Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов – коррекционная работа должна быть построена
консультация по русскому языку (1 класс)

Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов – коррекционная работа должна быть построена с учетом своеобразия высших психических функций (ВПФ) данного ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейропсихологический подход

к диагностике и коррекции трудностей обучения письму

        Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов – коррекционная работа должна быть построена с учетом своеобразия высших психических функций (ВПФ) данного ребенка.

        При анализе дисграфий педагоги, логопеды и психологи выделяют их разные варианты, в основе которых лежат трудности фонематического анализа, смешение близких по артикуляции звуков, сложности овладения зрительным образом буквы, смешение букв, близких по написанию. В письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности языкового анализа, речевого внимания.

        В нейропсихологии в соответствии с принципом системного строения ВПФ письменная речь рассматривается как сложная функциональная система, в состав которой входит много компонентов, опирающихся на работу различных участков мозга. Каждый из этих компонентов играет свою особую роль, и недоразвитие любого из них ведет к специфическим затруднениям формирования всей функции в целом.

        Нейропсихологический анализ письма был впервые проведен А.Р.Лурия. Он неоднократно высказывал мысль, что нейропсихологический анализ позволяет раскрыть функциональный состав письма в норме. Исследования показали, что индивидуальные особенности познавательных процессов детей могут быть объяснены присущей норме неравномерностью развития ВПФ.

        Функциональный состав письма обеспечивается следующим образом:

I блок – блок тонуса и бодрствования. Поддержание активного тонуса коры на письме.

II блок – блок приема, переработки и хранения информации.

  1. Переработка слухо-речевой информации – фонемное распознавание, слухо-речевая память.
  2. Переработка кинестетической информации – дифференциация артикулем.
  3. Переработка зрительной информации – актуализация зрительных образов букв и слов.
  4. Переработка полимодальной информации – ориентация элементов буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация, актуализация зрительно-пространственных образов слов.

 III блок – блок программирования, регуляции и контроля.

  1. Эфферентная организация движений – моторное (кинетическое) программирование графических движений.
  2. Регуляция психической деятельности – планирование, реализация и контроль письма.

Дефекты каждого из перечисленных компонентов могут вызвать трудности письма, выступая изолированно или сочетанно.        

Варианты трудностей письма

  1. Несформированность произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля), т.е. проблемы с удержанием произвольного внимания, включением в задание, с ориентировкой в задании, трудности переключения с одного задания на другое. В письме у этих детей мы видим персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий; пропуски букв и слогов, антиципации (предвосхищение) букв (например, «покловок» - поплавок) и контаминации (слипание) слов (например, «на елижит» - на ели лежит).
  2. Трудности поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры.

У детей наблюдается повышенная утомляемость, колебания работоспособности, которая меняется в течение четверти, недели, дня, урока. На фоне утомления ученик делает разнообразные грубые ошибки. Дети пишут медленно, навыки письма автоматизируются с трудом, во время письма может нарастать тонус мышц, ребенку трудно удержать рабочую позу. Величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления.

  1. Пространственные ошибки.

Ориентировка в пространстве, правильная организация действия в пространстве – сложная деятельность, в которой участвует как правое, так и левое полушарие.

Анализ трудностей письма у детей:

  • сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки;
  • трудности в удержании строки;
  • постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствие элементов букв по размеру, раздельное написание букв внутри слова;
  • устойчивая зеркальность при написании букв З, Е, э, с; замены букв У-Ч, д-б, д-в;
  • пропуск и замена гласных, в том числе ударных;
  • нарушения порядка букв.

Одни и те же ошибки могут иметь разную природу, разные механизмы, так, слитное написание слов может быть связано как с недостаточностью анализа языкового материала из-за нарушений программирования и контроля, так и с трудностями формирования целостного образа написанного слова. Таким образом, для определения механизма ошибок необходимо учитывать не отдельные ошибки, а весь симптомокомплекс особенностей письма.  

        В соответствии с нейропсихологическим подходом, основная стратегия коррекционного воздействия заключается в «выращивании» слабого звена при опоре на сильные звенья в процессе специально организованной совместной деятельности. Педагог ставит перед учеником учебную задачу, мотивирует её решение и принимает участие в выполнении задания, беря на себя, по мере необходимости, функции слабого звена. Он выстраивает учебные задачи от простых к сложным относительно слабого звена, что позволяет ему передавать функции слабого звена ребенку.

        Нейропсихологическая диагностика трудностей письма позволяет дифференцировано подходить к коррекционно-развивающей работе, эффективно преодолевать и предотвращать трудности обучения письму.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в овладении письменной речью"

Работая над воспитанием звукового анализа слов, логопед ставит сложные задачи...Эти задачи решаются посредством применения различных упражнений, игр, заданий, повторений, проведения устных и письменны...

Предупреждение нарушений письменной речи: приемы формирования грамотного письма у первоклассников

Формирование грамотного письма, развитие орфографической зоркости - важнейшая задача  обучения в начальном звене, и начинать это работу необходимо как можно раньше, уже в первом классе....

Консультация для родителей первоклассников «Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»

Консультация поможет родителям разобраться в возможных трудностях, возникающих у детей при овладении навыком письма....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции письменной речи у учащихся 8-11 лет и преодолению коммуникативных трудностей «Школа письма».

Данная программа направленна на коррекцию письменной речи учащихся 2-4 классов, имеющих нарушения речи (общее недоразвитие речи и др.) и испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной ...

Консультация для родителей первого класса учителя-логопеда школы-интерната для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

План:Введение1. Понятие дисграфии, причины возникновения и её симптоматика.2. Виды ошибок при дисграфии:1) Ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия.2) Ошибки, связанные с н...