфограммы в корне: зимой (зи́мний), зеленая (зе́лень), живая (жив; жи-ши), зелень (зеле́ный).

Орфограммы в суффиксе: ельник (В.п.; суффикс -ник-).

Орфограммы в окончаниях: в шапочке (П.п., 1 скл.), шарфике (П.п., 2 скл.), о морозе (П.п., 2 скл.).

Упр. 242.

Прочитайте задание, что нужно сделать? (Списать, в первом предложении указать падеж у каждых имен существительных, составить текст на тему «Берегите лес от пожара»).

Выполните самостоятельно упражнение. Проверка (объясняют написание выделенных букв).

1. Забывчивый (забывать), на привале (П.п., 2 скл.), разметал (разме́л), не растоптал (то́пчет), ветер (слов. слово), ожил (жи́в), потухающий (приставка по- неизм.), метели (Р.п., 3 скл.), треском (Т.п., 2 скл.), падали (впада́ть), стволы (ство́л).

2. Охотник (И.п.), на привале (П.п.), костра (Р.п.).

Отвечать на вопросы.

Выполнять упражнение, объяснять написание падежных окончаний.

Выполнять упражнение, определять падеж и склонение.

Выполнять упражнение, объяснять написание падежных окончаний.

П: анализ;

П: использовать знаково- символические средства;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой.

Итог урока.

Практический, тест

Словесный, беседа.

5 мин

2 мин

Сейчас вам нужно выполнить небольшой тест. Подпишите карточки.

Правильный вариант ответа нужно обвести в кружок.

1. Найди существительное с безударным окончанием –и:

а) в парк…;     б) на ел…;

в) на ветк…;    г) в дом…

2. Какой падеж употребляется без предлога?

а) предложный;       б) дательный;

в) именительный;    г) винительный.

3. К какому из падежей не подходят вопросы?

а) И.п. — кто? что?         б) Р.п. — кого? чего?

в) Д.п. — кому? чему?    г) Т.п. — о ком? о чем?

4. Найди существительное с безударным окончанием -е:

а) жить в Сибир…;    б) сидеть у дорог…;

в) известен в мир…;  г) стоял за парт… .

5. Укажи существительное второго склонения:

а) в колыбели;   б) в кровати;

в) в парке;          г) в траве.

6. Вставьте пропущенные буквы, определите падеж и склонение имен существительных:

По полянк . ,

К черемух . ,

У ежих . ,

На медал . ,

В пол . ,

По травинк . ,

У кроват .

7. Найди существительное в Д.п., 1 скл.:

а) в сугробе;   б) на окошке;

в) на ели;        г) по тропинке.

8. Когда в окончаниях существительных пишется –е?

а) В Р.п.: 1 скл., 3 скл; Д.п.: 3 скл.     б) В Д.п.: 3 скл.; П.п.: 1 скл., 2 скл.

в) В Д.п.: 1 скл.; П.п.: 1 скл., 2 скл.    г) В Р.п.: 1 скл., 3 скл.; Д.п.: 1 скл.

- Что сегодня на уроке повторили?

- Кто повторит алгоритм действия правописания падежных окончаний имён существительных?

1.  Определить склонение

2.  Определить падеж.

3. Вспомнить таблицу окончаний в нужном склонении и падеже.        

4. Подставить слова-помощники.

Выполнять тест

Отвечать на вопросы.

Р: осуществлять итоговый контроль.

К:аргументировать  собственное мнение.

Рефлексия деятельности

1 мин

Закончите фразы:

Мне понравилось…

Мне было легко…

Мне было трудно…

Оценивать результаты своей деятельности

Р:анализировать собственную деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка в 4 классе по теме "Безударные падежные окончания имен существительных 3 склонения"

Данная презентация к уроку русского языка в 4 классе посвящена правописанию безударных  падежных окончаний имен существительных 3 склонения....

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах....

конспект урока русского языка 4 кл.: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»

-Наш девиз: «Умение учиться- мое личное достижение».     (Вместе,  дружно, помогать, слушать друг друга, не ссориться,        уметь  договарива...