Конспект по русскому языку, 3 класс "Развитие речи. Сочинение" УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Такиуллина Эмилия Фаязовна

Конспект по русскому языку, 3 класс "Развитие речи. Сочинение" УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 08.04.19                                                                                                                       ФИО учителя: Свергунова Н.А.

Школа: № 1                                                                                                                       ФИ студента: Такиуллина Э.

Класс: 3 «А»                                                                                                                                 ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет: 203

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Развитие речи. Сочинение»

Цели деятельности учителя:

  • формирование умения составлять устно рассказ-повествование по плану, писать сочинение по плану основываясь на собственных наблюдениях.

Планируемые результаты        

Предметные:

- знать алгоритм написания сочинения;

- уметь строить план предстоящего сочинения;

- уметь писать сочинение повествование на основе собственных наблюдений.

Личностные: 

  • осознавать личностный смысл учения;
  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, 2 часть, Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина (Перспектива), карточки с заданиями, презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Давайте настроимся на плодотворную работу.

- Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова соседу по парте, и с хорошим настроением начинаем урок.

Приветствуют учителя

- Здравствуйте!

Слушают учителя

Выполняют задание

К: планирование сотрудничества с учителем

II. Актуализации знаний  и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

2 мин

- Чтобы узнать, о чём мы с Вами сегодня будем говорить на уроке, послушаем стихотворение (выразительное чтение стихотворения заранее подготовленного ученика):

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.


Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

- О чём это стихотворение?

- О чём мы сегодня мы с Вами будем говорить?

- Ребята, все ли птицы улетают зимой в тёплые края?

- А какие птицы остаются?

- Почему некоторые птицы не улетают на юг?

- Многие птицы способны защитить себя зимой благодаря пуху, который растет под оперением, он задерживает теплый воздух и защищает птицу от холода, большинство птиц улетают по другой, более существенной причине — недостатку еды в зимние месяцы.

- Основной рацион большинства птиц составляют насекомые, которые зимой или умирают, или впадают в спячку. Поэтому птицам становится трудно добывать себе еду.

- Что нам необходимо делать, что бы помочь тем птицам, которые не улетели на юг?

Птицы наши меньшие друзья!

Слушают учителя

Внимательно слушают стихотворение

- Это стихотворение о птицах

- О птицах

- Есть птицы, которым холод нипочем, они круглый год находятся на родине и не совершают перелетов

- Воробьи, голуби, вороны, снегири, синицы, сороки

- Многие птицы способны защитить себя зимой благодаря пуху, который растет под оперением, он задерживает теплый воздух и защищает птицу от холода, большинство птиц улетают по другой, более существенной причине — недостатку еды в зимние месяцы.

- Нам необходимо мастерить кормушки и развешивать их на деревьях

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Л: включение в учебную деятельность

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

2 мин

- Что бы сформулировать тему урока, разгадайте ребус

- Верно. Сочинение. А что такое сочинение?

- Чем отличается сочинение от изложения?

- Какие отличительные черты?

- Тема нашего урока: «Учимся писать сочинения»

- А теперь поставим цели урока:

- узнать больше про птиц;

- учиться составлять план сочинения;

- учится писать сочинения.

- Слово «сочинение»

- Это письменный рассказ

- Изложение – это пересказ уже существующего текста, а сочинение – это собственный текст

- узнать больше про птиц;

- учиться составлять план сочинения;

- учится писать сочинения.

Л: самоопределение к деятельности

Р: целеполагание

Л: включение в учебную деятельность

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

1 мин

1 мин

2 мин

- Ребята, посмотрите на слайд, эти птицы вам хорошо знакомы. Мы с ними встречаемся каждый день на прогулке. Кто это? Правильно, это голуби.

- Голубь - крупная птица, не так пуглива, как другие птицы, поэтому их легко рассматривать, наблюдать за ними.

- Голубь с незапамятных времен считается птицей мира. Он запечатлен в виде памятника более чем в 30 городах планеты. Эти удивительные птицы полны загадок и тайн, которые очень интересно раскрывать многим людям.
- На всей планете Земля существует более 300 видов этих птиц. Они живут в каждой части мира.

- Скажите, дети, что есть у голубя на голове?

- У голубя есть глаза - ими они видят все, что их окружает, видят корм, который им насыпают.

- Есть клюв - они им клюют крошки.

А что голуби едят?

- Что еще есть у голубя? Да, у него есть ножки - они ходят и при каждом шаге кивают головой; они клювиком чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривая друг с другом.

- У голубя есть хвост, крылья - они летают. Чем покрыто тело голубя? Правильно, перьями.

- Перышки у голубей разные - разного цвета и разной величины.

Эту птичку вы узнали? Это воробей.

  • Скажите, дети, а воробей - большая птица?
  • А какие у него перышки?  
  • А ножки? Как воробей прыгает?
  • А что они едят?
  • Воробьи селятся и по отдельности, и стаями. Когда их много собирается на одном дереве, они могут поднять невообразимый шум! Так чирикают, что не слышно ничего вокруг. Гнездо строят оба родителя: и воробей, и воробьиха. Иногда воробышки устраиваются под крышами домов.
  • Воробышки часто драчливы и задиристы. Они очень ловкие и юркие. Если кормить крошками голубей, всегда появится воробей, который будет выхватывать крошки из-под носа у неуклюжих птиц.

- Как себя ведут воробьи и голуби, когда им дают корм?

- Кто из них чувствует себя хозяином? И почему?

- Кому больше достаётся корма и почему?

  • Перед тем, как начнём писать сочинение, давай те вспомним, что такое текст?
  • Из каких частей состоит текст?
  • Какие типы текстов вы знаете?

- Вам предстоит работа в парах.

- Я выдам Вам карточки, посмотрите и сформулируйте задание.

- Хорошо, приступайте к заданию 

Типы текста

        

   ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ               ТЕКСТ-  ______________________ПОВЕСТВОВАНИЕ

……………………………………………           ..………………………………………………        ………………………………..

 ..…………………………………………..       ………………………………………………..        .………………………………..

………………………………………………       …………………………………………………

………………………………………………       …………………………………………………        ………………………………..

  1. описывает что-то или кого-то;
  2. рассказывает о событиях;
  3. больше слов-названий признаков;

больше слов-названий действий.

- Задание выполнили, можем приступать к проверке.

- Назовите первый тип текста? Какие черты присущи данному типу текста?

- Назовите второй тип текста? Какие черты присущи данному типу текста?

Молодцы!

- Это голуби

Интересные факты о голубях

- У голубя есть глаза - ими они видят все, что их окружает, видят корм, который им насыпают.

- Семена, ягоды, зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др)

- Ножки

- Есть хвост, крылья, тело покрыто перьями

- Это воробей

- Маленькая

- Коричневые

- Ножки маленькие

- Воробышки часто драчливы и задиристы. Они очень ловкие и юркие. Если кормить крошками голубей, всегда появится воробей, который будет выхватывать крошки из-под носа у неуклюжих птиц

-  Текст – это группа предложений связанных по смыслу

-  Начало, основная часть, заключение

- Типы текстов: повествование, описание

- Текст – описание: описывает что-то или кого-то; больше слов-названий признаков.

- Текст – повествование: рассказывает о событиях; больше слов-названий действий.

П: структурирование знаний

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: анализ объектов с целью выделения признаков

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

5 мин

1 мин

1 мин

- Сейчас я прочитаю Вам свое сочинение.

- Приготовьтесь внимательно слушать! И догадайтесь, какой тип текста в этом сочинении Путешествие смелого Воробья

Однажды солнечным весенним днём появился на свет Воробей. Он был такой маленький, беззащитный, но каждый день он мечтал взлететь, попутешествовать. Воробьиха-мать всегда говорила ему о том, чтобы он не выглядывал из своего гнёздышка. Воробей был послушный и отходил от края.

Наступило тёплое лето. Солнышко каждое утро ласково выглядывало из-за леса, играло своими лучами. И вот озорные лучики добрались до маленького гнёздышка, в котором жил Воробей. А  Воробей уже вырос, окреп, и теперь мог самостоятельно летать там, где ему вздумается, правда недалеко и не очень высоко. Каждый день он выпрыгивал из гнезда, садился на ветку, приветствовал Солнышко и дразнил кота своим неугомонным чириканьем.

Но вот однажды Воробей выпрыгнул из гнезда и не заметил опасность: кот кинулся на маленького Воробья, хотел лапой его поймать, но Воробышек успел отскочить назад, свалился с ветки, а кот за ним. Воробей успел взлететь над землёй и лететь так быстро, как мог.  

Смелый путешественник очень быстро полетел вперёд навстречу Солнцу. Он очень обрадовался, что смог самостоятельно добраться до своего дома. Воробышек рассказал маме о своём необычайном путешествии. Мама ласково погладила его своим крылышком и сказала:

- Какой ты у меня смелый путешественник, молодец!

А Воробьишка чувствовал себя так спокойно возле своей доброй мамы. Вот так прошёл необыкновенный день маленького Воробья.

- Давайте перечислим, какие интересные случаи мы можем описать в сочинении:

1. как птицы добывают еду

2. как ведёт себя голубь (воробей) с другими птицами

3. как ведёт себя голубь (воробей) с людьми

- Вспомните какой – либо интересный или забавный случай с этими птицами. Расскажите о нём соседу…

Составим план, по которому будем писать сочинение:

  1. Вступление (что это за птица (воробей, голубь)?)
  2. Как выглядит? (окрас)
  3. Где мы можем эту птицу встретить? Я часто наблюдаю в своём дворе (возле школы, возле дома), как …..
  4. Какие повадки у птицы? (они плетут гнёзда, не летают стаями, голубь не пуглив (воробей – хитрый)…)
  5. Итог. Чем закончилось?

- Сейчас, кто желает по нашему плану устно рассказать интересный случай с этими птицами?

- Отлично! Молодцы.

Анализ устного сочинения.

- О чём этот текст (тема)?

- Можно ли мы так озаглавить текст?

- А если текст про голубей? (какое название)

1. как птицы добывают еду;

2. как ведёт себя голубь (воробей) с другими птицами;

3. как ведёт себя голубь (воробей) с людьми.

Составляют план вместе с учителем

Несколько учеников рассказывают свои случаи

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений

2 мин

- А сейчас давайте проведём физминутку

- Встаём все

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку

Руки в стороны согнули

Вверх подняли – помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое плечо.

Дружно присели

Пяточки задели,

На носочки поднялись

Опустили руки вниз.

Повторяют движения за учителем

Выполняют физические упражнения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: самостоятельное выполнение задания

25 мин

- А теперь переходим к написанию Вашего сочинения в тетради.

- Открыли тетрадь, записали число, классная работа, сочинение (ниже тему сочинения).

- Планом вы можете пользоваться.

- Соблюдайте все правила, не забывайте про орфограммы русского языка.

- Приступайте к работе. Желаю удачи!

Приступают к написанию сочинения

П: выполнение действий по алгоритму

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

VII. Включение  систему знаний

Словесный: учебный диалог

2 мин

- Закончили работу.

- Кто желает прочитать своё сочинение вслух?

- Анализ прочитанных сочинений (соответствие заявленной теме, соответствие пунктам плана, логика построение сочинения).

Зачитывают вслух получившиеся сочинения и анализируют их

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

2 мин

- Поделитесь своими впечатлениями от урока.

- Я сегодня узнал…

- Мне было трудно …

- Я сомневался…

- Мне понравилось…

- Я могу …

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Выполняют задание

Заканчивают фразы

Отвечают на вопрос

Р: самоанализ, самооценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Конспект урока русского языка "Часть речи - имя существительное"

Конспект урока предназначен для использования в 3 классе. При разработке урока  использованы дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы....

Конспект урока русского языка "Стили речи" 2 класс

Конспект урока содержит подготовку к восприятию нового материала,  изучение нового материала в занимательной, наглядной форме и закрепление изученного в виде исследовательской работы....

Конспект урока русского языка "Прямая речь"

Понятие о прямой речи, правила расстановки знаков препинания, схемы....

Конспект урока русского языка "Части речи"

1.    Класс: 2 2.   Предмет: русский язык3.  Тема урока: «Части речи».4.   Планируемые результаты:Личностные:формирование широкой мотивации к учебной деятельнос...

Конспект урока русского языка. Развитие речи. 3 класс

Тема: сочинение-описание «Мой класс»Цель: учить детей построению сочинения по наблюдениям.Задачи: формирование УУДЛичностные: ценить свой класс, видеть его уютные уголки, посмотреть на него глаз...