Урок русского языка по теме: «Перенос слова»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.

1. Формирование предметных умений:

- делить слова на слоги, делить слова на части для переноса;

- проверять написанное, сравнивая с образцом;

2. Формирование метапредметных умений:

Личностные умения:        

- принимать и осваивать социальную роль ученика;      

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

Регулятивные умения:       

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные умения:  

- ориентироваться в учебнике, в тетради;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

Коммуникативные умения:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx778.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: «Перенос слова»

Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.

1. Формирование предметных умений:

- делить слова на слоги, делить слова на части для переноса;

- проверять написанное, сравнивая с образцом;

2. Формирование метапредметных умений:

Личностные умения:        

- принимать и осваивать социальную роль ученика;      

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

Регулятивные умения:        

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные умения:  

- ориентироваться в учебнике, в тетради;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

Коммуникативные умения:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре.

Ход урока

  1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с ними. Повернитесь, присаживайтесь.

- Ребята, послушайте стихотворение.

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (о весне)

- Какие слова помогли вам догадаться, что в этом стихотворении говорилось о весне? (апрель, звенит капель, бегут ручьи, выйдут муравьи после зимней стужи, пробирается медведь, птицы стали петь) Молодцы!

- Ребята, сегодня мы с вами получили приглашение от старичка-Лесовичка (на доске)https://egords24.edumsko.ru/uploads/2000/1047/section/49002/38251/lsovichok20otrisovannyj.jpgпопутешествовать вместе с ним по сказочному весеннему лесу.

 (на доске)

Во время путешествия нам предстоит открыть много тайн и ответить на трудные вопросы.

- Закройте глазки и послушайте. (звучит звуковой файл «Звуки леса»)

"Шагай!" - поманила

Лесная дорожка.

И вот зашагал

По дорожке Алёшка!...

Ведь в нашем  лесу

Интересно, как в сказке:

Кусты и деревья,

Цветы и лягушки,

И травка зелёная

Мягче подушки!...

- Ребята, посмотрите, дерево, а рядом с ним листочки.

  (на доске)  https://media.istockphoto.com/vectors/bare-tree-vector-id468573292?k=6&m=468573292&s=612x612&w=0&h=G4f8_z7rBqjYEa4suv2j4M7koL47O7EmpKYXKnqyziY=        - повторять то, что знаем

                                               - баловаться

                                               - узнавать новое

                                               - играть в игрушки

                                               - помогать друг другу

                                               - советоваться в паре

                                               - мешать друг другу

                                               - не лениться

                                              -радоваться личным и общим успехам

- Как вы думаете, почему дерево без листочков? (весной природа только начинает просыпаться, и деревья стоят голые, без листочков)  Давайте и мы поторопим весну и украсим наше дерево листочками.

- Давайте прочитаем то, что написано на листочках. (дети читают)

-Как вы считаете, все ли листочки украсят наше дерево? Какие листочки мы выберем? (выбрать нужные листочки и прикрепить их на дерево)   

- Почему именно эти листочки оказались на нашем дереве? (это те правила, которые помогают нам работать на уроке)

- Итак, в путь вместе со старичком-Лесовичком!

  1. Минутка чистописания.

- Мы с вами путешествуем по сказочному лесу. В слове лес есть любимая буква нашего гостя. Звук, который она обозначает - согласный, звонкий, непарный мягкий. Какой буквой мы обозначаем этот звук?  (это буква л.)   число (2 апреля)

С помощью буквы Л у нас появится  лесная  дорожка, но чтобы дорожка нас не запутала, мы должны постараться написать ее красиво и правильно. (проверка с помощью сигнальных карточек)

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/416786/Image1690.jpg

1 задание.

- Ребята, посмотрите, старичок-Лесовичок нашел корзинку. Давайте узнаем, что в ней. (карточки со словами крепятся на доску)

В     ЖУРЧАТ      ЛЕСУ      РУЧЕЙКИ       ЗВОНКИЕ

Старичок-Лесовичок  просит  вас помочь ему составить предложение из этих слов и записать его в тетрадь. РАБОТА В ПАРАХ. (учитель одновременно пишет на доске)

В лесу журчат звонкие ручейки.                                                                  

Ребята, посмотрите,  места на строке не хватает. У кого из вас такая же проблема?(как и у меня не хватает места на строчке, чтобы дописать все предложение) Что делать? (Необходимо перенести слово с одной строки на другую).

-Ребята, кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Перенос слов).

- Как вы думаете, переносить слово нужно по правилам или так, как захочется? (по правилам)

- Итак, что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы сегодня на уроке будем учиться? Молодцы!

Цель урока: знакомство с правилами  переноса слов.  (где алгоритм)

3. Работа по теме урока.

Мы со старичком-Лесовичком  идем дальше в лес. Смотрите, около пенька что-то виднеется. Давайте посмотрим, что там оставили? Старичок-Лесовичок посмотрел на карточку, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться с написанным.

 - Ребята, прочитайте текст, записанный на карточке. Понаблюдайте, поразмышляйте, и может быть кто-то сможет сделать вывод, как надо переносить слова.

2 задание.

РАБОТА В ПАРАХ 

Карточка:

У ро|-зы острые ши|-пы.

Бро|-дит ста|-до по лу|-гам.  

( Учитель ходит по рядам, слушает обсуждение в парах)

- Правильно, слова надо переносить по слогам. Давайте научимся сами и поучим старичка-Лесовичка переносить слова.

Здесь порядок очень строгий.

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам:

Бро-дит ста-до по лу-гам.

- А теперь поможем старичку-Лесовичку дописать предложение.

- Посмотрите на предложение, которое вы составили. Возьмите карандаши и покажите, как можно перенести последнее слово.

 (РАБОТА В ПАРАХ. Дети моделируют перенос слова ЗВОНКИЕ, РУЧЕЙКИ.) Какой вывод можем сделать? ( Если в слове больше 2 слогов, то способов переноса слова  может быть несколько.)

РУ-ЧЕЙКИ, РУЧЕЙ-КИ; ЗВОН-КИЕ

Допишите это предложение. Знак переноса будем обозначать черточкой. (-)

Алгоритм (как перенести слово)

  1. Прочитай слово.
  2. Раздели его на слоги.
  3. Помни:
  • Слова переносим по слогам.
  • Если в слове больше 2 слогов – у него может быть несколько вариантов переноса.
  • Слова, состоящие из 1 слога переносить нельзя.
  • Буквы  ь,  й  при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы
  • 1 букву нельзя оставлять на строке и переносить.
  1. Запиши слово.

Молодцы, ребята, вы помогли  старичку-Лесовичку  узнать первое правило переноса слов. Он  сразу же захотел поделиться этим со своими лесными друзьями. Старичок-Лесовичок пошел по самой короткой дорожке, но на пути оказалось болото. Он решил перейти болото по кочкам и стал перепрыгивать с кочки на кочку, но вдруг остановился и задумался. Поможем старичку-Лесовичку перебраться через болото. У Лесовичка на каждой кочке лежат слова, которые есть у вас в конвертах. Чтобы старичок-Лесовичок смог беспрепятственно перебраться через болото, нам нужно правильно разделить их на слоги (для переноса). Сначала выберем слова, которые состоят из одного слога, отодвинем их в сторону. Давайте воспользуемся  ножницами и разрежем оставшиеся слова на части (слоги). (ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ) Запишите слова, разделяя черточками для переноса.

3 задание 

Карточка:

ручей, камыш, лес, пень, воробей

- Ребята, почему старичок-Лесовичок остановился? А как такие слова переносить?

Какой вывод сделаем? (Слово из одного слога не переносится)

Молодцы, ребята, вы помогли  старичку-Лесовичку  узнать еще одно  правило переноса слов. (добавить в алгоритм)

ФИЗМИНУТКА.

Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)
Распускают лепестки (
Начинают медленно вставать)
Ветерок чуть дышит (
раскрывают руки над головой)
Лепестки колышет (
раскачиваются
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают (
раскачиваются)
Тихо засыпают (
и медленно принимают исходное положение)

Сейчас вы отдохнули,  и  старичок-Лесовичок  предлагает  вам  пойти дальше, чтобы встретиться со своими друзьями и рассказать им о сегодняшних открытиях. По дороге нам встретился ежик, на иголках которого была записка. Открытия не закончились, предлагаю продолжить  вашу работу, а для этого нужно выполнить следующее задание.

(карточка № 4)

4 задание

- Прочитай слова.

- Обрати внимание на выделенные буквы.

- Посмотри, где стоит знак переноса.

- Сделай вывод.

Анализируя перенос слов на вашей карточке, мы должны открыть новые правила переноса слов.

Карточка:

пень-ки, день-ки, ель-ник    

чай-ка, зай-ка, сой-ка

(Буквы  ь,  й  при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы.) (добавить в алгоритм)

Молодцы, ребята, можем двигаться дальше. Смотрите, нам навстречу идет лосенок, у него на рогах что-то есть. Давайте посмотрим, что же там.

«Я - друг старичка-Лесовичка, хожу в Лесную Школу. Мы изучаем перенос слов. Послушайте, какая история со мной приключилась.

5 задание

Едва я перенес: е – два,

И получил за это «два»,

Укол я перенес: у – кол –

И получил за это «кол».

Опять я перенес: о – пять,

Теперь, наверно, будет «пять»?!

- Какое правило переноса нарушил Лосёнок, что нельзя делать при переносе слов по слогам?

- Какие открытия вы сделали? О каких новых правилах переноса узнали?

 (Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на новую строку.) (добавить в алгоритм)

Сравним свое решение с правилами в учебнике. Стр. 37 (читаем)

- Ребята, давайте все вместе выполним задание.

- Молодцы! Лосенок говорит нам «Спасибо!»

- Ребята, двигаемся дальше. Смотрите, впереди опушка леса с подснежниками. Давайте подойдем поближе и полюбуемся этими цветами. Ой, что это за конверт оставили между цветов? Давайте посмотрим, что в нем.

6 задание

- Достаньте из своих конвертов слова, прочитайте их. Девочки выписывают слова, которые можно перенести и разделяют их черточкой для переноса.

Мальчики  выписывают слова, которые нельзя переносить.

ИВА, ЛЯГУШКА, ВЕРБА, ПЕНЬ, ПОЮ, ОБЛАКО, ЭХО, КАПЕЛЬ

- Молодцы! Вместе со старичком-Лесовичком мы  открыли много тайн. Нам пора возвращаться в класс. Перед нами 3 тропинки, каждая из которых поможет вам вернуться из сказочного леса. Каждая тропинка приготовила нам свои задания, разные по сложности. Одна тропинка самая простая, другая чуть-чуть сложнее, а третья – самая сложная. Это не означает, что вы должны выбрать самое простое задание. Оцените свои силы и сделайте свой выбор.      

7 задание

1 уровень (жёлтая карточка).

Раздели слова для переноса:

Речка, лист,  белка, лейка, угольки (хором).

2 уровень (зеленая карточка).

Найди слова, которые разделили слова для переноса неправильно, раздели их верно:

Ле-сок, ёж – ик, по – лянка, лужа – йка, шляп - ка, де – ньки (1 человек называет).  ОСТАЛЬНЫЕ МОГУТ СИДЕТ БЕЗ ДЕЛА!!!

3 уровень (голубая карточка).

Найди в тексте слова, которые нельзя переносить:

Стояла тёплая осень. Алёша пошёл в лес за грибами. Вот пень. Там рос большой гриб.  Это был опёнок.

(Проверка)

4. Итог урока. Рефлексия.

-Какое новое открытие сделали на уроке?

- А когда вы будете использовать новые знания?

- Кому было трудно выполнять задание?

- А кто легко справился с заданием?

- На следующих уроках мы еще будем  тренироваться и хорошо научимся делить слова для переноса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Перенос слов".1 класс."Школа 2100"

Тема: «Перенос слов».Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.Тип урока:  закрепление  знанийЦель: Формирование предметных умений по теме «Делени...

разработка урока русского языка по теме "Перенос слов"

Разработка урока русского языка по теме "Перенос слов" в 1 классе. Соответствует требованиям ФГОС НОО. Урок проведен в игровой форме....

Урок русского языка по теме "Перенос слов". 1-й класс. УМК "Планета знаний"

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.Цель: ознакомить с правилом переноса слов по слогам.Задачи:·        закрепить умение делить слова на сло...

презентация к уроку русского языка по теме перенос слов 2 класс

Данная презентация позволяет учащимся самостоятельно сделать вывод о  правилах переноса слов....

Методическая разработка урока русского языка на тему "Перенос слов".

Цель: Научить переносить слова с одной строки на другую.Планируемые результаты:предметные:переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;личностные:·        ...

Конспект открытого урока русского языка на тему: «Перенос слов» (урок-путешествие), 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: урок-путешествиеМетоды: словесный, наглядный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, использу...

Открытый урок русского языка по теме: "Перенос слов". 1-й класс

Открытый урок русского языка по теме "Перенос слов" 1-й класс УМК "Школа России" Урок открытия новых знаний...