Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
план-конспект урока по русскому языку

Воронина Светлана Анатольевна

      Урок русского языка в 4-м классе.

 Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе.

 Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний

Вид урока: Урок закрепления

учитель начальных классов Воронина С.А.  

Цель: отработка правописания безударных личных окончаний глаголов.

Задачи:

  • закрепить правописание личных окончаний глаголов;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • дать представление о разноспрягаемых глаголах и особой форме окончаний некоторых глаголов;
  • развивать связную речь учащихся;
  • воспитывать внимательное отношение к слову, к людям.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Освоение личностного смысла учения;  

Регулятивные: Определять  цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

 Познавательные: 

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;  планировать свою работу;

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»

 Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;  

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Оборудование:

  • учебник  В.П.Канакина, В.Г. Горецкий  «Русский язык»  4 класс
  • мультимедиа.

Технологии, методы:

  • проблемное обучение;
  • иформационно-коммуникационное;
  • частично-поисковый;
  • практический;
  • наблюдение, сравнение, анализ;
  • словесный.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята! Вы готовы к уроку?

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже умеем, а также узнали много нового и интересного.

Повторим правила работы на уроке? (хором)

- я буду внимательным.

- я буду думать.

- Я буду размышлять.

- я буду старателен и догадлив.

- я буду  терпеливо выслушивать мнение других.

На доске: «Не хлебом единым живет человек».

В руках у учителя гномик.

Учитель:

– Добрым гномиком написано на доске предложение. Прочитайте его. Подумайте и скажите, в чём связь между смыслом этого предложения и гномиком.

Уч-ся:

– Человеку для жизни кроме хлеба нужна пища для души (книги, картины, музыка, молитва).

– У каждого человека существует свой внутренний мир – душа, которую надо питать добром. Чтобы рос в ней добрый гномик, надо совершать добрые поступки. (Притча о добром и злом гномиках.)

Учитель:

– Запишите это предложение и подчеркните его основу.

– Какой частью речи выражено сказуемое?

Уч-ся:

– Глаголом.

Учитель:

– Продолжите определение: глагол – это…

Уч-ся:

– … самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».

На доске (слайде 1):

Живешь, помога..шь, люб..шь, благодаришь, дыш..шь, любу..шься, свет..шь, терп..шь.

Учитель:

– Что объединяет эти слова?

Уч-ся:

– Глаголы в форме 2 лица, единственного числа.

Учитель:

– Какое слово лишнее и почему?

Уч-ся:

– Любуешься – возвратный.

Учитель:

– На какую орфограмму пропущены буквы?

Уч-ся:

– Безударная гласная в личных окончаниях глаголов.

Учитель:

– Сформулируйте тему урока.

Уч-ся:

– Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов.

Учитель:

– Вспомните алгоритм написания данной орфограммы.

У каждого ученика – алгоритм (он же на слайде 2):.

Безударные личные окончания глаголов.

  1. Ставим глагол в неопределённую форму.
  2. Глаголы – исключения:

Гнать
Держать
Дышать
Зависеть
Слышать
Видеть
Обидеть
Терпеть
Вертеть
Ненавидеть
Смотреть
2 спр.- -и-, -а-(-я-)

брить
стелить
1 спр. –е-, -у-(-ю-)

  1. Не является исключением:
  2. -ИТЬ – 2 спр. -и-, -а-(-я-)
  3. НЕ -ИТЬ – 1 спр. – -е-, -у-(-ю-)

Учитель:

– Вставьте пропущенные орфограммы.

– Разделите глаголы на 4 группы.

Уч-ся:

4 группы:

– глаголы с ударным личным окончанием

– глаголы – исключения

– глаголы 1спр. с безударным личным окончанием

– глаголы 2спр. с безударным личным окончанием.

2.Упражнения в выборе безударной гласной в личных  окончаниях глаголов.

Учитель:

-Сегодня на уроке мы продолжим закрепление правописания безударных личных окончаний глаголов.

– На столе карточки, на которых написаны глаголы :

– Какие гласные буквы надо написать в личных окончаниях глаголов?

Работа в парах.

- Вставьте безударную гласную. Выделите окончание:

1. Жела_м, смотр..шь.

2.Слыш_т , гре_шься,

3. Лета_м,  вер_т. 

4. Рису..т, кол..т.

5. Игра..м,  барабан..т.

6. Чита..шь, бега..м.

Проверка

3. Физминутка

Если я называю глаголы I спряжения, то дети приседают.

Если я называю глаголы II спряжения, дети поднимают руки вверх

 

4.Систематизация  знаний о глаголе

Работа в группах.

Работа с карточкой

 Сейчас каждый из вас будет работать по карточке.

Познакомьтесь с ней.

1. Часть речи, которая обозначает действие … и отвечает на вопросы…называется …

2.Не с глаголами  пишется …

3. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…

4. Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ….

5. Глаголы изменяются в прошедшем времени и …, в ед. ч. – по…, в нас. и буд. времени глаголы изменяются по ...

6.В предложении глагол является ….

7. Спряжение – это …

 

-Для чего вам эта такая работа?

  Объединитесь в пары и обсудите результаты своей работы.

Информацию, с которой не согласны, помечайте знаком “?”

- Проверим вашу работу.

 

Учитель:

– У А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк» (тот, кто предсказывает, предвещает что-то) есть такие строки:

И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей.
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Это стихотворение вы будете изучать в старших классах. А сейчас скажите, что значит здесь слово «глагол»?

Уч-ся:

– Глагол – любое слово, побуждающее к действию, доброму или злому.

Учитель:

-Значит, словом (глаголом) можно ранить или даже убить душу, а можно воскресить, вылечить её. Слово наполнено силой, которая исходит из нашего ума через сердце. Поэтому к слову следует относиться очень осторожно, обдуманно. Сегодня я хочу подарить вам золотые правила, благодаря которым фонарик доброго гномика будет гореть ярче.

Для каждой группы карточки с текстом (он же на слайде 4):

  1. «Думай, что говоришь». Взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай, как следует, а потом говори.
  2. «Не говори того, чего не думаешь». Не лукавь, не криви душой. Лучше промолчать, чем сказать неправду.
  3. «Не всё, что думаешь, говори». Правильно оцени собеседника, его душевное состояние. Готов ли он сегодня услышать те слова, которые мирно лягут на его душу через 3 дня? Принесёт ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? Не подведёшь ли кого, не выдаёшь ли чужую тайну своим неосторожным словом?

Учитель:

– Найдите глаголы в форме 2, 3 лица, единственного числа.

Уч-ся:

– Говоришь, находится, не думаешь, намереваешься, не подведёшь, не выдаёшь.

Учитель:

– Какие орфограммы встретились в этих словах?

Уч-ся:

– безударные личные окончания глаголов

– правописание частицы НЕ с глаголом

– «ь» после шипящих

– ТСЯ, -ТЬСЯ

Каждая группа объясняет 1 орфограмму.

5. Упражнение «График».
-Надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График». 
(Детям раздаются листочки с системой координат)

http://festival.1september.ru/articles/520308/img2.jpg

Учитель:
- Я читаю слова по вариантам, а вы ставите точку на графике.

1.В.
смотрит 
строишь 
едем 
думает
красит 
бегаешь 
чертит 
сияет 
ругает 
зеленеет 

2.В.
вертят
рубишь
мокнет
откроет
возит
бреет 
схватит 
плавает 
делает 
оденут

Учитель:
-Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение глагола, то график должен выглядеть так:

http://festival.1september.ru/articles/520308/img3.jpg

- Нужно ли проверять эти окончания? Почему?

- А какие личные окончания нужно проверять?

- Как это сделать?

Дети воспроизводят на доске алгоритм действий:

  1. Поставлю слово в неопределённую форму.
  2. Посмотрю, на что оканчивается слово в неопределённой форме?
  3. Определю спряжение.
  4. Выберу нужную букву.

1 спр.

2 спр.

Е

У

Ю

И

А

Я

 

6.Физкультминутка. Глаголы 1 спр. – встаём, 2 спр. – приседаем, исключения – хлопаем в ладоши.

Учитель:

Учитель:

– Подберите синоним к слову глаголить.

Уч-ся:

– Говорить.

-Образуйте от него глагол.

Уч-ся:

– Глаголить ,  разглагольствовать .

Учитель:

– Подберите синонимы. Какая группа больше?

На слайде 5 записаны некоторые из этих синонимов: глаголить, говорить, повествовать, молвить, баять, сказывать, сообщить, рассказать, побеседовать, пустословить.

Учитель:

– На какие 2 группы можно разделить эти глаголы?

Уч-ся:

– Устаревшие – употребляемые.

– Совершенного вида – несовершенного вида.

– 1 спряжения – 2 спряжения.

Учитель:

– Образуйте от глагола рассказывать имя существительное.

Уч-ся:

– Рассказ.

Учитель:

– Вспомните предложение, с которого мы начали наш урок. Гномик предлагает вам составить рассказ из глаголов, с помощью которых вы объединились в группы. Главная мысль - «Не хлебом единым живёт человек».

Примерные рассказы.

1 группа.

Живёт человек на свете, идёт по жизненному пути, веселится, творит добро. Береги, человек, свои добрые чувства, благодари людей, сделавших добро тебе.

2 группа.

Чтобы радоваться жизни, надо чаще улыбаться, любоваться красотой окружающего нас мира, спасать попавших в беду и помогать им.

3группа.

Мне нравится, когда светит солнце. Его тепло утешит меня, когда грустно. Поэты прославили светило в своих стихах и научили меня любить его.

4 группа.

Я ненавижу лень, гоню её. Видишь трудно – терпи. Нельзя от лени зависеть. Надо держать себя в руках.

Каждая группа читает свой рассказ и прикрепляет его на доске.

Слайд 6.

Пожелание гномика.

Не позволяй душе лениться.
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь,
И день, и ночь.
(Н.А. Заболоцкий)

Учитель:

– А теперь давайте подведём итог нашего урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Ответы учащихся.

Учитель:

– С помощью красных стикеров отметьте те задания, которые вызвали у вас наибольшие затруднения, а с помощью зелёных – наиболее интересные.

Учащиеся прикрепляют стикеры на листах с выполненными заданиями, прикреплёнными на доске.

– На обратной стороне своей карточки (с глаголом) оцени свою работу на уроке (или поставить отметку, или написать словами) и подпиши её.

 Рефлексия: Со всеми поставленными задачами справились на уроке?

Оцените работу вашей пары. ВАЗА

Работали хорошо –красный кружок

Были небольшие затруднения – зеленый кружок

Не всё всегда получалось – синий кружок

Д/з. Напишите эссе о роли глагола в русском языке

Я пришёл из школы, 
Я учу глаголы, 
Мне их выучить – пустяк! 
У меня свой метод! 
Применяется он так, 
Новый метод этот: 
Кричать – кричу, 
Вертеть – верчу, 
Двигать – двигаю, 
Прыгать – прыгаю. 
Я и прыгал! Я и двигал! 
Я и топал! Я и пел! 
Пел, пока у нас в прихожей 
Вдруг звонок не зазвенел! … 
Открываю, наш сосед 
(он живёт под нами) 
Не причёсан, не одет – 
В тапках и пижаме. 
Он кричит: “Прошу прощенья! 
Это что – землетрясенье? 
Или, может быть, слоны 
Надо мной поселены?” 
– Уважаемый сосед, 
Никого в квартире нет. 
Я пришёл из школы 
И учу глаголы… (В. Воскобойников) 

Молодцы! Спасибо за урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....

Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...

открытый урок русского языка в 4 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

открытый урок русского языка в 4 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов"...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Цель: формирование умения писать безударные личные окончания глаголов на основе формулирования правила и построения   алгоритмаЗадачи:  вывести алгоритм для определения гласной в безуда...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Учащиеся отрабатывают правописание безударных окончаний глаголов....

Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов второго спряжения»

Данный урок русского языка проводится в 4-ой четверти с целью закрепления умения учащихся писать безударные личные окончания глаголов 2- го лица настоящего и будущего времени. С помощью алгоритма учен...