План-конспект урока по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Монгуш Айлан Николаевна

План-конспект урока по русскому языку 3 класс "Именительный падеж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imen.padezh.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 «б» классе на тему:

«Именительный падеж имен существительных».

Учитель: А.Н.Монгуш

Дата проведения: 14.02.2019

Цель урока : познакомить учащихся с особенностями именительного падежа.

Задачи урока: 

  • развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
  • знать особенности  именительного падежа;
  • формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  • формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

Проектор для показа презентации, учебник В.П. Канакина «Русский язык 3 класс», контрольно измерительные материалы О.Н.Крылова «Русский язык», демонстрационный материал (таблица «Падежи имен существительных»), раздаточный материал (индивидуальные карточки), индивидуальные словарики у детей, проигрыватель.

 Урок по русскому языку в 3 «б» классе на тему:

«Именительный падеж имен существительных».

  1. Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок, начинается урок. Настроились на урок, мысленно  пожелали успеха товарищам, поприветствовали гостей и произнести вместе волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

  1. Повторение пройденного материала (слайд №1).

- Начнем урок с устного повторения изученного материала по разделу «Имя существительное».

  1. Игра «Договори правило»

-Одушевленные существительные обозначают… (людей и животных);

-Имя существительное в единственном числе обозначает… (один предмет);

-На конце существительных женского рода после шипящих…(пишется мягкий знак). Приведи примеры таких слов;

- Изменение имен существительных по вопросам называется… (склонением или изменением по падежам);

-Перечисли падежи и падежные вопросы. (У детей на столах таблицы склонения имен существительных);

-Проверьте ответы по таблице (слайд №2);

-Вспомним памятку, а как определить падеж? (слайд №3) Первый шаг … (найди слово, с которым  имя существительное связано по смыслу). Второй шаг … (поставь от него падежный вопрос). Третий шаг … (по падежному вопросу определи падеж имени существительного)

  1. Минута чистописания.
  1. Прописываем в соединении буквы «Мм». (Перед началом работы учитель показывает и объясняет на доске, и дети прописывают в воздухе).
  2. Продолжаем  каллиграфическую минутку, закрепим написание «м».

- Прочитай пословицу  (слайд №4);

Мой дом - моя крепость

-Запиши в тетрадь;

-Объясни смысл пословицы. (Мой дом – это то место, где я могу и должен чувствовать себя в полной безопасности).

  1. Задание:

- Найди существительные в пословице, укажи род, проверь товарища (проверка в парах).

Но сначала мы все вместе вспомним  и проговорим веселое правило:

У существительных род мужской,

Если поставить … (Он или Мой).

К женскому роду весна и земля

Можно поставить … (Она и Моя).

У среднего рода копье и окно

Проверка словами … (Моё и Оно).

- Назови существительные, укажи род (Учитель вписывает на доске).

  1. Словарная работа.

-Приготовились к словарной работе, можно открыть словарики при затруднении. Во всех словарных словах сегодня должна быть буква «м».

-Назови словарные слова, которые являются именем существительным, в нем обязательно есть буква «м». Это имя существительное неодушевленное и нарицательное. (Выслушивается 3-4 ответа и эти слова записываются с выделением ударения и непроверяемой орфограммы: малина, машина, метро).

- Допишите еще существительное с буквой «м» неодушевленное, собственное (Москва)

  1. Самоопределение к деятельности.

-Прочитайте предложения с доски. Определите падеж имен существительных.

Наступила весна.

Солнце светит.

- Что ты можешь сказать об этих предложениях? (Простые нераспространенные предложения)

-Сравни имена существительные в предложении. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже).

-Какими членами они являются в предложении? (В предложении они являются подлежащими).

-Сформулируйте тему урока (Именительный падеж имен существительных).

  1. Работа по теме урока.
  1. Выступление ребенка с докладом «Почему именительный падеж так называется?»

Почему же именительный падеж так называется?

 История его названия восходит к древним временам Греции и Рима.

Первыми название для него придумали греки. Римские учёные перевели эти слова на латынь. И греческое и римское  одинаково значили «имя». На русский язык это слово перевели как именительный.  Тот, который именует, называет начальную форму существительного. Преимуществом именительного падежа является и то, что в предложении именно он является одним из главных членов.

  1. Работа по учебнику

Упр. 74, стр. 42

А) Работа в парах.

- В парах читаем текст, объясняем орфограммы (Учитель контролирует).

-Прочитаем и разберем задания к данному упражнению.

-Первое предложение запишем в тетрадь, вставив пропущенные буквы (Учащиеся комментируют с места)

-Проверим это предложение (слайд №5).

-Самостоятельно допишем текст.

-Проверим вписанные орфограммы (слайд №5).

-Ребята, у кого все правильно, похвалите себя, погладьте по голове и произнесите: «Я молодец!»

Б) -Перечисли имена существительные, которые стоят в именительном падеже. Каким членом предложения они являются? (Учащиеся  сначала в 1м предложении указывают падеж и подчеркивают, как подлежащее).

-Проверим 1е предложение (слайд №5).

Далее дети работают самостоятельно, но после каждого предложения следует проверка (слайд №5)

-Прочитайте вывод на экране (Читает ученик) (слайд №5)

В) -Назовите синонимы (буран, вьюга; ветер, вихрь)

  1. Физминутка под музыку.
  2. Знакомство с правилом в учебнике.

- Самостоятельно прочитаем в учебнике правило на стр. 42.

-Расскажите по очереди это правило соседу по парте.

-Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими и никогда не употребляются с предлогами)

  1. - Прочитаем это правило в стихах (Чтение хором).

- Я Именительный падеж,

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что? 

Ни с чем ни спутает никто.

  1. Закрепление нового материала.

            Работа с раздаточным материалом (на столах индивидуальные карточки).

  1. Карточка №1.

Найди и укажи  существительные в именительном падеже.

Подчеркните главные члены в первых двух предложениях.

Упало мыло в суп с лапшой.

В котле возник пузырь большой.

У норы добычи ждёт,

Притаившись серый кот.

-Самостоятельно прочитайте задание и выполните его в карточке (Один учащийся письменно выполняет это задание за доской).

- Проверим себя и товарища.

  1. Карточка №2.

- Возьмите карточку с номером 2 и прочитайте задание.

Дополни предложения:

Существительное в именительном падеже  отвечает на вопросы………………..

Существительное в именительном падеже является в предложении……………

У именительного падежа нет …………………………………………

 

-Допишите предложения.

-Зачитайте свои ответы.

  1. Рефлексия.

Работа с оценочным листом.

-Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по  3м критериям:

1) Материал усвоен…

2) Моя активность на уроке…

3) Мое настроение на уроке…

Оценочный лист учащегося 3 «б»: _____________________________________________

Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по критериям, указанным в таблице. Закрасьте нужный вариант.

Материал усвоен

Моя активность на уроке

Мое настроение на уроке

  1. Подведение итогов урока (слайд №7).

-Что узнали на уроке?

-Чему вы научились?

-Что понравилось?

  1. Домашнее задание.

-Учить правило на стр. 42, упражнение 75.

- Спасибо, дети, за урок. Было приятно и интересно с Вами работать. Урок закончен.

  1. Резерв.

Закрепление изученного материала.

1. Учитель предлагает просклонять слово ученик и выделить окончания.

- В тетрадь записываем: название падежей; вопросы; далее склоняем слово ученик, с выделением падежных окончаний (слайд №9)

2.По КИМу можно выполнить стр. 34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".

На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...