Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сидорина Марина Николаевна

Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx25.53 КБ
Файл prezentatsiya_-_kopiya2.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

учить

описывать  картину;  формировать  умение  строить  текст  в  определенной

композиционной  форме;  определять  основную  мысль  сочинения;  воспитывать

творческую  активность,  эстетическое  восприятие  окружающей  действительности  и

произведение живописи; развитие способности точно употреблять слова в речи. 

Оборудование:  репродукция  картины  К.Ф.Юона  «Конец  зимы.  Полдень»;  запись

музыки  П.И.Чайковского  «Март»  из  цикла  «Времена  года»;  орфографические

словари; корреспондентские блокноты. 

Русский язык                                          3 класс

Тема. Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Цель урока. Формирование умения описывать картину; умения строить текст в определенной композиционной форме; определять основную мысль сочинения; воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведение живописи; развитие способности точно употреблять слова в речи.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД: умение самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

Познавательные УУД: умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации); восприятия картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

Личностные результаты: умение ценить, воспринимать образ родной природы через произведения изобразительного искусства

Оборудование: репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»; запись музыки П.И. Чайковского «Март» из цикла «Времена года» + видеоролик; записи учащихся (Приложение).

Ход урока

1.Организационный момент. Слайд 1.

2.Вступительное слово учителя и беседа с учащимися, целеполагание. Слайд 2, 3.

Просмотр видеоролика «П.И.Чайковский «Март»

- На уроке изобразительного искусства мы говорили, что рисунок, картина с изображением природы называется пейзажем. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести, русскую природу. Среди них и Константин Федорович Юон.

- Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по одной из его картин «Конец зимы. Полдень»

Ваша задача — выразительно описать эту картину в своем сочинении, передать удивительную красоту зимнего дня. Слайд 4

3.Рассказ о художнике. Слайд 5

К.Ф. Юон с детства любил Москву и Подмосковье, их удивительную красоту. Учился он в Московском училище живописи.

Когда он начал писать картины, его стали называть мастером пейзажа. Художник так восторженно изображал родную природу, а на её фоне наблюдал за жизнью русского народа, что его стали называть поэтом русского города и русского села.

Любимой темой художника была красота русской зимы. Вот что он сам писал об этом «Сияние утренних и вечерних зорь и белизна снежных покровов родной зимы дают самые дорогие для меня переживания и краски».

4.Знакомство с картиной (1929г.) Слайд 6

- Чтобы говорить о картине, её надо прочитать, то есть очень внимательно, детально рассмотреть и обдумать.

Сейчас» внимательно рассмотрите картину и постарайтесь её прочесть.  УЧЕБНИК + ЭКРАН

Звучит музыка П.И.Чайковского «Март» из цикла «Времена года

5. Беседа по содержанию картины. Слайд 6.

- Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?

- Что бы вы могли там услышать?

- Что бы вы могли почувствовать?

- Какое впечатление произвела картина? Что в ней особенно красиво?

- Зима — обычно всё спит. Зима завораживает нас. Но здесь мы видим, появляется чувство бодрости, пробуждения, яркий свет. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть от пробуждения, в ярком солнечном свете дня.

- На уроке изобразительного искусства вы говорили о весенней природе и рисовали снег, деревья, первые проталинки. Подбирали слова и синонимы, прилагательные к предметам и явлениям. Делали записи. Сегодня вы их будете использовать. (Приложение)

- Какой пейзаж изобразил художник на картине? (Окраина деревни, часть деревянного дома, длинный забор, у забора поленница дров, ровная заснеженная поляна, овраг, вдали заснеженные, поросшие лесом холмы, на поляне стройные берёзки и высокие ели, группа лыжников, куры.)

- Художник назвал картину «Конец зимы. Полдень». Удалось ли ему передать на картине приближение весны и полдень? Как он это передал? (День ясный, солнечный. Небо ярко-голубое, таким оно бывает ближе к весне. Искрящиеся лучи солнца залили окрестность; стройные берёзки освободились от снега; длинные, по-весеннему голубые тени от берёз стелются по мягкому пористому снегу, кое-где проталины, снег подтаял на крыше, куры почувствовали тепло и гуляют на подтаявшем снегу, снег выглядит серовато-розовым, а местами светло-жёлтым)

- Какие краски преобладают на картине? (Светлые: голубые, розовые, светло-жёлтые.)

- Что вы можете сказать о ребятах, изображённых на картине? (Мальчики вернулись с лыжной прогулки, смотрят на кур.)

- Опишем подробнее передний план картины.

Перед нами веселый деревенский пейзаж. Вся поверхность земли находится под снегом. О том, что это деревня, подсказывает бревенчатый домик на среднем плане слева и изгородь, линией разделяющая картину пополам горизонтально. 

 Еще одно доказательство того, что дело происходит в деревне - это куры в снегу на переднем плане. На грязноватом, слегка пятнистом снегу они смотрятся яркими пятнами и придают картине веселое и жизнерадостное настроение, приближают зрителя к деревенским заботам.

- Что видим на втором плане? (Лес стоит темной стеной, уходящей вдаль.)

- Таким приемом художник воспользовался не случайно. Это позволило показать простор неба, дало картине больше света, свободы, воздуха.

6.Речевая подготовка.

- Попробуйте подобрать к предметам, изображённым на картине, такие их признаки, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче, выразительнее: дом, куры, снег, берёзы, лыжники, небо. И подберём к предметам глаголы, словосочетания

Дом - деревянный, сказочный, низкий. Слайд 7.

      Берёзы - белые, высокие, русские, стройные, светящиеся. Берёзы тянутся, растут, светятся. Слайд 8.

Ели - высокие, зелёные, нарядные.

Снег - синеватый, подтаявший, переливающийся разными оттенками (сиреневыми, жёлтыми, зелёными красками). Снег лежит, переливается, подтаивает. Слайд 9.

Обратите внимание, чисто белой краски для изображения снега художник использовал немного. Зато есть оттенки синего, голубого, серого, желтоватого. Этим художник подчеркивает: снег уже не такой свежий, как в начале зимы.

Куры - пёстрые, красивый петух. Куры, петух не боятся мороза, вышли во двор искать что- то съестное. Слайд 10.

Лыжники - радостные, бодрые.  Слайд 11.

Тени - длинные, голубые. Тени пролегли, падают. Слайд 12.

       Проталины - небольшие, глубокие. Проталины виднеются.

 Небо - голубое, светящееся, безоблачное, чистое. Слайд 13.

 Воздух - прозрачный, свежий, чистый.

         

     - С чем можно сравнить ветки берёз?    Ветки, словно паутинки, висят в воздухе.

     - С чем можно сравнить снег на крыше?    Шапка, которая стала мала.

     - Какое настроение вызвала у вас эта картина? Почему?

     - При помощи цвета и света художник своё радостное настроение передаёт нам.

- Подберите синонимы к словам: (слова записаны на доске)

художник (живописец, пейзажист), 

создаёт (пишет), 

картина (полотно, репродукция).

- Название, каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

7.Обсуждение начала сочинения, его структуры, план. Слайд 9.

(вступительная часть (картина посвящена описанию деревенского пейзажа перед приближающейся весной),

основная часть (описание местности, признаков приближающейся весны, группы лыжников),

заключительная часть (выражение своего отношения к картине))

- Сколько частей будет иметь текст сочинения? (три)

- Как называется первая часть?    1.Вступление.

- О чём в ней можно написать? (о художнике, картине.)

- Каким предложением можно начать сочинение?

Перед нами картина Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень». На ней художник запечатлел последние дни зимы. 

- Что можете сказать о второй части? Что в ней можно описать? (микротемы: снег, небо, солнечный свет, деревья, людей и птиц во дворе, холмы, лес)

На переднем плане деревянный дом, на крыше ещё лежит снег.  Дом окружён высокими стройными берёзами. От стволов берёз на снег легли голубые тени. Снег рыхлый, подтаявший. Во дворе разгуливают куры и красивый петух. Они что-то хлопотливо ищут, роясь в снегу. За забором видна группа лыжников, они спешат покататься по последнему снегу. Всё залито ярким солнцем. Воздух прозрачный. Небо ярко-голубое, светлое. Всё говорит о приближении весны.

- О чём расскажете в третьей части? (Это заключение. Нужно выразить своё отношение к картине, чувства, которые она у нас вызвала.)

Этой картиной можно любоваться бесконечно. Она вселяет радость, надежду. Художник мастерски сумел показать, как все радуются наступлению весны: и животные, и люди, и природа.

Приятно смотреть на такую яркую и солнечную картину. Мне нравится эта картина, она вызывает у меня хорошее настроение.

Примерный план:

1. Вступление.

2. Описание картины:

-деревянные постройки;

-снег;

-деревья;

-куры;

-лыжники;

-цвет и настроение картины.

3. Заключение. Моё отношение к картине.

9. Устное составление учащимися сочинения – описания.

10. Словарно-орфографическая подготовка.

Работа со словами на доске: л_жит, п_т_мнел, д_ревня, со_нце, ярко-голубое, длинные, безоблачное, проталины, деревянный дом, изгородь, подтаявший снег

11. Запись сочинения в черновик.

12. Итог урока. Рефлексия.

13. Домашнее задание. Дописать сочинение

Приложение

Снег

синеватый, подтаявший, переливающийся разными оттенками (сиреневыми, жёлтыми, зелёными красками)

Небо

голубое, светящееся, безоблачное, чистое.

Проталины

небольшие, глубокие. Проталины виднеются.

Пример сочинения

Перед нами картина Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень». На ней художник запечатлел последние дни зимы

На переднем плане деревянный дом, на крыше ещё лежит снег.  Дом окружён высокими стройными берёзами. От стволов берёз на снег легли голубые тени. Снег рыхлый, подтаявший. Во дворе разгуливают куры и красивый петух. Они что-то хлопотливо ищут, роясь в снегу. За забором видна группа лыжников, они спешат покататься по последнему снегу. Всё залито ярким солнцем. Воздух прозрачный. Небо ярко-голубое, светлое. Всё говорит о приближении весны.

Приятно смотреть на такую яркую и солнечную картину. Мне нравится эта картина, она вызывает у меня хорошее настроение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 3 классе

Слайд 4

С очинение по картине К.Ф. Ю она “ К онец зимы. П олдень. ”

Слайд 5

Юон Константин Федорович (1875 г.-1958 г.) - русский живописец, художник театра, график, пейзажист, портретист. Автопортрет 1953 г.

Слайд 6

К.Ф . Юон «Конец зимы. Полдень»

Слайд 7

Деревенский домик деревянная изба, простая, без украшений; с крыши сползает снег; тянется забор; вдоль забора сложены дрова; п оленница дров

Слайд 8

Берёзки, ели г рустные; светлые; стройные; с тонкими голыми веточками; тянут к солнцу руки-веточки; от берёз голубые тени; бросают длинные голубые тени Ели высокие , зелёные, нарядные.

Слайд 9

С НЕГ Синеватый, подтаявший, переливающийся разными оттенками (сиреневыми, жёлтыми, зелёными красками

Слайд 10

Куры домашние птицы; пёстрые куры; к расивый петух; деловито копают снег; выискивают зёрнышки; на талом снегу крестики куриных лап; устав от долгой холодной зимы; вышли на прогулку из своего курятника; что-то хлопотливо ищут, роясь в снегу.

Слайд 11

Лыжники деревенские лыжники; четверо ребят; подставили лица солнцу; отправились на лыжную прогулку; вероятно , собираются посоревноваться на скорость

Слайд 12

Тени, проталины длинные, голубые. пролегли, падают небольшие, глубокие. виднеются.

Слайд 13

Небо, воздух голубое, светящееся, безоблачное, чистое. льёт лучи яркого света. прозрачный, свежий, чистый

Слайд 14

1. Вступление. Мастер пейзажа К.Ф. Юон 2. Описание картины: -деревянные постройки; -снег; -деревья; -куры; -лыжники; -цвет и настроение картины. 3. Заключение. Моё отношение к картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень.»

Цели урока:- формировать умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности;-способствовать развитию творческого воображения, чувств, эмоций;-формировать умен...

Сочинение по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень".

Презентация и конспект урока русского языка в 3 классе. УМК "Школа России"....

Презентация Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Подготовка детей к написанию сочинения. Рассказ о художнике и его картиных....

Конспект урока. Сочинение по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень" (3 класс)

Картина может служить одним из эффективных средств разви­тия речи учащихся и формирования у них коммуникативно-рече-вых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развива­ет внимание и...