Технологическая карта урока русского языка УМК "ПНШ" 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Васюкова Таисия Анатольевна

Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о 3 склонении существительных, умения отличать их от существительных м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также изменять существительные 3 – его склонения по падежам; закрепление умения определять члены предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока46.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «3 склонение имён существительных»

Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о 3 склонении существительных, отличать их от существительных м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также изменять существительные 3 – его склонения по падежам; закрепление умения определять члены предложения.

Задачи:

Обучающие: сформировать умение группировать имена существительные по склонению, правильно определять склонение имён существительных в единственном и во множественном числе;

Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;

Воспитательные: создать условия для работы в парах,  группах; возбудить интерес к изучению русского языка.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: формировать  представление  

– о характеристиках имен существительных, относящихся к 3-му склонению. –  об общих  закономерностях, связывающих имена существительные разных родов  в одной группе склонений: имеют одинаковые наборы окончаний; окончания могут быть ударными и безударными, но они пишутся одинаково в одних и тех же падежах у слов одного склонения;

– умение различать существительные 2 и 3 склонения.

Личностные: уметь определять склонение, выделять окончание имен существительных.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задания.

Познавательные: делают вывод по поставленной теме: «3 склонение имён существительных»

Коммуникативные: умеют склонять имена существительные по падежам.  

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя (Виды работы)

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к  учебной деятельности.

Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный день.

Оформлять свои мысли в устной форме

(К-е УУД)

1.2. Работа над ошибками.

Проверка д\з. выборочно.

Сдают тетради с домашней работой.

Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение (По-е УУД)

2.Актуализация

знаний.

Написание словарного диктанта:

Тарелка, шоссе, шофёр, дорога, соловей, огурец, помидор, ужин, лестница, январь, аллея.

Записывают слова, обозначают ошибкоопасные места.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К-е УУД)

3.Формулировка

темы урока и планирование деятельности

-Определите тему по содержанию учебника.

-Что называется склонением? 

(Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением.)

 - Какие же существительные относятся кпервому склонению?  - Приведите примеры.

 - Какие существительные относятся ковторому склонению?   Приведите   примеры.

 - А к третьему? Приведите примеры.

Постановка задач на урок.

Существительные третьего склонения»)(Слайды к вопросам и примерам )

Отвечают на вопросы.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя (По-е УУД)

4.Открытие нового знания. Постановка цели.

Выявить существенные признаки нового понятия

Исходя из темы урока дети сами ставят цели и задачи. (Как изменяются по падежам существительные третьего склонения.)

Откройте учебник на нужной странице.

а) Чтение учителем вопросов в учебнике. Работа со Словарём устойчивых выражений.

 

 - Сядьте удобно и послушайте, что случилось с Мишей на уроке.

 -  Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые или неодушевлённые предметы? – спросила Волшебница Мишу.

 - Какого они рода? Как называются их окончания в начальной форме?

Миша стоял возле парты неестественно прямо и молчал.

 - Что же ты, Мишенька, как аршин проглотил*? – забеспокоилась волшебница.

 - Ничего я не глотал! Просто вы задали слишком много вопросов одновременно.

 - Правильно  ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Волшебница? Можете объяснить значение фразеологизма?

А куда мы можем обратиться, чтобы выяснить его значение? (К словарю, слайд )

 - К какому словарю нужно обратиться?

(На страничке учебника расположена пиктограмма с буквой Ф)

-Чтобы не терять время на уроке, авторы учебника вынесли значение фразеологизма на стр. 126 (читает громко ученик….)

Как аршин проглотить – Стоять или двигаться очень прямо, не сгибаясь.

- А что же такое Аршин? «Аршин»)

(Настя  продолжает):

Аршином называлась деревянная линейка длиной 71 сантиметр, которой в старину измеряли ткани, рост и другое. А теперь представьте себе, как будет двигаться человек, проглотивший такую линейку, - он будет идти прямо, не сгибаясь, как деревянный. Отсюда и устойчивое выражение: «как аршин проглотил»

б) Ответы детей на поставленные вопросы.

  - Вы можете помочь Мише ответить на вопросы волшебницы?

- Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые предметы?

- Какого они рода?

- Какие у них окончания в начальной форме?

- К какому склонению относится слово медведь? (IIcкл.)

- А существительное лошадь?(IIIcкл.)

-А в чем особенность сущ. IIIcкл.? ( принадлежность к ж.р. и  ь)

  - Давайте найдем этому подтверждение.(слайд 4, щелк, щелк)

( Дети читают сообщение на плакате Летучей Мыши про себя, а затем друг другу рассказывают его вполголоса).

Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме относятся к IIIсклонению.

- Так какие существительные относятся к  IIIсклонению?

Формулируют цель урока.

Слушают интригу учебника.

Отвечают на вопросы.

Читают значение фразеологизма.

Учатся определять склонение существительных. Записывают в тетрадь, выделяют окончания.

Делают вывод.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К УУД)

Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение (П УУД)

Физпауза

Динамическая разгрузка.

Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.

Динамическая разгрузка.

5. Первичное закрепление.

Учить применять новые знания на практике. Формировать умение изменять существительные по падежам.

Работа по учебнику

Выполнение упражнения №117 с. 126.

Цель данного упражнения научить детей распознавать и склонять существительные IIIсклонения. В результате учащиеся убедятся, что у этих существительных в Р.п., Д.п., П.п. окончание –и.

( учащиеся выполняют его самостоятельно в тетради, а проверка будет в виде взаимопроверки).

-С каким словарем предстоит работать?

 (Мы выпишем слова из Обратного словаря, т. к. мы на страничке учебника нашли условное обозначение «Я – А».)

Дети находят и выписывают следующие слова: жизнь, ладонь, степь, цепь, выпь, насыпь, россыпь, дверь.

- Какие существительные третьего склонения вы нашли?

- Значение всех ли слов вам понятны?

- Где можно посмотреть значения непонятных слов? (В толковом словаре.) (Объясняется значение слова: выпь.)

Выпь – ночная болотная птица из семейства цапель 

Затем ученики склоняют три слова из тех, которые выписали (желательно, чтобы одним из слов было слово с ударным окончанием), выделяя окончания и закрашивая желтым карандашом окончание –и).

Взаимопроверка.

И.п.  Жизнь, степь

Р.п. Жизни, степи

Д. п.  Жизни, степи

В.п. жизнь, степь

Т.п. Жизнью, степью

П.п. о жизни, о степи

- В каких падежах  сущ-е IIIсклонения имеют окончание -и? ( в Р. п., Д. п. и П.п.)?

Дети читают плакат Летучей Мыши

Существительные третьего склонения в Р. п., Д. п. и П.п. имеют окончание - и.

-Расскажите правило друг - другу по парам.

С. 127 №118 . Цель данного упражнения – обнаружить различия в склонениях существительных II и IIIсклонения на примере слов медведь и лошадь.

- Читайте задание про себя.

- Какие окончания имеют существительные во втором и третьем склонении? (разные)

- Что интересного вам удалось обнаружить?

(Существительные второго и третьего склонения изменяются по-разному.)

- чтобы подтвердить это выбирают из обратного словаря любые два слова 2 и 3 склонения и письменно подтверждают, что существительные II и IIIсклонения  изменяются по- разному. Выделяют окончания

И.п.  Парус              запись

Р.п.   паруса            записи

Д. п.  парусу            записи

В.п.   парус              запись

Т.п.   парусом          записью

П.п.  о парусе          о записи  

- В каком падеже какие окончания имеют существительные II и III склонения? (Уч-ся видят, что окончания сущ-х II и IIIскл. в одинаковых падежах разные, т.е. эти сущ-е склоняются по-разному, у них разные наборы падежных окончаний )

Учатся изменять по падежам существительные 3 склонения, выделять окончания.

Выписывают слова.

Выделяют окончания.

Формулируют выводы.

Дети читают плакат Летучей Мыши

Рассказывают правило.

Читают задание.

выбирают из обратного словаря любые два слова 2 и 3 склонения и письменно склоняют.

Формулируют вывод.

Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение (По-е УУД)

6.Рефлексия

учебной деятельности.

Я понял, что…(важно уметь определять существительные III склонения с основой на мягкий согласный и доказывать, что они изменяются именно по III склонению.)

Я научился…(находить различия в окончаниях III склонения одушевленных и неодушевленных существительных)

У меня получилось…(сделать выводы)

Я смог…(найти нужное слово в толковом словаре)

Мне захотелось…(применить свои знания при выполнении домашнего задания).

-А теперь давайте с вами дадим оценку нашей работе.

Вступают в диалог. Делают выводы.

Оценивать правильность выполнения действия

(Регулятивные УУД).

7. Домашнее задание.

У. стр.127 упр. 119 119   Цель данного упражнения – научить детей самостоятельно определять склонение существительных с основой на мягкий согласный, с Ь на конце. Склоняют 2 слова и выделяя падежные окончания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...