3 класс Открытый урок по русскому языку «В лабиринте слов» (работа в парах, игровые технологии)
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Соколова Елена Яковлевна

На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настроение и обучение человека. В течение урока учащиеся активно обменивались информацией. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают.  Идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antonimy_otkrytyy_urok.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               3 класс          

                  Открытый урок по русскому языку  «В лабиринте слов»   (работа в парах, игровые технологии)

 

 На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настроение и обучение человека. В течение урока учащиеся активно обменивались информацией. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают.  Идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться.

     

Тема:    Антонимы (Слова-спорщики )

Цели: Расширить представления об употреблении в речи антонимов.

Задачи: Работать  над связной речью учащихся.

          Прививать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал для учащихся(карточки с заданиями и текстами)
  2. Набор карточек для учителя с антонимами
  3. Динамическая картина на доске

   

Орг. момент  

Работа над новым материалом

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в страну слов и нам предстоит побродить по её лабиринтам. Работать будем в парах.

- Но для начала давайте проведём небольшую разминку.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

- О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

- Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном.

Вьётся синяя река,

Убегает к морю.

Говорит отец:  

Мелка!

Глубока! – я спорю.

Так мелка иль глубока?

Как же быть нам с нею?

До колен отцу река,

Ну а мне – по шею.

- Кто же прав? (Ответы учащихся)

- Оказывается оба правы, каждый по своему.

- В русском языке есть слова с противоположным значением, их ещё называют слова спорщики.

- Как вы думаете почему их так называют? (Ответы)

Тема нашего урока – Слова с противоположным значением – антонимы (Вывешивается на доске).

        У каждого из вас на столе есть задания,  которые мы вы выполним на уроке. Для этого понадобиться предельное внимание.

Задание № 1

        Прочитайте стихотворение про себя, и постарайтесь найти слова с противоположным значением.  

№ 1 Прочитай.  Найди и подчеркни антонимы.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только конь сказал,

Что низко.

А мышонок -  высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок  - озабочен

Тем, что яблоко

Мало.

А цыплёнок – тем,

Что очень

Велико и тяжело

А котёнку всё равно:

Кислое – зачем оно

- Что вы!

Шепчет Червячок, -

Сладкий у него бочок.

- Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Телёнок и Цыплёнок и Червячок?

-Почему  каждый из них сказал о яблоке по- своему?

- Можно ли к слово яблоко подобрать антоним ?

- Назовите другие слова к которым нельзя подобрать антоним ?

(Физминутка)

-Употребление антонимов делает нашу речь более выразительной.

- Для выполнения следующего задания нам предстоит пройти по лабиринтам.

-Я буду называть слова, а вы должны подобрать к ним подходящие антонимы.

- Из первых букв каждого антонима можно будет прочитать слова. ( на доске открываются два лабиринта, с закрытыми буквами, по мере выполнения задания буквы открываются)

 грязный-                 чистый

искусственный-        естественный

трусливый-                смелый

мягкий-                твёрдый

грубый-                нежный

замкнутый-                 открытый

слабый-                сильный

светлый-                тёмный

ь

широкий-           узкий

твёрдый-            мягкий

старый-              новый

скучный-             интересный

бесполезный-   ценный

неряшливый-     аккуратный

обратили внимание на то, что к некоторым словам можно было подобрать несколько антонимов?

  1. Надо сказать, что когда слово имеет несколько значений, то к нему  можно подобрать несколько антонимов.
  2. Внимательно прочитайте и выполните задание.

Задание № 2

 № 2 Вставьте пропущенное слово.

Мелкий пруд    …                         пруд

Мелкий дождь        …                         дождь.

Свежий хлеб    …                          хлеб.

Свежий огурец …                          огурец.

Свободный стул  …                   стул.

Свободная обувь …                  обувь.

Сладкое яблоко …                          яблоко.

Сладкое лекарство…                 лекарство.

Весёлая переменка

 - Ответьте , пожалуйста, на вопросы.

  1. Какое молоко даёт чёрная корова?  (белое)
  2. Если взять сухой берёзовый листик и бросить в чистую дождевую воду, какой он будет?  (мокрый)

Попробуйте подобрать рифму.

Ручейку говорила река:        

- Ты узок, а я….(глубока).

Ты мелок, а я…!

Об одном позабыла река –

Что она началась с … (ручейка)

А теперь отгадайте загадку

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять.

         Выполним задание № 3

№ 3 Вставьте пропущенные слова в пословицы

Больше думай, … говори.

Большому уму и в … голове не тесно.

Будет день – будет и … .

Будет зима – будет и … .

В мороз заснуть легко, проснуться …

Век долог, да час … .

Где сорняк цветёт, там хлеб … .

     Горькая правда лучше … лжи.

     Добро помни, а зло … .

     Дождик вымочит, а красное солнышко … .

    Новых друзей наживай, а … не теряй.

    Ученье – свет, а не ученье - … .

    Знай больше, говори … .

    Лучшая вещь новая, лучший друг - … .

(Физминутка)

        Давайте сделаем вывод что же такое антонимы (Ответы учащихся)
Прочитайте памятку

  Узелки на память
Антонимы – это слова с противоположным значением, например: весёлый – грустный, чёрный – белый.
Не все слова имеют антонимы. Их нет, например, у слов: стена, стол, ваза и многих других.
Антонимы разнообразят нашу речь, делают наш язык ярким и выразительным. Антонимы  используются для того, чтобы подчеркнуть противоположность.

 Рефлексия

Прочитайте притчу. Притча – это короткий поучительный рассказ.

Задание № 4. Подчеркните антонимы.

Равнодушный
                                                     
(притча)

   Ни много ни мало лет тому назад, ни далеко ни близко отсюда жил в одном царстве – государстве странный мальчик. Никогда в жизни он не смеялся и не плакал, не огорчался и не радовался, ни с кем не враждовал и ни с кем не дружил. Был он ко всему безразличным и равнодушным. И вот однажды взяла мама его за руку и отвела на высокую гору, где жили Добрый и Злой Волшебники. И упросила мать, чтобы её сыну характер изменили: от равнодушия избавили.
        Будь по-твоему, - говорят Чародеи, - только пусть он сам выберет, каким хочет стать: смелым или трусом, настойчивым или безвольным.
        Думал- думал равнодушный мальчик, а потом и говорит равнодушно:
А всё равно мне!
Так и остался равнодушный – равнодушным.
        Кто из вас понял в чём заключается главная мысль? (ответы учащихся)
 
ИТОГ УРОКА
        -Подводя итог нашего урока, ещё раз хочется  сказать, что русский язык один из самых красивых языков.  И такие слова как антонимы делают нашу речь разнообразной и обогащают её. (Ученица читает стихотворение)


Вот тараторка для ребят:
Когда молчат , не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Что далеко, не очень близко.
Что высоко, не слишком низко.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом- мелом,

И называть безделье делом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.

Конспект урока по русскому языку. 3 класс.  Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности  проверки их написания....

Конспект урока по русскому языку на тему "Контрольная работа по теме «Слово и его значение»" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: проверить степень усвоения школьниками материала по разделу «Слово и его значение»Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4б классе с использованием ИКТ, игровой и технологии обучения на тему: «Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом»

Технологическая карта урока по русскому языку в 4б классе с использованием ИКТ, игровой и   технологии обучения на тему: «Упражнения  в составлении словосочета...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс: Контрольная работа по теме"Состав слова"

Контрольная работа (Тест по теме «Состав слова»)Вариант 1Выполнил (а)___________________________________________________ 1.Найди и подчеркни в каждой строке лишнее словоа) вода, водны...

Русский язык. 2 класс. Карточка. Работа в паре.

Карточка по русскому языку для 2 класса. Работа в паре. Исправь ошибки и проверь....