Русский язык 4 класс. «Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Исакова Елена Михайловна

Урок проведен на семинаре в 4 В классе МБОУ СОШ № 6 по програме Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема:         «Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»

ФИО (полностью)

Исакова Елена Михайловна

Место работы

Г. Киржач МБОУ СОШ №6

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Начальные классы

Класс

4 В

Тема урока

“Правописание безударных падежных окончаний имен существительных”

Учебник

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Цель  урока:  познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.                                       Задачи:                                                                                                                                                                                                                               Личностные:

1.  Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2.  Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3.  Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать   умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2. Формировать умение  принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных,

2. Сформировать представление о родительном падеже имени существительного,

3. Формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном падеже,

4. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже

Технологическая карта урока

Этапы урока. цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

 Мотивация

Был в древности один мудрец. У него было много учеников. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, на который он не сможет правильно ответить. Второй сказал, что это невозможно.

Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".

Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:

- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?

Мудрец ответил:

- Все в твоих руках...

- Как вы поняли ответ мудреца?

- Чему научил мудрец своего ученика этим ответом?

 - Стал ли ученик после этого разговора мудрее?

- А нас чему научила эта притча?

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других детей.

Актуализация

Постановка учебной проблемы

Целеполагание

Попробуйте сами составить пословицу про мудрость.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Какую часть речи мы сейчас изучаем?

- Найдите их в пословице и определите их грамматические признаки.

- В какой части слова пропущена орфограмма?

- Почему мы сомневаемся в написании этого окончания?

- Попробуйте вставить нужную букву. Докажите, что вы правы.

- Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударное окончание им.сущ

-

С какой проблемой мы столкнулись?

 

- Какая же цель нашего сегодняшнего урока?

- Что нам нужно сделать, чтоб достичь этой цели?

Составляют пословицу из слов на доске:

     Каждый жизн… день

    мудрост… прибавляет частичку

- На каждом уроке мы узнаем что то новое и становимся немного умнее.

- им. сущ.

- в окончании

- окончание безударное

- (падеж, склонение, окончание)

-нам встретились им. сущ. Р.п., и мы не знаем, какие окончания надо писать

- познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.             На доске!

На доске: 

1. Узнать какие бывают окончания у  им. сущ. в 1, 2, 3, склонении.

2.Научиться правильно писать безударные окончания им.сущ.ед. числа в Р. п.   

Познавательные:

-осуществление сравнения и классификации по заданным критериям;

-построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные

-формулирование собственного мнения и позиции.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-различать способ и результат действия;

-осуществлять пошаговый контроль по результату;

-уметь оценивать правильность выполнения действий.

Личностные:

-установка связи между целью и мотивом.

Регулятивные, коммуникативные.

Умение
определять
уровень
собственных
знаний.
Умение
анализировать
информацию.
Умение
соотносить
новую
информацию со
своими установившимися
представлениями

 Открытие нового знания.

Проговаривание нового знания

Первичное применение нового знания и закрепление изученного материала.

Включение в систему знаний и повторение

- Давайте вспомним, что мы знаем о Р. п.

На доске схема.

К концу урока дополним наши знания

- Как определить, какие окончания встречаются у им. сущ. в Р.П.?

Игра: « Лови слово» (хлопок)

1 ряд ( сущ. 1 скл)  

2 ряд ( сущ 2 скл)

3 ряд (сущ 3 скл)

Задание: Поставьте в род. падеж. Выделите окончания.

1 скл. земля, сестра

2 скл. окно, конь

3 скл. степь, ложь

- Было ли вам трудно писать окончание?

- Почему?

- Заполнить табличку у себя на столе

- А как поступить, если окончание безударное?

- Ребята, давайте откроем учебник на стр.

 и проверим наше предположение.

- Каким алгоритмом надо воспользоваться, что написать правильно окончание?

Переверните карточку и попробуйте написать слова с безударными окончаниями.

Вариант 1                                                                                    был у бабушк … (… скл.,… п. )

сделал без помощ … (… скл.,… п. )

вышел из библиотек… (… скл., п. )

шёл вдоль тропинк … (… скл.,… п. )

прыгал от радост … (… скл.,… п. )

Вариант 2                                                                                        шёл от деревн … (… скл.,… п. )

ехал от пристан … (… скл.,… п. )

сделал из морковк … (… скл.,… п. )

стоял около башн … (… скл.,… п. )

гуляла без подруг … (… скл.,… п. )

Рефлексия!

- Что вы заметили?

- Почему нет слов 2 склонения?

- Можем ли мы теперь правильно написать

окончание сущ. в  нашей пословице?

- Кто про себя может сказать, что он мудрый?

- А кого из ваших знакомых или родственников вы можете назвать мудрым?

- Какая профессия у вашей мамы?

- Какая профессия важнее?

Упр.

Оцените свою работу.

Рефлексия.

- Для чего надо знать, как пишутся безударные окончания существительных?

- Где могут встретиться безударные окончания существительных?

Давайте подпишем маме открытку.

 Дети называют предлоги, вопросы, слово помощник.

- подобрать им. сущ. с ударными окончаниями и поставить их в родительный падеж

3 ученика  у доски, остальные на местах

Окончания ударные, сомнения не вызывают.

Заполняем таблицу:

1 скл. - -и, -ы                                                               2 скл. - -а, -я                                                                             3 скл. - -и

-Безударное окончание имени существительного можно проверить ударным в том же склонении и падеже.

Чтение сведений из учебника о правописании окончаний в родительном падеже.

 

Алгоритм:

1. задать вопрос, посмотреть на предлог;

2. определить падеж;

3. поставить сущ. в начальную форму определить склонение;

4. вспомнить и написать окончание.

Дети объясняют выбор орфограммы и записывают окончание.

Дети оценивают правильность своей работы и показывают ладошку.

- Нет слов 2 склонения.

- В этих окончаниях нельзя ошибиться.

Объяснение орфограммы и запись пословицы.

Маму!

Упр .

Самостоятельное выполнение упр. Взаимопроверка по образцу с доски.

- Чтобы грамотно писать

- В диктанте, изложении, сочинении, при

прописывании тетради или открытки.

Дети подписывают. Проверка с образца.

Рефлексия деятельности

- Какую цель на уроке мы ставили?

- Удалось ли достичь цели?

- Чему научились?

- Дополнить  схему.

Выберите бабочку того цвета, какое у вас сейчас настроение, если такого цвета нет, то возьмите белую и раскрасьте как вам хочется.

- Узнать правила написания безударных падежных окончаний существительных

- Я научился…..

Личностные:

способность к
самооценке на
основе критерия
успешности
учебной
деятельности.
Коммуникативные:

уметь
оформлять свои
мысли в устной форме
Регулятивные:
уметь оценивать
правильность
выполнения
действия на
уровне
адекватной
ретроспективной

оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"

Урок был представлен на школьном методическом семинаре. технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже". 4 класс

Урок-путешествие по малой родине. При определении падежей применяется упражнение "График"....

Урок русского языка Тема ""Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окон...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Задачи урока Дидакти...

Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по Русскому языку  "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс...

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"

Урок русского языка в 4 классе "Правописаниебезударных окончаний  имен существительных во всех падежах"...