Методическая разработка урока по русскому языку, 3-й класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сушенцова Елена Михайловна

Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 3 класса на тему "Обобщение знаний об имени прилагательном" поможет систематизировать полученные знания об имени прилагательном, закрепить лексико-грамматические признаки прилагательных, обобщить значение и роль прилагательных в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russk_yaz_obobshchenie_ob_imeni_pril_3_kl_2019_g.docx255.15 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Учитель: Сушенцова Елена Михайловна, МАОУ СОШ № 6 ЩМР МО

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная,  парная, групповая.

Цель: Повторить и систематизировать знания об имени прилагательном, основных орфографических правилах, связанных с ним.

Задачи:

  • обучающие: систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;
  • развивающие: развивать каллиграфические навыки; прививать основы орфографической грамотности; развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число, умение формулировать вопросы к заданию, умение анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении (толковании) значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;
  • воспитательные: воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности, воспитывать уважение к одноклассникам, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца).

Формируемые УУД:

  • Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу по русскому языку; определять и высказывать под руководством педагога общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); развитие навыков сотрудничества;
  • Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять план, таблицу, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.  

Оборудование: интерактивный плакат, паспорт имени прилагательного, доска, мел, карточки с заданием, рабочая тетрадь, демонстрационный материал.

Методы: иллюстративный, частично поисковый, поисковый, наблюдение, игра.

                                                           Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности.

1) - Наш урок я хочу начать с таких слов:

«Невозможно без внимания

                                            Получить образование!»

 - Как вы думаете почему? (ответы детей).

 - Правильно! Действительно, внимание играет очень важную роль в умственной работе. Если внимание сосредоточено на чём-нибудь одном, то наш мозг ни о чём больше не думает, как только о том, на чём вы сосредоточились.

 - Желаю вам быть сегодня внимательными, и всё у нас получится!

2) На доске:

Картинки по запросу РАБОТА Ð’ ПАРАХ   ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

- На уроке мы будем работать в парах и группах. Пары, поприветствуйте друг друга (ладошками друг к другу), вспомните правила работы в парах, группах, улыбнитесь друг другу. Спасибо!

    II. Актуализация знаний.

1) Расшифруй пословицу (работа в парах).

 - Перед вами лежит карточка, на которой написана пословица. Чтобы её прочитать, нужно вставить буквы.

  - Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей).

  - Итак, значит, мы сегодня будем что-то повторять. Интересно, а что?

2) Словарная работа (работа в парах).

  - У каждого из вас лежит конверт. Достаньте, пожалуйста, карточку со словарными словами так, чтобы сосед не увидел, что там написано. Продиктуйте соседу слова, выделите, окончания.

  - Поменяйтесь тетрадями, оцените друг друга в соответствии с критериями на доске:

    Покажите светофорчиком свои оценки. Спасибо! Молодцы!

    III. Формирование темы урока, постановка цели.

1. - Посмотрите на свои словарные слова, слова соседа, что общего в них? (имена прилагательные). Догадались ли вы, что мы сегодня будем повторять? (часть речи: имя прилагательное).

1) - Ребята, это и есть тема нашего урока «Обобщение знаний об имени прилагательном». Молодцы, что смогли правильно определить тему урока.

2) -  Какую цель мы можем поставить? (Повторить знания об имени прилагательном).

3) - Итак, тему знаем, цель поставили, осталось понять наши задачи. Давайте сформулируем их вместе. Я вам буду говорить первое слово, а вы дополнять:

  • Обобщать … (знания об имени прилагательном).
  • Обогащать… (словарный запас для устной и письменной речи).
  • Воспитывать в себе … (уважение друг к другу, согласие, терпение, любовь к русскому языку).

 F:\job\курсы, конкурсы для учителей\2018-19\учитель школы России\раздаточный материал\ПАСПОРТ\паспорт прил.jpg

2. - Перед вами лежит очень важный документ. Что это? (паспорт). Паспорт чего? (имени прилагательного). Что такое паспорт? (документ, удостоверяющий личность). Паспорт – это очень важный документ. Без него не уедешь, не улетишь в другой город, не получишь деньги в банке, не купишь квартиру, машину и много ещё чего.

- Сегодня мы будем заполнять этот важный документ. В нём будут записаны самые важные и основные знания об имени прилагательном, полученные на уроках русского языка.

- Рассмотрите внимательно этот документ. Можем ли мы составить план, по которому будем работать? (ответы детей).

- Верно, перед вами в паспорте план, благодаря которому мы обобщим свои знания. Итак, в путь!

    IV. Повторение и закрепление изученного материала.

№ 1. Часть речи.

1) - Давайте вернёмся к словарным словам, которые уже записали. Первый пункт плана мы частично разобрали. Докажите, что это имена прилагательные. (Ответы детей).

  • имя прилагательное
  • признак предмета
  • КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

2) - Прочитать стихотворение:

- КАКАЯ? КАКОЕ? КАКОЙ? и КАКИЕ?

Скажите, пожалуйста, кто вы такие?

- Мы разные, нужные, обязательные,

Прекрасные, дружные прилагательные.

№ 2. Начальная форма. 

1) - Что вы знаете о начальной форме имени прилагательного? Как поставить прилагательное в начальную форму? (ответы детей.)

2) Игра «Узнай меня» (Работа со светофорчиками).

 - Ребята, я вам буду называть слова, а вы показывать светофорчиком, стоит имя прилагательное в начальной форме или нет:

Большой, зелёные, светлое, маленький, круглое, весёлый, весёлые, белый, осенние, тёплая, мужской.

3) Работа в группе для пункта № 6.

- Перед тем, как мы продолжим работать дальше, мне нужны 3 помощника. (выбрать).

 - Перед вами лист с заданием повышенной сложности и строки из известного стихотворения. Внимательно прочитайте задание, подумайте, сможете ли вы выполнить задание без подсказки. Если нет, то слова для справок помогут вам. (Группа начинает работать).

F:\job\курсы, конкурсы для учителей\2018-19\учитель школы России\раздаточный материал\Есенин\Есенин\Слайд1.JPGF:\job\курсы, конкурсы для учителей\2018-19\учитель школы России\раздаточный материал\Есенин\Есенин\Слайд2.JPG

Работа с классом (продолжение).

№ 3. Признаки.

- Какие признаки имени прилагательного вы знаете? (род, число, падеж).

  1. Род.

А) - Что вы знаете по этой теме? (женский, мужской, средний род).

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода? Какие имеют окончания?

(КАКАЯ? -АЯ, -ЯЯ)

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? Какие имеют окончания?

(КАКОЙ? -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ)

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода? Какие имеют окончания?

(КАКОЕ? -ОЕ, -ЕЕ)

Б) - Работа в парах. Возьмите, пожалуйста, тест. Прочитайте вопросы, отметьте правильные ответы, выделите окончание.

 Как в любом тесте, здесь один вариант ответа:

 Фронтальная проверка.

- Почему последнее словосочетание не имеет рода? (во мн. числе)

2) Число.

 - На какой вопрос отвечают имена прилагательные множественного числа? (КАКИЕ?)

 

3) Падеж.

А) - Сколько падежей в русском языке? (6). Назовите их (ответы детей).

  - Как узнать падеж имени прилагательного? (определить падеж им. сущ.)

Б) – Мне нужен помощник (выбрать мальчика).

- Придумайте к слову Иван прилагательное. Иван КАКОЙ?

И.п. – (есть кто?) Иван (какой?) умный;

Р.п. - (нет кого?)  Ивана (какого?) умного;

Д.п. – (дам кому?) Ивану (какому?) умному;

В.п. – (вижу кого?) Ивана (какого?) умного;

Т.п. – (горжусь кем?) Иваном (каким?) умным;

П.п. – (говорю о ком?) об Иване (каком) умном?

В) - Итак, род, число, падеж - это постоянные или непостоянные признаки? (непостоянные).

     V. Физкультминутка.

- Ребята, я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. Если ответ «да», прыгаете, если ответ «нет», скрещиваете руки перед грудью.

- Вы честные?                                 - Вы послушные?                                    

- Вы ленивые?                                - Вы лысые?

- Вы полосатые?                             - Вы квадратные?

- Вы дружные?                                - Вы грязные?

- Вы прозрачные?                           - Вы умные?

- Вы съедобные?                             - Вы трудолюбивые?

- Что объединило все эти слова? (имена прилагательные).

- Эти имена прилагательные стоят в начальной форме? (нет). Почему? (множественное число). Молодцы! Спасибо!

     VI. Продолжение работы над материалом.

№ 4. Имя прилагательное зависит от… (работа в парах).

1) - Придумайте и запишите 2 таких словосочетания, чтобы одно слово из двух являлось именем прилагательным.

 Фронтальная проверка.

2) - Найдите главное слово и обозначьте его крестиком.

- Какой вывод можно сделать? От какой части речи зависит имя прилагательное? (от имени сущ.)

№ 5. В предложении чаще всего бывает...:

1) - Мы следуем дальше по плану. Как вы думаете, что мы запишем в паспорт в этом пункте? (ответы детей). Осталось доказать или опровергнуть ваши предположения.

2) Работа по вариантам.

- Прочитайте предложения, подчеркните главные члены, подпишите части речи. Найдите имена прилагательные, подчеркните их волнистой линией.      Сделайте вывод.

№ 6. Художественной речи придаёт….

1) (Выступление учащихся по заданию №6).

- Узнали автора?

- Как называется стихотворение?

- Какая часть речи была пропущена?

- Пользовались ли подсказкой во время работы?

- Прочитать стихотворение или рассказать наизусть.

- Какова роль прилагательных в речи?

- Как вы оценили свою работу? Спасибо!

2) Я хочу добавить интересные факты про черёмуху:

  • В России 3 реки имеют название Черёмуха;
  • Из черёмухи делают муку для кондитерских изделий;
  • В годы ВОВ сок плодов черёмухи применяли при лечении ран.

    VII. Рефлексия.

- Ребята, вспомните, какая тема урока у нас была?

- Справились ли мы с заполнением паспорта?

- Оцените себя при помощи имён прилагательных. Какие вы были сегодня на уроке? (Умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные)

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе

Развивать умения ставить вопросы к словам в предложении; устанавливать действующее лицо или предмет; конструировать предложения из слов; развивать связанную устную речь; продолжать выработку кал...

Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" по теме "Собственные имена. Продолжение"

Урок русского языка  по теме «Собственные имена. Продолжение».в 1 классе по УМК «Гармония».Материал содержит конспект урока, презентацию, тестовое задание.Урок составлен на основе пособий для учи...

Методическая разработка урока по русскому языку для 1 класса «Изложение «Нюсины варежки»

Методическая разработка  урока по русскому языку для 1 класса  «Изложение «Нюсины варежки» содержит план изложения по русскому языку приуроченного к 23 февраля...

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе" Школа XXI века".

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе «Школа XXI века». Учитель начальных классов  высшая категория ГОУ СОШ №164 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга Гоян Елизаве...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...