Урок русского языка в 1 классе по теме "Перенос слова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

  1. Познакомить учащихся с правилом переноса слова по слогам; способствовать отработке

умения делить слова на слоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozhegova_m.a.russkiy_yazyk_1_klass_.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

Средняя общеобразовательная школа № 24  

г. Братск   

Конспект урока   по русскому языку

Тема: «Перенос слов»

1 класс

Подготовила:

 учитель начальных классов

высшей категории

Ожегова Маргарита Александровна

Предмет: русский язык

Класс: 1 класс

Учитель: Ожегова Маргарита Александровна.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Тема урока: Перенос слов.

Цели учебного занятия

  1. Познакомить учащихся с правилом переноса слова по слогам; способствовать отработке

умения делить слова на слоги.

 Формировать УУД:

- Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.  

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Задачи урока

1) Образовательные: 

      - создать условия для обучения учащихся правилам переноса слов, организуя

            самостоятельное наблюдение детей за языковым  материалом.

  2) Развивающие: 

- развивать умение видеть разные по количеству слогов слова;

- развивать орфографическую зоркость и орфографические умения (видеть в словах

   орфограмму, графически обозначать ее);

- развивать внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия.

3) Воспитательные: 

- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитывать культуру общения,  чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде.

- способствовать воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.

Планируемые  результаты

 1) Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями):

- научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую; определять способы переноса; переносить слова по слогам;

- получат возможность научиться: наблюдать за слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.

2) Метапредметные  (компоненты  культурно-компетентностного опыта, приобретённая  компетентность):

- Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

- Коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- Регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать  учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

3) Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.

Основные понятия

Слог, слово, перенос

Межпредметные связи

Окружающий мир, информатика.

Информационно-технологические ресурсы 

УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 1 класс,

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.  

Медиаресурсы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

  1. ЭОР: 

- Электронное приложение к учебнику «Русский язык»,

  1 класс, авт. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

- https://www.youtube.com/watch?v=89XhZOs_NE8 (2:15)

-  http://interneturok.ru/ru/school/russian/1-klass/pismo-orfografiya/perenos-slov?seconds=0&chapter_id=2217   (с 1:38 до 4:50 ~ 3 мин.)

Организация пространства:

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная  работа, работа в парах.

Технология

проведения урока

(этапы)

Содержание

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Ребята! Сегодня мы отправляемся в лес собирать весенние цветы. На нашей поляне  должны появиться цветочки. Помогите, пожалуйста, определить, какие они будут. Выберите!

  • отвлекать товарищей
  • повторять то, что знаем
  • узнавать новое
  • играть в умные игры
  • советоваться с другом
  • помогать другу
  • мешать другу
  • перебивать других
  • радоваться за себя и класс

Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.

На доске  - изображение лесной поляны, на которой появляются «нужные» цветочки.

Конкретизирует и подводит итог в определении целей.

Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу.

Дети выбирают цветочки:

  • повторять то, что знаем
  • узнавать новое
  • играть в умные игры
  • советоваться с другом
  • помогать другу
  • радоваться за себя и класс

(доказывают, почему выбрали эти цели)

Регулятивные УУД: 

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

Личностные УУД: 

-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям,  готовности к сотрудничеству

-формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(5  мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений учащихся;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

- Для чего в речи нужны слова?

- Вставьте слово, пропущенное в предложении.

Мы рисуем подснежник.

Создаёт проблемную ситуацию.

- Слова нужны, чтобы называть предметы, действия…

Один ученик записывает предложение на доске, остальные дети – у себя в тетрадях.

- Слово «подснежник» не умещается на строке.

- Что делать?

- Можно писать сразу на другой строчке.

- Можно написать мельче и уместить на этой строчке.

Учащиеся сталкиваются с проблемой: возникает необходимость в переносе слова.

Регулятивные УУД: 

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли полно и точно,

- учёт  разных мнений и умение обосновывать своё.

III. Выявление места и причины затруднения (2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Иногда возникает необходимость слова переносить.

- Что такое перенос? Слово это произошло от слова переносить. Можно переносить что-то с одного места на другое, можно перенести заболевание, встречу на другой день.

-  Как же переносить слова?

 - Где можно понаблюдать за переносом слов?  

Возможно, ответ найдём в книгах. Понаблюдаем за тем,  как переносят слова в книгах нашей классной библиотечки.

Создаёт условия для организации деятельности по планированию.

Учащиеся обсуждают план  по поиску решения проблемы.

Познавательные УУД

(общеучебные):

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(6 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Каждый ряд получает ксерокопию страницы книги и инструкцию по поиску.

Через некоторое время итоги работы обсуждаются.

Какие слова нашли?

Как они были перенесены?

А теперь посмотрим небольшой сюжет, в котором возникла такая же проблема, как у нас – слово на доске не умещалось, и нужно было его перенести.

https://www.youtube.com/watch?v=89XhZOs_NE8  (2:15 мин.)

- Теперь, я думаю, мы справимся с проблемой, которая была у нас в начале урока?

- Как можно выполнить перенос слова подснежник?

- Допишите предложение до конца, выполнив перенос слова подснежник.

Создаёт условия для организации работы в группе.

Фронтальная работа. Учитель слушает ответы детей, выбирает правильные варианты.

Собирают информацию (дети получают ксерокопии страниц книг, находят слова, которые были перенесены с одной строки на другую), анализируют, делают вывод: «Слова перенесены по слогам».

Смотрят видеоролик.

Дети дают два варианта переноса слова: под-снежник:

 подснеж-ник

Затем дописывают предложение, переносят слово, используя один из вариантов.

Познавательные УУД:

- выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения;

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью;

- формулирование ответов на вопросы;

- обучение работе с разными видами информации.

Регулятивные УУД:  

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

V. Реализация построенного проекта (7 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.

А теперь посмотрим ещё один небольшой видеоролик и познакомимся с правилами переноса слов.

http://interneturok.ru/ru/school/russian/1-klass/pismo-orfografiya/perenos-slov?seconds=0&chapter_id=2217   (с 1:38 до 4:50 ~ 3 мин.)

- Предлагаю поиграть, потренироваться в переносе слов, используя правила.

Разобьёмся на команды по цвету.  Составим слова.

Слова для игры:

КРОКУС  КРО-КУС

МЕДУНИЦА МЕ-ДУ-НИ-ЦА

НАРЦИСС   НАР-ЦИСС

КАЛУЖНИЦА  КА-ЛУЖ-НИ-ЦА

ФИАЛКА  ФИ-АЛ-КА

(найти фото к каждому цветку)

Организует просмотр видеоролика, комментирует правила переноса.

Организует игру в больших группах - упражнение творческого характера

Учащиеся смотрят отрывок видеоурока и знакомятся с правилами переноса слов, проговаривая правила хором.

Учащиеся переносят полученные знания в ситуацию.

Личностные УУД: 

- формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение применять новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

- умение договариваться, находить общее решение, оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:  

- умение работать по коллективно составленному плану.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(6  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- Предлагаю поработать в парах.

(в учебнике с. 38 упр. 4)

- Запишите слова,  разделив их чёрточкой для переноса.

Посовещайтесь  с соседом по парте.

Организует работу в парах. Осуществляет индивидуальную коррекцию действий учащихся.

Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром.

Регулятивные УУД: 

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений  и  отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Физкультминутка с использованием тренажёра для глаз  (1 мин)

А теперь немного отдохнём.

.

Физминутка

Дети повторяют упражнения за учителем

Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД: 

- умение слушать и выполнять инструкцию учителя.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполним самостоятельно в тетрадях упр. 5, с.38.

- Прочитайте. Это текст?

- О чём говорится в тексте?

- Подберите заголовок  к тексту.

- Запишите последнее предложение в тетрадь, используя правила переноса слов.

- Кто при записи предложения переносил слова с одной строки на другую?

- Какие слова вы переносили?

 -Как вы это сделали?

-Давайте сравним ваши варианты с образцом на доске:

- А теперь предлагаю выполнить задания из электронного приложения к нашему учебнику «Русский язык»:

1. «Игра «Собираем слова»

Распределите слова на две группы: в одну корзину слова, которые можно разделить для переноса, а в другую, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

2. Игра «Перенос слов»

Раздели слова горизонтальными чёрточками для переноса.

Учитель организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Учитель организует самопроверку работ учащихся по эталону, образцу, представленному на доске, выявляет места и причины затруднений, организует работу над ошибками.

Проводится работа по электронному приложению к учебнику.

Учитель демонстрирует игру на экране, объясняет задание, помогает детям в выполнении задания на интерактивной доске.

Дети самостоятельно выполняют упражнение после инструкции  учителя.

Происходит самопроверка работ учащихся по образцу на доске, выявляются и исправляются ошибки.

Дети выполняют задания на интерактивной доске, раскладывая слова в разные корзины. Здесь же происходит проверка – при неправильном выполнении задания звучит сигнал-предупреждение.

На интерактивной доске дети расставляют в словах знак переноса. При ошибочном выполнении чёрточка не ставится – дети имеют возможность сделать повторную попытку.

Работа ведётся по вариантам (девочки- мальчики)

Мальчики выписывают слова, которые можно перенести.

Девочки – слова, которые перенести нельзя

Регулятивные УУД:  

- овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем;

- умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

- овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий,  способностью с помощью вопросов,  материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию.

Личностные УУД: 

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(1мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Вы хорошо поработали!

- О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового вы узнали?                                                                                                        - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?                                                                                  - Оцените свои достижения на уроке.                                                    

Выберите понравившийся вам лепесток цветка. Давайте вместе соберём один общий цветок на нашей лесной полянке

- Спасибо за урок!

Создаёт условия для рефлексии пройденного на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя,

дают самооценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД :- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные УУД:  

- умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: 

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".

Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)

Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...