Виды предложений по цели высказывания и интонации
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бальжинимаева Сэсэг Бадмадоржиевна

Урок русского языка для 3 кл по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_predlozheniya_po_teme_vyskazyvaniya.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛ

ТЕМА: ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ПО ИНТОНАЦИИ

Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Задачи:

Создать условия для повторения знаний о предложении как единице речи, о видах предложений по цели высказывания;

Совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, давать характеристику предложению; способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме;

Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты

Предметные

Повторят виды предложений по цели высказывания;

закрепят умение определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

различать предложение и слова, не составляющие предложения;

выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для конца каждого предложения, составлять предложения различные по цели высказывания.

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

 осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; 

коммуникативные: критично относиться к своему мнению;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения;

 понимать точку зрения другого;

участвовать в работе группы, пары, распределять роли, договариваться друг с другом;

предвидеть последствия коллективных решений.

Личностные

Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Образовательные ресурсы

Учебник В.П. Канакиной, рабочая тетрадь на печатной основе.

 Мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока.

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

 Прозвенел уже звонок? (Да!)
Это начался урок? (
Да!)

 Хотите учиться? (Да!)
Значит, можно всем садиться! (
Да!)

Девиз урока:
Внимательно слушай – и все услышишь.

Внимательно смотри - и все увидишь.

 Думай – и все поймешь.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

II. Актуализация знаний

Чистописание. 

- На доске зашифровано слово, попробуйте его расшифровать.

- Конечно это «предложение». Запишите слово в тетрадь.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении.  Послушайте высказывания о предложении и если вы с ним согласны, запишите его номер.

1.Предложение не может состоять из одного слова.

2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

4.Предложение – это одно или несколько слов,  связанных по смыслу и  выражающих законченную мысль.

5. В  конце предложения всегда ставится точка.

6.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

III. Самоопределение к деятельности

 1)  Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

На, созрел, урожай, поля;

Как, быстро, пролетело, лето;

Небу, тучи, по;

Наступила, красавица, осень;

- Почему вы считаете, что это предложения?

Запишите предложения в тетрадь.

2) Самостоятельная работа в парах  (Устно)

- У вас на столах лежат карточки. Поработайте в парах и определите границы предложений.

Карточка:

Хорошо было за городом стояло лето на полях уже золотилась рожь кто это расхаживает длинноногий по зеленому лугу это аист (По Г.Андерсену).

- Сколько предложений получилось? (В тексте пять предложений)

- Какие знаки поставили? (.)(.)( .)( ?) (.)

- Почему в конце предложений разные знаки препинания? (Предложения разные по интонации)

- Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)

IV. Работа по теме урока

В народе говорят:  Говорить без цели - что рисовать на воде.

- Как вы понимаете это высказывание?

Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел.  

Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой? На этот вопрос мы должны ответить на уроке.

Вывешивается табличка.       С какой целью мы говорим?   

-Какие цели вы поставите перед собой?

Мы сегодня должны узнать, какими бывают предложения по цели высказывания, должны научиться, находить в тексте предложения разных видов, самостоятельно составлять такие предложения.

Работа с правилом.

 А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит.  Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.

 - Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.

 сообщить                              спросить                            повлиять

повествовать                        узнать                                 побудить к действию

 рассказать                          расспросить                         запретить

обменяться                         опросить                               защитить (словом)

(впечатлениями)                выяснить                                 попросить

информировать                  разузнать                               проинструктировать

объяснить                           выспросить                            приказать

осведомлять                       выпытать                                подействовать

объявить                                                                             посоветовать

 - Прочитайте первую группу слов.  Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать? (повествовательные)

- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить? (вопросительные)

- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию? (побудительные)

 - Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..

 - Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?

V. Закрепление изученного материала.

 - Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.

 -  Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?

 - Какие записаны предложения по цели высказывания?  Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.

 Запишите предложения.  Прочитайте предложения.

Какие они по цели высказывания?  Как вы это определили? 

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа у доски.

- Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и интонации.

 Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

VIII. Закрепление пройденного.

 Работа в парах (по рядам). Расставьте пропущенные  знаки препинания

Чудесный сон

 Интересный мой рассказ.

Захожу я утром в класс.

Вижу- слон сидит за партой.

Лев стоит у стенда с картой.

Орфограмму учит кот.

Ему мыши смотрят в рот.

А проказница-мартышка

С умным видом смотрит в книжку.

Не соврал вам ни  на грош,

Просто очень сон хорош.

У меня возник вопрос

У меня возник вопрос:

Почему зимой мороз?

Кто меняет зайцу шубу?

Вырезает листья дубу?

Чем питается енот?

Как одет и где живёт?

И зачем лисице хвост?

И какой у волка рост?

Должен многое спросить,

Ведь хочу я умным быть!

О воспитании

Принесите мне напиться!

Попрошу поторопиться!

Ах, подвиньтесь, не мешайте!

А ещё поесть мне дайте!

Ну, скорей кладите спать!

Постелите вмиг кровать!

А потом читайте книжку

«Воспитание малышки».

IX. Рефлексия.

Игра «Каждому свой домик» (распределить предложения на 3 группы)

вопросительные            повествовательные                    побудительные

Много дорожек прошёл этот ёжик.

А что подарил он дружку?

Скорее, мой милый Зайка, на ёлку залезай-ка!

Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.

Нету вороны на крыше, где её крылья и лапки?

Что такое вышина?

X.  Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

 - Какие знаки ставятся в конце предложения?

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

Посмотрите, даны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Выберите для себя предложение, которое  вам наиболее подходит по окончании урока 

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...

Виды предложения по цели высказывания и интонации

Самостоятельная работа (на 5-7 мин) позволит определить уровень усвоения данной темы обучающимися....

"Виды предложений по цели высказывания и интонации". Материал для детей и родителей.

quot;Виды предложений по цели высказывания и интонации". Материал для детей и родителей....

Технологическая карта по русскому языку «Виды предложений по цели высказывания и интонации» (3 класс)

Тип урока: «рефлексия»;Цель урока: создание условий для обобщения и закрепления знаний у обучающихся о видах предложения по цели высказывания и интонации. Задачи урока Дидак...

Технологическая карта урока русского языка «Виды предложений по цели высказывания и интонации» (УМК: «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Мои методические разработки:Цель урока: систематизация знаний о видах предложений по цели высказывания и интонации, закрепление умения правильно определять вид предложений.Планируемые результаты:...