Изучение частей речи в начальной школе.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ленина Елена Николаевна

При изучении темы «Части речи» учителя и учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой понимания детьми того, что относится к частям речи. Когда учитель спрашивает ученика, что такое имя существительное, нередко сталкивается с тем, что ученик, долго раздумывая, начинает отвечать, что имя существительное – это часть предложения (слова, текста) а порою и вовсе путает с глаголом и прилагательным.. При изучении темы «Части речи» с первого-второго класса эта проблема стала особенно острой, так как для усвоения этой темы необходимо, чтобы у детей было развито абстрактное мышление. А в этом возрасте у детей младшего школьного возраста преобладает конкретно-образное мышление. Столкнувшись с этой проблемой ещё в начале своей работы, я поняла, что понятие «части речи» необходимо конкретизировать, а также заинтересовать детей во время объяснения нового материала и последующего закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiyap.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение частей речи в начальной школе.

При изучении темы «Части речи» учителя и учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой понимания детьми того, что относится к частям речи. Когда учитель спрашивает ученика, что такое имя существительное, нередко сталкивается с тем, что ученик, долго раздумывая, начинает отвечать, что имя существительное – это часть предложения (слова, текста) а порою и вовсе путает с глаголом и прилагательным.. При изучении темы «Части речи» с первого-второго класса эта проблема стала особенно острой, так как для усвоения этой темы необходимо, чтобы у детей было развито абстрактное мышление. А в этом возрасте у детей младшего школьного возраста преобладает конкретно-образное мышление. Столкнувшись с этой проблемой ещё в начале своей работы, я поняла, что понятие «части речи» необходимо конкретизировать, а также заинтересовать детей во время объяснения нового материала и последующего закрепления.

На уроках  я предлагаю детям представить нашу речь в виде сказочного цветика-семицветика из сказки В. Катаева. И наш цветок тоже волшебный. На доске открываю, заранее прикреплённый, большой цветик-семицветик. Затем обращаю внимание детей на то, что цветок состоит из частей – лепестков. На нашем цветке, изображающем речь, каждый лепесток будет представлять определённую часть речи. И первая часть речи, с которой мы знакомимся – имя существительное. (на доске вывешиваю– табличку «имя существительное»).

Далее можно проговорить слова (окно, табурет, рисунок, кошка, друзья) и попутно предложить к каждому слову поставить вопрос. А на доске появляется запись: что? – окно; что?—табурет; что? – рисунок; кто?—кошка; кто?—друзья… Затем мы выясняем, что эти слова обозначают предмет. После этого я говорю детям, что все эти слова (на доске) относятся к части речи – имя существительное. Далее мы вместе составляем определение, что такое имя существительное. При этом на одном из лепестков цветка прикрепляем карточки (имя существительное, кто? что? предмет, явление.) Вместе с детьми даём определение: имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы: кто? что? (цветок с обозначениями является опорой для ответа некоторое время).

Таким образом, у детей абстрактное понятие « речи» конкретизируется, представляется в образе цветка, а части речи – в образе лепестков цветка. С его помощью можно изучать и другие части речи. Дети достаточно быстро усваивают эту тему, в дальнейшем хорошо видят связь частей речи в предложении и не путают, что является частью предложения, а что – частью речи.

Урок русского языка во 2 классе.    УМК «Школа России»

Тема: « Имя существительное  как части речи».

Цель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;

Задачи:

  1. Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Планируемые результаты:

Предметные: 

  • научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;
  •  определять у имени существительного значение;
  • соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;

Метапредметные :

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  •  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и   аргументировать свою точку зрения;
  • адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении     работы в паре, группе.
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

Личностные :

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных      ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Ход урока

I.Организационный момент.

Если хочешь строить мост

Наблюдать движенье звезд

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь

Хорошо работай в школе

Добросовестно учись!

Предлагаю улыбнуться друг другу

И подарите свои улыбки нашим гостям.

Все друг другу улыбнулись

И в работу окунуться.


II. Актуализация знаний

Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.


Отгадайте загадку.

Не кукушка и не дрозд.

Из металла крылья, хвост.

Не гнездо любимый дом,

А большой аэродром.

Вы догадались, что это?

(Самолет)


Вы обратили внимание, какой вопрос я задала?


(Что это?)


А что обозначает слово «самолет»?


(Предмет, а точнее – вид транспорта).

Если слово отвечает на вопрос что? И обозначает предмет.

Докажите к какой части речи относится слово самолет?


( К имени существительному)


На доске Кластер- Цветок « имя существительное»


III. Самоопределение к деятельности

О чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

(Об имени существительном.)


Давайте поставим цели к нашему уроку.


1. Узнать, что такое имя существительное?

2. Понять на какие вопросы отвечает имя существительное?

3. Как отличить от других частей речи?

4.Какую роль играет в речи имя существительное?


IV. Работа по теме урока

Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Это слово САМОЛЕТ.

Откройте словарики и запишите это слово. Обозначьте орфограммы.

Подберите синонимы к слову самолет. (лайнер, аэробус)

На какой вопрос отвечают эти слова?

(Эти слова отвечают на вопрос что?)

Кластер-лепесток что?

Какие это существительные?

(Это неодушевленные имена существительные)

Кластер-лепесток неодушевленные

- Кто управляет самолетом? (пилот или летчик)

- На какой вопрос отвечает слово пилот?

( На вопрос кто?)

Клестер-лепесток КТО?

Какие это существительные?

(Это одушевленные имена существительные)

Клестер- лепесток ОДУШЕВЛЕННЫЕ

А сейчас поработаем с предложением


Прочитайте предложение.

(Читает один ученик)

Пассажирский самолет пошел на посадку.


Дайте характеристику предложению

(Простое, повествовательное, невосклицательное,)

Давайте поработаем с орфограммами в этом предложении

Укажите грамматическую основу предложения.

Каким членом предложения может быть имя существительное?

(Подлежащим)

А что обозначает имя существительное?


( Имя существительное обозначает предмет)


А что еще могу обозначать имена существительные?


Я буду называть слова, а вы постарайтесь эти слова назвать одним словом.


Карточка (сосна, сирень, ландыш) растения


Карточка (снег, дождь, гроза) явления природы


Карточка ( смелость, доброта, глупость) свойства, качества


Карточка (праздник, парад, день рождения ) события


Карточка ( Москва, Волга) географические названия


Давайте сделаем вывод.

Что же такое имя существительное?

А теперь давайте откроем учебник и прочитаем сведения о языке, которыми с нами поделилась Мудрая Сова

Один ученик читает правило.

Что еще можем добавить к нашей схеме?

(Часть речи)

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 82 (с. 49).

— Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Докажите.

— Выполните задание.

— Запишите эти слова в два столбика.

В первый запишите слова, которые отвечают на вопрос что? Какие это существительные? (неодушевленные)

А во второй - на вопрос кто? Какие это существительные?

(Одушевленные)

2. Самостоятельная работа.

Перед вами лежат карточки , выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям. Красная -высокий уровень, синяя -средний уровень, зеленая -низкий уровень.

( Дифференцированная работа по индивидуальным карточкам.)

Красная карточка:

Качества человека- доброта,красота, вежливость,быстрота,доброжелательность, трусость, высота.

Географические названия-море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Синяя карточка:

Зерновые культуры-лен,пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии -штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Зеленая карточка:

Игрушки -штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.

-Давайте проверим вашу работу.


VI. Рефлексия

- На какие вопросы нам нужно было ответить?

- Что больше всего понравилось на уроке?

Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: «Методические приёмы объяснения темы «Части речи» в начальной школе».

В этой статье объясняется, как, учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, доступно и понятно можно ввести понятие "части речи". Как можно добиться того, чтобы дети достат...

Памятка на уроке русского языка"Фонетический и морфологический разбор частей речи в начальной школе".

Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным разбором слова на уроках русского языка как в начальной школе так и...

Русский язык 3 кл. УМК «ШР». «Части речи. Обобщение и уточнение об изученных частях речи. Словарный диктант».

Цели деятельности учителя: совершенствование умений распознавать части речи; развивать устную речьПланируемые результаты: Познавательные:Знать:-  определение изученных части речи и их грамматичес...

Использование кластеров на уроках русского языка в начальной школе при изучении частей речи как средств формирования познавательных УУД.

В данной работе были отражены виды приёма "Кластер" вне технологии развития критического мышления (ТРКМ) при изучении частей речи как средств формирования познавательных универсальным учебны...

Изучение частей речи по русскому языку в начальной школе

В данном материале представлены  методические основы изучения частей речи в начальной школе....

Технологическая карта урока русский язык «Изучение нового. Местоимения как часть речи» ( к УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся о местоимение как части речи Задачи урока: Дидактические: 1. Узнать, что обозначает местоимение как часть речи, на какие вопросы отвечает; 2. У...