Занимательный русский язык. Внеурочная деятельность.
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Внеурочная деятельность. Программа курса "Занимательный русский язык" 1 - 4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса "Занимательный русский язык" 1-4 класс | 44.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Проводимые групповые занятия занимают важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Согласно программе учащиеся знакомятся с синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами, учатся работать с различными словарями русского языка (синонимов, антонимов, толковым, этимологическим, фразеологическим, орфографическим, иностранных слов и др.), изучают принципы построения статей, знакомятся с алгоритмом поиска в словаре нужного слова или словарной статьи. Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
Общим для всех видов занятий является то, что в каждом из них ученики получают возможность решать посильные задачи, выполнять элементарные стилистические упражнения, проводить систематические наблюдения над языковыми фактами.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
- расширение и углубление программного материала;
- воспитание любви к великому русскому языку;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- формирование учебно-познавательной и информационной компетенций
Ставит следующие задачи:
- Работать над совершенствованием общего языкового развития младших школьников;
- Расширить представления учащихся по темам «Части речи», «Морфология», «Грамматика»;
- Углубить знания учащихся об истории развития литературного языка; о закономерностях развития языка; о тесной связи его истории с историей развития народа.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание обращено на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Требования к знаниям и умениям
I ступень (1 год обучения)
- научить анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
- дать понятие «буквы», научить соотносить звуки и буквы;
- научить отличать гласные и согласные звуки;
- научить детей делить слова на слоги, определять место ударения;
- научить детей работать над проектом «Мой алфавит»;
- упражнять в сочинении сказочных историй про буквы;
- воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;
II ступень (2 год обучения)
- дать представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
- научить пользоваться словарями русского языка;
- научить писать сочинения-миниатюры;
- воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;
III ступень (3 год обучения)
- углубить представления детей об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
- дать представление о морфологии;
- использовать словари русского языка;
- научить составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;
IV ступень (4 год обучения)
- развить интерес к изучению тайн русского языка;
- воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
- углубить уже имеющиеся знания о лексике;
- изучить и исследовать конкретные лексические понятия;
- способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;
- научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
- научить обобщать, делать выводы;
- стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;
- воспитывать ответственность, самостоятельность.
Ожидаемые результаты обучения по программе:
учащиеся должны
1 год обучения
- научиться анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
- усвоить понятие «буквы», научиться соотносить звуки и буквы;
- научиться отличать гласные и согласные звуки;
- научиться делить слова на слоги, определять место ударения;
- научиться работать над проектом «Мой алфавит»;
- научиться сочинять сказочные истории про буквы;
- научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.
2 год обучения
- должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
- научиться пользоваться словарями русского языка;
- научиться писать сочинения-миниатюры;
- научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним
3 год обучения
- углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
- получить представление о морфологии;
- научиться пользоваться словарями русского языка;
- научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
- научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга
4 год обучения
- знать об основных терминах, связанных с лексикой;
- знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
- уметь правильно употреблять изученные слова в речи;
- уметь подбирать синонимы и антонимы;
- уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения (135 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 6,5-10 лет,1-4 классы).
Учебно-тематический план 2 год обучения
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов |
1. | В начале было слово. | 4 |
2. | Морфология-наука о слове. | 15 |
3. | Русский язык, как язык общения. | 10 |
4. | Что узнали, чему научились. | 5 |
Всего: | 34 |
Учебная программа
2 класс
№ п\п | Кол. часов | Тема занятия | Виды деятельности | |
В начале было слово. (4 часа) | ||||
.1 | 1 | Чудесные превращения слов. Звуки в слове. Игра «Эхо». | Разгадывать шарады, метаграммы, кроссворды. Разгадывать ребусы, произносить скороговорки, слышать и находить в словах повторяющиеся звуки. | |
2 | 1 | Слово одно, а значений несколько. Слова-близнецы (омонимы). Слова-друзья (синонимы). Игра «Рисуем слова» | Различать прямое и переносное значение слова. Различать значения слов-близнецов. Работать со словарем. Использовать синонимы в своей речи, подбирать синонимы к заданным словам. | |
3 | 1 | Антонимы. Иностранные слова. Старинные слова. КВН | Создавать антонимичные пары слов, находить антонимы в различных литературных произведениях. Игра «Белое-черное» Находить иностранные слова в тексте, определять их значение по словарю. Находить архаизмы в тексте, определять их значение по словарю. | |
4 | 1 | Что такое «кот в мешке»? (о фразеологии) Языковые игры (игротека). | Находить в тексте фразеологизмы, объяснять их значение. пользоваться фразеологическим словарём. Рисование словесных картинок. Определять, по какому принципу объединены слова в одну группу. Создавать новые слова путем добавления или убавления букв. Игра «Составь слова» | |
Морфология-наука о слове (15 часов) | ||||
5 | 1 | Морфология-наука о слове. | Задавать вопросы к частям речи и определять название частей речи. Игра «Аукцион» | |
6 | 1 | В гости к предметам и их признакам. | Находить в тексте им.сущ. и им.пр., задавать вопросы и объяснять роль слов в предложении. Игра «Кто больше?» | |
7 | 1 | Постоянные признаки. Изменение по числам и падежам. | Определять число и падеж им.существительных и прилагательных, определять род и зависимость прилагательного от существительного. | |
8 | 1 | Определение склонения. | Изменять им.существительные и прилагательные по вопросам, определять склонение им.существительных, писать безударные окончания им.существительных. Составление памяток. | |
9 | 1 | Игры со словами. | Составлять кроссворды и загадки. | |
10 | 1 | Какая часть речи не называет предмет, а лишь на него указывает? | Употребление местоимений в речи и их изменения. Различать личные местоимения и указательные местоимения. | |
11 | 1 | Эти слова важны не только в математике. | Упражнения в распознавании числительных и их склонение. Игра «Раз, два, три, четыре, пять…» | |
12 | 1 | Слова, называющие действия. | Определять часть речи глагол, ставить глаголы в неопределенную форму, в единственное и множественное число, изменять глаголы по лицам, числам и родам в прошедшем времени. Игра «Что есть, что было, что будет» | |
13 | 1 | Что поведал «глагол»? | Определять часть речи глагол, ставить глаголы в неопределенную форму, спрягать глаголы и правильно писать окончания глаголов. Игра «Кто, что сделал?» | |
14-15 | 2 | Сказки дедушки «Глагола» | Определять часть речи глагол, ставить глаголы в неопределенную форму, спрягать глаголы и правильно писать окончания глаголов. Составлять кроссворды, ребусы, загадки, придумывать сказки. | |
16-17 | 1 | Игры со словами. | Принципы разгадывания шарад, кроссвордов, ребусов. Составлять кроссворды и загадки. | |
18-19 | 29-30 | История частей речи. | Понятия «морфология», «части речи». Определение частей речи по вопросам и значениям. Проводить морфологический разбор известных частей речи. Игра «Аукцион», «Кто больше?», «Белое-черное» | |
Русский язык, как язык общения (10 часов) | ||||
20 | 1 | Однородные члены предложения. | Разбирать предложение по членам. Определять однородные сказуемые и падлежащее. Игра «Аукцион» | |
21 | 1 | Отличие сложных предложений от предложений с однородными членами | Отличать предложения с однородными членами от сложных предложений. Составлять сложные предложения, выделяя в них две основы. Игра «Кто больше?» | |
22 | 1 | Рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. | Анализировать предложения и составлять рассуждении и размышления. Игра «Угадай по действию» | |
23-24 | 2 | Упражнение в точном употребление слов. Текст описание. | Сочинение сказок и фантастических историй. Игра «Инопланетяне» | |
25 | 1 | Взаимосвязь значения, строения, признаков как части речи и написания. | Описывать предметы и явления. Игра «Угадай по описанию» | |
26 | 1 | Сказка как вид жанра, особенности её содержания, построения и используемых языковых средств. | Сочинение сказок об орфограммах. Составление памяток. | |
27 | 1 | Записки, письма, загадки, этюды, сочинения. | Упр. в умение общаться в различных жизненных ситуациях устно и в письменной речи. Игра «Редакция журнала» | |
28 | 1 | Вежливые слова. Откуда пришли к нам слова? | Упр.в умении пользоваться различными словарями для толкования слов. | |
29 | 1 | Слова речевого этикета, особенности их значения и употребления. | Упр.в умении общаться в различных жизненных ситуациях. Игра «Магазин» | |
Что узнали, чему научились (5 часов) | ||||
30-31 | 2 | «Автопортрет». «Моя дружная семья» | Упр. в умение общаться в различных жизненных ситуациях устно и в письменной речи. Игра «Редакция журнала» | |
32 | 1 | Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…» | Описывать предметы и явления. Игра «Угадай по описанию» | |
33-34 | 2 | Итоговый урок. Что мы узнали о языке? | Рассуждать, доказывать, объединять слова по группам, определять в тексте фразеологизмы, синонимы, антонимы. Работать со словарями. Игры: «Белое-черное», «Угадай по действию», «Рифмы», «Закончи словечко», «Составь слова» |
Учебная программа
3 класс
№ п\п | Кол. часов | Тема занятия | Виды деятельности |
1 | 1 | Да здравствует русский язык! | Познакомиться с русскими народными пословицами, загадками, фразеологизмами |
2 | 1 | Вежливые слова | Систематизировать вежливые слова |
3 | 1 | Поговорки и пословицы | Выявить скрытый смысл пословиц и поговорок |
4 | 1 | Игротека | Повторить русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы |
5 | 1 | Запоминаем словарные слова | Играть со словарными словами |
6 | 1 | Растения во фразеологизмах | Выяснить значение фразеологизмов: «манна небесная», «задавать перцу» и т.д. |
7 | 1 | Животные во фразеологизмах | Выяснить значение фразеологизмов: «показать, где раки зимуют», «мышиная возня» и т.д. |
8 | 1 | Игротека | Повторить словарные слова, растения и животные во фразеологизмах |
9 | 1 | Я не поэт, я только учусь… | Подбирать рифмующиеся слова. Сочинять рифмовки |
10 | 1 | Как Морфология порядок навела | Различать части речи |
11 | 1 | Игры с пословицами | Выявить скрытый смысл пословиц |
12 | 1 | Игротека | Подбирать рифмующиеся слова. Различать части речи |
13 | 1 | И снова животные во фразеологизмах | Выяснить значение фразеологизмов: «три кита», «ход конем» и т.д. |
14 | 1 | Кое-что о местоимении | Изменять местоимения по падежам |
15 | 1 | Познакомимся поближе с наречием и числительным | Познакомиться с наречием и именем числительным как частями речи |
16 | 1 | Игротека | Повторить части речи |
17 | 1 | Состав слова. Основа слова. Формы слова | Выделять основы слов, части слова |
18 | 1 | Про корень и окончание | Подбирать однокоренные слова, различать формы слова |
19 | 1 | Про суффикс и приставку | Выделять в словах суффиксы и приставки. Подбирать к словам схемы |
20 | 1 | Игротека | Разбирать слова по составу. Составлять слова из данных частей. Подбирать слова к схемам |
21 | 1 | Непроизносимые согласные | Упражняться в правописании слов с непроизносимыми согласными |
22 | 1 | Учимся различать приставку и предлог | Упражняться в правописании приставок и предлогов |
23 | 1 | Учимся писать не с глаголами | Упражняться в написании не с глаголами |
24 | 1 | Игротека | Писать грамотно слова с непроизносимыми согласными, приставками и предлогами, «НЕ» с глаголами |
25 | 1 | Имена существительные с шипящим звуком на конце | Упражняться в правильном написании имен существительных с шипящим звуком на конце |
26 | 1 | Его величество Ударение | Упражняться в правильной постановке ударения |
27 | 1 | Поговорим о падежах | Определять падежи имен существительных |
28 | 1 | Игротека | Упражняться в правильном написании имен существительных с шипящим звуком на конце. Подбирать рифмующиеся слова. Определять падежи имен существительных |
29 | 1 | Сложные слова | Писать слова, образованные путем сложения двух основ |
30 | 1 | От архаизмов до неологизмов | Распознавать архаизмы и неологизмы |
31 | 1 | По страницам энциклопедий | Знакомиться с энциклопедической статьей |
32 | 1 | Игротека | Повторять сложные слова, архаизмы и неологизмы, читать энциклопедическую статью |
33 | 1 | Повторяем… | Разбирать слова по составу. Выявлять скрытый смысл пословиц |
34 | 1 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» | Решать головоломки |
Учебная программа
4 класс
№ п\п | Кол. часов | Тема занятия | Виды деятельности |
1 | 1 | И снова о русском языке… | Выяснить роль русского языка в жизни общества, его красоту и богатство. |
2 | 1 | Крылатые слова и афоризмы | Выяснить смысл понятий: «крылатые слова» и афоризмы» |
3 | 1 | Копилка занимательных заданий | Решать занимательные задачи |
4 | 1 | Игротека | Повторить: в чем заключается Богатство выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки) |
5 | 1 | Об именах | Познакомиться древнерусских и современных имен, разнообразием имен и их форм. |
6 | 1 | О русских фамилиях | Познакомиться с историей возникновения русских фамилий, распространенными происхождения русских фамилий. |
7 | 1 | В поисках сбежавших головоломок | Решать занимательные задания |
8 | 1 | Игротека | Повторить историю возникновения русских имен и фамилий |
9 | 1 | Мы играем в логогрифы | Познакомиться с логогрифами – словесными загадками, разными вариантами игры в логогрифы. |
10 | 1 | Учимся распознавать речевые ошибки | Распознавать и устранять распространенные типы речевых ошибок |
11 | 1 | Коллекция «заморочек» | Решать занимательных заданий |
12 | 1 | Игротека | Повторять логогрифы, речевые ошибки |
13 | 1 | Ох уж эти фразеологизмы!... | Искать в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами |
14 | 1 | Работаем над рифмами | Определять отличительные признаки стихотворного текста, разнообразие рифм. Подбирать рифмующиеся слова, продолжать сочинения стихотворения, следуя заданной теме |
15 | 1 | Словесные забавы | Играть со словами. «Спунеризмы» и «буриме» |
16 | 1 | Игротека | Повторять: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Игры со словами |
17 | 1 | Продолжаем работу над фразеологизмами | Подбирать к ситуациям соответствующие фразеологизмы |
18 | 1 | Русские пословицы и поговорки | Отличать поговорки от пословицы. Объяснять скрытый смысл пословицы |
19 | 1 | Ассорти для любителей русского языка | Решать занимательные задания |
20 | 1 | Игротека | Повторять: пословицы, поговорки, фразеологизмы |
21 | 1 | И снова о фразеологизмахИ снова о фразеологизмах | Сравнивать фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица) |
22 | 1 | Однородные члены предложения | Выделять однородные члены предложения |
23 | 1 | Ошибочка вышла!... | Решать занимательные задания |
24 | 1 | Игротека | Повторять: однородные члены предложения, фразеологизмы. |
25 | 1 | Про омонимы и их разновидности | Познакомиться с «омонимами»- словами, схожими по звучанию, но различными по лексическому значению. |
26 | 1 | Еще немного фразеологизмов | Вычленять фразеологизмы из текста. Заменять словосочетания фразеологизмами. |
27 | 1 | В стране «Перевертундии» | Решать занимательные задания |
28 | 1 | Игротека | Повторять: омонимы и их разновидности; историю происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак» |
29 | 1 | Что такое «паронимы» | Различать паронимы |
30 | 1 | Запоминаем словарные слова | Играть со словарными словами |
31 | 1 | Игротека | Решение занимательных заданий |
32 | 1 | Игротека | Повторять: паронимы, словарные слова |
33 | 1 | Повторяем… | Повторить русские имена и фамилии, афоризмы и логогрифы |
34 | 1 | Повторяем… | Повторяем названия рифм, происхождение Значение фразеологизма «Как Мамай прошел».Работаем над речевыми ошибками. |
Рекомендуемая литература для учителя
- Волина В.В. Этимологический словарь: Популярное пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
- Дидактические карточки-задания по русскому языку: к учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык. В 2 частях. 4 класс» / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Астрель, 2006.
- Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. – М.: Дидакт, 1993.
- Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
- Русский – с увлечением! Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. / Авт.-сост. А.В. Ундзенкова, О.В. Сагирова. – Екатеринбург, 1997.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.: Просвещение, 1991.
- Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности .Занимательный русский язык.1-4 класс
Программа внеурочной деятельности предназначена для работы в 1-4 классах, с целью развития интереса к русскому языку....
Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для 1-4 классов. Все занятия проводятся в игровой форме, с динамическими моментами....
Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неи...
Материалы для занятий по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" (неологизмы и архаизмы)
Материалы для занятий по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" (неологизмы и архаизмы)...
Статья "Внеурочная деятельность по курсу «Занимательный русский язык» и «Умники и умницы»"
Статья рассказывает как реализуется тема сомообразования посредством занятий в группах Центра Дополнительного Образования в школе...
Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность.(программа "Школа России")
Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
Внеурочная деятельность...