Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Константинова Марина Викторовна

Формирование умения находить корень в однокоренных словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Тема урока: Корень слова

Цели: 1) Создавать условия для формирования умения находить корень в однокоренных словах.

           2) ) Уточнить представление о признаках родственных слов.

           3) Развивать орфографическую зоркость.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 3  КЛАССЕ

Технология проведения

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проверьте, все ли готово к уроку? Пусть вам этот урок принесет новые знания и радость общения. Желаю вам удачи.

Прозвенел звонок.
Начался урок. Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим 
И тихонечко сидим.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета.

Слушают учителя. Включаются в учебную деятельность.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

2. Актуализация знаний учащихся.

(6 мин)

Цели:

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

1. Проверка д/з:

Контрольные работы

Откройте контрольные работы на с. 6. № 3. Обменяйтесь терадями. (+/)

  • Полина, прочитай задание.
  • Какие слова называют однокоренными?
  • Какие слова в данном упражнении являются однокоренными? Какой корень в этих словах ты выделила?

С. Упражнение 4.

  • Какие однокоренные слова выписали?
  • Докажи, что они однокоренные.
  • Какой корень объединяет эти слова?

А как справились с другими заданиями этой работы я посмотрю, когда буду проверять тетради.

Заинтересовать учащихся, чтобы они захотели и смогли проявить себя.

 

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога или товарища по группе.

Объясняют выполнение д/з  (частично).

Обосновывают ответы на вопросы.

3. Формулирование темы и цели урока.

(5 мин)

Цели:

-организовать актуализацию умений решать  задачи на нахождение целого или частей;

 

2. Введение в тему

1. Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

2. Красота осенней природы всегда была источником вдохновения для поэтов и художников. И , естественно, мы не можем представить осень без листопада.

Прочитайте стихотворение на экране. Один ученик читает выразительно. Как происходит листопад?

3. ЗАГАДКА ПРО ЛИСТ

А теперь объединитесь в пары, при этом, не забываем о правилах работы в парах и образуйте три однокоренных слова от слова лист, запишите их и выделите корень.

Как вы думаете, над чем нам с вами предстоит работать на уроке?

Организует выполнение задания по определению формулировки темы  и типа урока. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определение темы и цели урока. Учить отстаивать свою точку зрения.

Запишите в тетради это слово два раза. Поставьте ударение.

На какие орфограммы надо обратить внимание?

Работать с информацией, представленной в форме устного  вопроса учителя, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Отгадывают загадку (осень)

Записывают слово.

Обсуждают в парах подборку однокоренных слов к слову лист, записывают. Показывают результат работы.

регулятивные: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга.

 

4. Решение учебной задачи.

(13  мин)

Цели:

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Ребята, послушайте внимательно стихотворение и найдите в нем ключевое слово

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Какое слово вы услышали?

4. Работа в группах

1. Горный, горка, городок, пригорок.

2. Лист, лиса, лисёнок, лисонька.

3. Лось, лоскут, лосёнок, лосиха.

4. Водяной, вода, водить, подводный.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Включить учащихся в деятельность по обсуждению последовательности действий при нахождении площади. Организовать работу, обеспечить контроль за правильностью обсуждения.

Организовать фронтальную работу по учебнику и в тетради.

Нам с вами необходимо решить проблему ,все ли слова с одинаковым корнем являются однокоренными. Для этого мы разделимся на группы.

Прочитайте слова. Выделите в них общую часть. Подумайте, как можно назвать эти слова. Лишнее слово подчеркните.

Итак, все ли слова с одинаковым корнем являются однокоренными? Докажите это.

Давайте сделаем вывод, верно ли мы определили ,что такое корень слова. Прочитайте правило в учебнике на с. 74 

 Участвоватьв обсуждении проблемы в классе.Формулироватьсобственное мнение и аргументировать его.

Формулировать своими словами, выводить алгоритм.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать правильность выполнения заданий.

Записывают слова своей группы.

С лишним словом составляют предложение.

коммуникативные:умение сотрудничать в совместном решении проблемы, уметь оформлять свои мысли в устной форме.

познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,  умение наблюдать и делать простые выводы.

1.      5. ФИЗМИНУТКА

 Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

(покачивание руками над головой)

Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели

(руки в стороны)

И на землю тихо сели (присели)

Ветер снова набежал и листочки все поднял

(покачивание руками над головой)

Закружились, полетели и на землю снова сели.

(покружились, спокойно сели на место).

Я называю слова если вы слышите слова с уменьшительно-ласкательным значением- хлопаете в ладоши над головой, если с другим суффиксом топаете ногой, если у слова суффикса нет, стоите ровно- не двигаетесь.

Лист, листочек, листик.  Зонтик, хорошенький, бант. Маленький, бочок, дождь, дождик, Машенька. Молодцы! Садимся за парты.

 

2.      6.Закрепление. Работа с учебником

3.      (10 мин.)

Цели:

4.      - организация деятельности  с применением новых знаний.

Работа по учебнику.

С 67 Упр.131

  • Прочитайте предложения.
  • Найдите однокоренные слова.
  • Докажите, что они однокоренные.
  • Чем они похожи?
  • Какая часть слова содержит лексическое значение?
  • Запишите эти слова.

Работа по вариантам.

С. 75 Упр. 132. –

Выписать однокоренные слова

Организовать самостоятельную работу в тетради.Организовать взаимопроверку в парах.

 

 

Давайте прочитаем, что нужно сделать, чтобы найти корень в слове.

С. 75

 Применяют новые знания. Работают самостоятельно.

Работа в парах.

У доски работают два человека, записывают предложения ,подчеркивают грамматическую основу.

Выписывают слова с определенным корнем (задание на слайде.)

регулятивные: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи, умение корректировать выполнение задания.

коммуникативныеучаствовать в диалоге; слушать и понимать друг друга

5.      7.Рефлексия.

(5 мин)

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

 

 

 

Определяют результаты урока, проводят рефлексию хода урока и результатов собственной деятельности.

Продолжите предложения.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

Организовать рефлексию деятельности учащихся на уроке.Заполнение карточек самооценки.

Урок подходит к завершению.

 - Какую цель ставили перед собой?

 - Как вы думаете, нам удалось достичь её?

- Где можно применить новые знания?

Поднимите руку кто:

Понял и может научить другого

Понял, но есть вопросы

Понял, но не сможет объяснить

 

личностные:

личностный рост, личные достижения, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке

6.      8.Домашнее задание.

(2 мин)

Записывают д/з

Задают вопросы по заданию.

Организовать запись и разбор д/з. Отвечает на вопросы учащихся.

Запишите домашнее задание.

Стр.72-73, Упр. 84 (у), 89

 Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»

ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение....

3 класс Открытый урок по русскому языку «В лабиринте слов» (работа в парах, игровые технологии)

На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настр...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку на тему: "Слова- антонимы". УМК "Начальная школа XXI века"

Урок соответствует всем требованиям ФГОС. Учащиеся в занимательной форме повторяют изученное, подбирают ключи к открытию новых знаний, составляют алгоритм действий и, открыв тайны русского языка,.знак...