"Слог как минимальная единица"- технологическая карта урока русского языка в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Завьялкина Надежда Фёдоровна

"Слог как минимальная единица"- технологическая карта урока русского языка в 1 классе УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slog_kak_minimalnaya_edinitsa.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы: СЛОГ КАК МИНИМАЛЬНАЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА

Тема урока

Слог как минимальная произносительная единица

УМК

«Школа России» 1 класс

Цели деятельности учителя

Формировать первичное представление о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; обучать выделению слогов и обозначению их в слове

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать слово и слог; определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;

получат возможность научиться: наблюдать над слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы  

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Образовательные ресурсы

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник.  – М: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебнику, авторская презентация к уроку,

карточки со словами, карточки с дифференцированными заданиями

Организация пространства

Фронтальная работа,  работа в парах, работа в группах.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент.
Эмоциональное вхождение в урок.

 Приветствие. Организация рабочего места

-Почему звенит звонок?

Под музыку В.Я. Шаинского на стихи М.С. Пляцковского «Улыбка» учитель  выводит на доску рисунок улитки. (слайд 2)
– Какое настроение у нашей улитки? Как вы определили, что весёлое, солнечное?
– Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу.
– У вас на столах изображения улыбок. Они нам будут помогать во время всего урока.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Прозвенел для нас звонок,

Это начался урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись,

Тихо сели

.Беседа.
Мотивировка к работе.

Формирование положительного настроя на работу.

Основная часть.

1. Чистописание.

На доске: в, т. с, л, к, е,  ( слайд 3)
– Какую букву будем писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните почему.
– Определите порядок написания букв и элементов шрифта в цепочке: Ее
e, Ее e e, Ее e e e,… Напишите данную цепочку в предложенной последовательности.
– Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.
– Для чего мы каждый урок работаем над чистописанием?

Обсуждение. Нахождение общего признака и исключение лишней буквы.

Определение закономерности и написание элементов.

Взаимопроверка.
Мотивировка деятельности.

Формирование умения на основе анализа делать выводы.
Формирование умения объективно оценить работу своего товарища.
Формирование умения работать в парах.

2. Словарная работа

Даны изображения: утюг, часы, ежевика, иглы, кровать. (слайд 4)
– Сегодня познакомимся со словом, в котором есть буква е. Выделите первую букву в названии каждого изображённого на картинке предмета. Соедините буквы между собой. Какое слово получилось? (слайд 5)
– Кого можно назвать учеником? В каких учреждениях может учиться такой человек? Дайте полное определение слову
ученик.
Найдите слово
ученик в орфографическом словаре. Напишите его. Какую гласную нужно запомнить?

 

Развивают  речь.

 

Работают со словарём.

Формирование умения работать со справочной литературой.

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Планирование деятельности.

– Назовите «лишнее» в предложенной группе: на, ле, зу, ученик, ды.
Обоснуйте свой вывод.
– Объясните,  какая взаимосвязь между слогом и словом. Дополните слог до целого слова.
– Откройте учебник на стр.32.  (слайд 6)

Определите тему урока.

-- Расскажите, что вы знаете о слоге? ( слайд 7)

– Приведите пример того, где нам нужны подобные знания в жизни.
– Предположите, чему мы будем учиться, изучая тему: «Слово и слог»?
– Давайте составим план, чем будем заниматься.

Знание отличительных характеристик слога и слова.

Анализируют и делают выводы.

Озвучивают практическую необходимость изучения темы.

 

Планируют ход работы.

Формирование умения на основе анализа делать выводы.
Формирование умения ориентироваться в учебнике.
Формирование умения высказывать своё предположение на основе предложенной темы.
Умение планировать свою деятельность.

4. Совместное открытие новых знаний.

– Предложите способ, позволяющий не считая при произнесении выдыхаемых толчков, определить количество слогов.
– Проведите эксперимент для того, чтобы сравнить полученные результаты: один ученик (в паре) определяет количество слогов путём подсчитывания выдыхаемых толчков, а другой – подсчитывая количество гласных в слове. (слайд 8)
У детей распечатки трёх столбиков слов:
дом           ива             крапива
лист          липа           ученик   (Приложение 10
– Сравните результат по первому столбику слов, обменяйтесь мнениями. Затем сравните полученные результаты по второму столбику слов, поделитесь результатом с собеседником.
– Обменяйтесь мнениями по результатам работы с третьим столбиком слов.
– В парах обсудите результат работы.
– Сформулируйте свои выводы.

 

 

 

Дети работают в паре. Сравнивают результаты, озвучивают результат.
Развитие умения вести диалог.

Умение высказывать предположения, прогнозирование, доказательство своей точки зрения.
Умение работать в паре, соблюдая правила.
Умение проявлять интеллектуальную активность.
Умение работать по плану. Умение высказывать свою точку зрения и слушать собеседника.
Умение обсуждать полученное путём эксперимента и делать обобщения.
Умение чётко формулировать свои мысли.

Физкультминутка

Звучит музыка
Правила игры: если называется слово – можно выполнять любые движения, если слог – дети замирают.

Выполнение условия игры под музыку.

Умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Первичное осмысление и закрепление знаний

– Раскройте особенности определения количества слогов в слове.
– Определите, какая взаимосвязь между делением слов на слоги и понятиями: односложное слово, двусложное и т.д.?
– Свяжите воедино это наблюдение с предыдущим.
– Выберите наилучший способ определения слогов в слове и объясните свой выбор.
– Откройте учебники на стр.32. Я предлагаю сравнить наши наблюдения с выводом учёных. (слайд 9)
– Молодцы, вы сами вывели правило. А из чего может состоять слог? ( слайд 10)
– Какая задача стояла перед нами? Справились с проблемой? У кого есть ещё трудности? Кому нужна помощь?
– Разукрасьте рисунок улыбки тем цветом, который соответствует вашей работе.
– Предлагаю вам применить знания, которые вы сегодня получили. Какие задания по теме нашего урока вы можете предложить для самостоятельной работы?
– Разработайте памятку, позволяющую без ошибок определять односложные, двусложные и т.д. слова.
– Придумайте для своего соседа задание по материалу, изучаемому на уроке, используя слова для справок: парта, учитель, класс, урок, карандаш, мел. ( слайд 11)

Развитие монологического высказывания.

Соотнесение своих выводов с выводом авторов учебника («учёных»).

Дети говорят о возможных трудностях.

Самооценка деятельности.

Творческое выполнение задания.

 

Работа в паре.

Формирование умения извлекать информацию из текста учебника и соотносить с собственным выводом.
Формирование умения представлять информацию в виде схемы.
Умение находить взаимосвязь между количеством слогов и их наименованием.
Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале и делать обобщения.

6. Самостоятельное применение новых знаний.

Выберите для самостоятельной работы задание на выбор: (слайд 12)

  1. Разделить слова на слоги.
  2. Разделить слова на столбики по количеству слогов.
  3. Составь слова, используя данные слоги. Определи количество слогов цифрой.

См. приложение 1.

– О чём нужно помнить при выборе задания?                                  

Творческое задание: (слайд 13)

Составь из слогов предложение - скороговорку.

  • Задание на смекалку: отгадай слова (слайд 15)

Дифференцированное выполнение самостоятельной работы.

Работают в группах

Умение делить на слоги.
Умение устанавливать аналогии.
Умение составлять слова.

Умение работать самостоятельно.

Итог урока.
Рефлексия
.

– В чём упражнялись на уроке?
Закончите предложения: (слайд 16)

-Теперь я точно знаю, что сколько в слове гласных,...

- Мне стало известно, что слог — это ...

- Мне было интересно выполнять …

– Чью работу вы хотели бы отметить?
– Какую домашнюю работу вы хотели бы получить? (на выбор по желанию)

  • Попробуйте найти информацию о самом длинном слове или придумайте сами, определите в нём количество слогов.
  • Работа с электронным приложением

– Вы довольны своей работой на уроке?
– Если ваше настроение осталось таким же солнечным, то мы можем показать наше дружелюбие к маленькой улитке, прикрепив рядом свою «улыбку».

Оценка деятельности одноклассников и самооценка.

Мотивировка познавательной активности  в изучении темы.
Формирование умения осуществлять личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Слог. Перенос слов"

В технологической карте представлена подробная методическая разработка урока  по теме "Слог.Перенос слов" с использованием презентационного материала по теме. Урок разработан в системно...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...