Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Шадрина Мария Ильинична

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:

на основании учебно-методических документов:

 

  • примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.;
  • учебника Э. В. Якубовской, Н.В.Павловой «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2017г.

 

Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная

рабочая программа

по русскому языку

для детей с легкой умственной отсталостью

2 класс

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:

на основании учебно-методических документов:

  • примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.;
  • учебника Э. В. Якубовской, Н.В.Павловой «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2017г.

Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

  • овладение элементарными знаниями по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи;
  • формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
  • повышение уровня общего и речевого развития учащихся;
  • формирование познавательной деятельности учащихся и коррекция их недостатков;
  • формирование фонетически правильного письма и письма по правилу;
  • подготовка школьников к жизни, к общению;
  • формирование у школьников навыков связной устной и письменной речи;
  • развитие мелкой моторики рук и их координирования;
  • совершенствование техники письма;
  • воспитание интереса к родному языку.

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

На изучение русского языка во 2 классе для детей с легкой степенью умственной отсталостью выделено 68 часов в год (2 ч в неделю, 34 учебные недели).


Список литературы

1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 2 класс. Якубовская Э.В., Павлова Н.В., 2017 г. .

2. Рабочая тетрадь по русскому языку. Читай, думай, пиши. 2 класс. В 2 частях. (VIII вид). Якубовская Э.В.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.


Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение проверять написанное;
  • умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение.


Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 2 класса

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;

- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Достаточный уровень

  • различать звуки и буквы;
  • различать гласные и согласные звуки с опорой на опорную схему;
  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • записывать под диктовку прочитанные и разобранные слова и предложения (2-4 слова), писать под диктовку текст к концу года 10-12 слов;
  • составлять простые распространённые предложения по вопросам учителя по предметным и сюжетным картинам,, на предложенную тему.

Минимальный уровень

  • различать звуки и буквы;
  • различать гласные и согласные звуки с опорой на образец или опорную схему;
  • делить слова на слоги для переноса;
  • списывать по слогам или словами с рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
  • записывать прочитанные и разобранные слова и предложения (6-8 слов);
  • составлять простые предложения по картинке.


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПОВТОРЕНИЕ (6 ч.)

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

ЗВУКИ И БУКВЫ (39 ч.)

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.

Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.

Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).

СЛОВО (12 ч.)

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

  • Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: 
    называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
  • нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
  • подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),
  • сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а ватамягкая);
  • согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (5 ч.)

Практическое знакомство с построением простого предложения.

Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

ПОВТОРЕНИЕ (6 ч.)

Повторение пройденного за год.

Связная письменная речь (упражнения даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку). Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке. Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

Письмо и чистописание (упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМАМ

п/п

Тема

Количество часов

Повторение.

6

Звуки и буквы.

39

Слово.

12

Предложение.

5

Повторение

6

Всего

68 ч.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2 класс 2017-18 учебный год

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Вид учебной деятельности (исследование, практические работы и т.п.)

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Повторение – 6 ч.

1.

04.09

Предложение

Наблюдать: определять количество слов в предложении.

Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.

Оформлять начало и конец предложения.

Применять изученные правила при списывании и списывании предложений.

Определять количество слов в предложении при четком произнесении учителем предложения с паузами между словами.

Различать слово и предложение.

Анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской.

2.

06.09

Предложение и его схема

3.

11.09

Распространение предложений

4.

13.09

Слово

5.

18.09

Составление предложений с данным словом

6.

20.09

Проверочное списывание по теме «Повторение»

Звуки и буквы – 39 ч.

7.

25.09

Звуки и буквы

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву.

Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости – мягкости предшествующих согласных звуков.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам.

Объяснять функцию букв Ъ и Ь.

Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Восстанавливать алфавитный порядок слов.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Группировать слова по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н-м, р-л, с-ш).

Подбирать слова с заданными звуками.

Характеризовать звуки (гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, звонкие – глухие).

Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, согласных твёрдых – мягких, звонких – глухих.

Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.

Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму.

Наблюдать различные способы обозначения на письме мягкости согласных звуков (буквы е, ё, и, ю, я, ь).

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Объяснять пояснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного.

Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Подбирать слова с заданным количеством слогов.

Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

8.

27.09

Гласные звуки и буквы.

9.

02.10

Согласные звуки и буквы.

10.

04.10

Слова, которые различаются одним звуком

11.

09.10

Слова, которые различаются количеством звуков

12.

11.10

Слова, которые различаются последовательностью звуков

13.

16.10

Ударение в словах. Выделение ударного гласного в слове.

14.

18.10

Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы»

15.

23.10

Слог. Деление слов на слоги.

16.

25.10

Составление слов из слогов, данных вразбивку. Гласные в образовании слогов.

17.

06.11

Перенос слов по слогам.

18.

08.11

Деление слов со звуками и-й на слоги

19.

13.11

Различение согласных Л-Р

20.

15.11

Парные звонкие и глухие согласные. Различение парных согласных Б — П.

21.

20.11

Правописание парных согласных В - Ф

22.

22.11

Правописание парных согласных Г – К

23.

27.11

Правописание парных согласных Д - Т

24.

29.11

Различение при письме и произношении Ж – Ш

25.

04.12

Различение парных согласных З-С

26.

06.12

Различие звонких и глухих согласных. Контрольное списывание по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

27.

11.12

Шипящие согласные. Упражнение в выделении шипящих согласных в слове.

28.

13.12

Свистящие согласные. Упражнение в выделении свистящих согласных в слове

29.

18.12

Различение шипящих и свистящих согласных

30.

20.12

Буквы Е и Ё в начале слова или слога

31.

25.12

Буквы Ю и Я в начале слова или слога

32.

27.12

Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слов или слога. Контрольное списывание за полугодие

33.

15.01

Гласные Ы-И после твердых и мягких согласных

34.

17.01

Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных

35.

22.01

Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных

36.

24.01

Гласные А-Я после твердых и мягких согласных

37.

29.01

Гласная Е после мягких согласных

38.

31.01

Различие твердых и мягких согласные

39.

05.02

Контрольное списывание по теме: «Твердые и мягкие согласные»

40.

07.02

Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова

41.

12.02

Письмо слов с мягкими согласными на конце.

42.

14.02

Различие твердых и мягких согласных на конце слова.

43.

19.02

Различие твердых и мягких согласных на конце слова.

44.

21.02

Упражнения в написании слов с мягким и твердым согласным на конце слов.

45.

26.01

Контрольное списывание по теме: «Мягкий знак на конце слова»

Слово – 12 ч.

46.

28.01

Предмет и его название.

Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия).

Группировать слова, сходные по значению и звучанию.

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.

Объяснять значение слова.

47.

05.03

Названия предметов, отвечающих на вопрос что? Употребление слов, обозначающих названия предметов.

48.

07.03

Названия частей предмета. Употребление слов, обозначающих названия частей предметов.

49.

12.03

Различие сходных предметов и их названий. Обобщающее слово для группы однородных предметов.

50.

14.03

Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? Употребление слов, обозначающих одушевленные предметы.

51.

19.03

Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? Картинный диктант.

52.

21.03

Большая буква в именах и фамилиях людей. Употребление имен и фамилии в предложениях

53.

02.04

Большая буква в кличках животных. Употребление кличек животных в предложениях

54.

04.04

Название действий, отвечающих на вопрос что делает? что делают?

55.

09.04

Подбор нескольких действий к одному предмету.

56.

11.04

Выделение в словах «трудной» гласной.

Написание гласных в словах-родственниках

57.

16.04

Употребление слов-родственников в предложениях. Картинный диктант.

Предложение – 5 ч.

58.

18.04

Выделение предложения из текста. Разделение сплошного текста на отдельные предложения

Расположение предложений в тексте в последовательном порядке. Правила записи предложения.

Наблюдать: определять количество слов в предложении.

Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой.

Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.

Оформлять начало и конец предложения.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Определять количество слов в предложении при четком произнесении учителем предложения с паузами между словами.

Различать слово и предложение.

Анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской.

59.

23.04

Предложение и его схема. Различие между набором слов и предложением

Порядок слов в предложении

Завершение начатого предложения

60.

25.04

Составление предложений и рассказа по предметной картинке

61.

28.04

Составление предложений и рассказа по сюжетной картинке

62.

07.05

Контрольное списывание по теме: « Предложение»

Повторение – 6 ч.

63.

14.04

Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные.

Оформлять начало и конец предложения: писать прописную букву в начале предложения и ставить точку в конце предложения.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.

Переносить слова с одной строки на другую.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Сравниватьначертания заглавных и строчных букв.

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Списывать с печатного и письменного текста.

Переносить слова по слогам.

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трёх-пяти слов со звуками в сильной позиции.

Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

64.

16.05

Разделительный ь и ъ знаки.

65.

21.05

Итоговая контрольная работа за год

66.

23.05

Упражнения в правописании имен собственных

67.

28.05

Выделение слов, обозначающих действия, из предложений

68.

30.05

Игра-путешествие по острову «Грамматика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей 2 кл. с ЗПР 7.1.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»  разработана на основе: авторской программы Л.Ф,Климанова, Т,В,Бабушкина «Русский язык»  1 – 4 классы и приме...

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок"

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок" для учителей-дефектологов коррекционных школ и реаб...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс

Адаптированная программа по новой структуре для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:·...

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 4 класс

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 4 класса составлена на основе:1....