«Правописание слов с непроизносимым согласным в корне» русский язык 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Николаева Любовь Анатольевна

ввести понятие «непроизносимая согласная в корне слова»; научить способам проверки непроизносимой согласной в корне слова; формировать знания об общих закономерностях написания непроизносимых согласных в корнях слова; соблюдать в практике письма основные орфографические нормы правописания корней слов с непроизносимой согласной;   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Правописание слов с непроизносимым согласным в корне» (05.12.2018)

(проблемная, личностно – ориентированная,парная)

ФИО (полностью)

Николаева Любовь Анатольевна

Место работы

МОУ Катуаровская СОШ

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Правописание слов с непроизносимым согласным в корне, урок 1

Предметная программа и её автор

Школа России,  В.П. Канакина

Цель (и)  урока

Обучающие: ввести понятие «непроизносимая согласная в корне слова»; научить способам проверки непроизносимой согласной в корне слова;

Развивающие: создать условия для развития логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

Воспитывающие: воспитывать творческую активность учащихся, интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты

Предметные: формировать знания об общих закономерностях написания непроизносимых согласных в корнях слова; соблюдать в практике письма основные орфографические нормы правописания корней слов с непроизносимой согласной;   Метапредметные: 

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, использовать речь для регуляции своего действия, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать своё мнение и позицию; работать в паре, группе; ставить вопросы,

- обращаться за помощью,- формулировать свои затруднения;- предлагать помощь и сотрудничество;  вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;- слушать собеседника; осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Познавательные: ставить и формулировать проблемы;- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;- смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- анализ;- синтез; - сравнение, - установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей; - построение рассуждения;- обобщение.

Личностные: - формировать представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи; - формировать положительное отношение к урокам русского языка и личностного смысла учения; уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

Тип урока

Урок открытия нового знания

Необходимое оборудование

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник.  3 класс. В 2 ч. Часть 1, 2. Изд.: М. Просвещение, 2017 г., рабочая тетрадь и тетрадь на печатной основе,

Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Решаемые задачи

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Время

1

I. Адаптационный этап

1. Адаптация учащихся к деятельности на уроке

Проверяют готовность к уроку. Выполнение минутки чистописания.

Проверка готовности к уроку. Проводит вступительную беседу.

-Здравствуйте ребята! - Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Проводит минутку чистописания (сочетание звуков вст, ст, лн).

5 мин.

2. Выявление предварительных знаний учащихся и определение их границ

Отвечают на вопросы.  Проговаривают алгоритм проверки орфограмм в корне слова. Выполняют задание (распределяют слова по группам). Проверяют друг друга.

Организует фронтальную работу в виде беседы о способах проверки безударной гласной в корне слова, парной согласной в корне слова.

-  Сегодня мы на уроке продолжим говорить о правописании орфограмм в корне, некоторые орфограммы мы уже знаем. Они спрятаны в  задании, которое я предлагаю вам выполнить. В этом задании есть небольшой секрет.

На доске: Распределить слова на группы (лесной, узкий, дубки, синева, морской, дорожка, известный). Проверьте своего соседа. По каким признакам распределили слова?

10  мин.

2

3

II.Основной этап

III. Творческий этап

Разрешение интеллектуального затруднения

1. Формирование знаний, опыта, ценностного отношения, действия

2. Разрешение интеллектуального затруднения

1. Первичное закрепление знаний, действий, опыта

2. Повышение знаний на основе применения разноуровневых заданий

Анализируют проблемную ситуацию, выделяют проблему с помощью учителя (слово известный)

Формулируют цель  занятия. - Цель нашего урока:

Учиться правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне

Обучающиеся читают упр. 223 на с. 117 и правило о непроизносимой согласной в корне слова.

Объясняют лексическое значение слов. Чувство – способность испытывать, ощущать, воспринимать внешние воздействия.

Лестница – сооружение для подъема и спуска в виде ряда ступеней.

Записывают в тетрадь слова и подчеркивают сочетание букв вс,стн. Составляют и проговаривают предложения. Объясняют значение выражений (с помощью учителя)

Выдвигают предположения:

- посмотреть в словаре.

 - спросить у взрослого.

- подобрать проверочное слово.

Читают правило в учебнике. Составляют   алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными.

Создаёт проблемную ситуацию, включив в слова для анализа написания безударной гласной в корне слова и  парной согласной в корне, слово с непроверяемой согласной в корне.

- Какое слово у вас не вошло ни в одну из групп? Произнесите это слово. Что интересного услышали?

Предлагает обучающимся сформулировать цель занятия.

Предлагает обучающимся самостоятельно прочитать в учебнике на с. 117 тему урока и правило об орфограмме. Проговорите эти сведения друг другу. Какие еще слова с такой орфограммой вы увидели. Какие звуки не произносятся в этих словах?

На с.117 даны два слова на это правило. Попробуйте объяснить лексическое значение этих слов (чувство, лестница). Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните орфограммы. Составьте устно предложения с этими словами. Попробуйте объяснить выражения: шестое чувство (интуиция, чутье), чувство собственного достоинства (самоуважение), лишиться чувств (упасть в обморок).

На доске написаны два столбика слов с непроизносимой согласной. Рядом вам необходимо будет написать проверочное слово, выделить корни и подчеркнуть непроизносимую согласную.

 - Какие у вас будут предположения, как правильно написать слова с непроизносимой согласной?

 -Давайте обратимся к тексту учебника и проверим ваши предположения (с.118)

 - Что же вы выяснили о правилах проверки непроизносимой согласной в корне слова? Какое из ваших предположений оказалось верным?  

Предлагает выполнить задание: - Теперь по вариантам выполните задание, данное на доске, опираясь на правило в учебнике, подчеркните в словах букву, которая пишется, но звука мы не слышим,  в проверочном слове подчеркните эту букву. Проверьте своего соседа.

- Работая парами, проговорите друг другу алгоритм проверки этой орфограммы еще раз.

Слова на доске: известный, солнце, капустный, сердце.

Продолжим наблюдать за словами с непроизносимой согласной в корне слова. Продолжите работу по упр. 226 на с. 118

25 мин.

Вспоминают и проговаривают  цель занятия. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор.

Предлагает вспомнить цель занятия. Организует рефлексию (на столе карточка с предложениями) Прочитайте задание: Озаглавьте текст. Найдите слова с непроизносимыми согласными. Подберите проверочные слова.

Тексты для рефлексии:

1. Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было гигантского роста. Голова чудесного цветка напоминала солнце. Растение всегда поворачивалось к свету солнца. По дивному цветку узнавали время. Цветок назвали подсолнечником. По имени яркого солнца.

2. В джунглях живёт лягушка кокой. Так зовут её местные жители. А ужасным листолазом её называют учёные. Это прелестное маленькое существо золотистого цвета. Малютка умещается в чайной ложке. Но её яд в тридцать раз сильнее яда кобры. Это самый сильный из известных животных ядов.

3. Сок сахарного тростника был известен в Индии. Этот сладкий сок напоминал вкусный пчелиный мёд. Потом сахарный тростник стали выращивать на Кубе и на Гаити. Это гигантское растение до шести метров высотой. Стебель срубают одним ударом с помощью тяжёлого тесака. Чтобы не вытек сладкий сок, стебли тростника измельчают. Они служат прекрасным топливом для сахарных фабрик.

Проверяет и оценивает работу обучающихся. Предлагает обучающимся прокомментировать свои оценки. Что узнали для себя нового? Что у вас получилось сегодня, а что не очень? В чем были затруднения? Как же проверить непроизносимый согласный в корне?        

Предлагает домашнее задание по выбору, проводит инструктаж по его выполнению:

- выучить правила на с. 117 – 118;

- найти и записать 2 пословицы, в которых употреблены   слова с непроизносимыми согласными в корне слова;

- выполнить задание в дополнительной тетради на с.

5 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ (РУССКИЙ ЯЗЫК) АЖУРНЫЕ ОГРАДЫ (ИЗО)

Интегрированный урок в 3 классе по русскому языку и Изо...

Презентация по русскому языку 3 класс "Правописание слов с непроизносимым согласным в корне"

Данная презентация создана создана для 3 класса по русскому языку, разработана по программе Школа России...

Презентация по русскому языку 3 класса "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление."

Данная презентация создана для 3 класса по русскому языку, разработанна по программе Школа России...

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова» (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование умения определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.Задачи урокаПланируемые результат...