Урок русского языка 3 класс."Обобщение и повторение по теме имя прилагательное"Паспорт урока. Технологическая карта урока.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка был проведен по окончанию  изучения темы "Имя прилагательное".

Был составлен кластер по изученной теме. К уроку прилагаетс видео съемка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 08-04-2021_22-01-56.zip402.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

УМК «Школа России»

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 3в класс.

Автор учебника: Русский язык 3 класс («Школа России»),

автор: В.П.Канакина.

Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: Формирование языковой  культуры личности, развитие познавательного интереса и познавательной активности обучающихся 3 класса  на основе осмысления и обобщения  грамматических  признаков  имени  прилагательного.

Задачи урока:

Образовательные  

  • Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   его   грамматических   признаках   (роде,   числе   и   падеже),  
  • совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе;
  • расширить знания учащихся о роли прилагательного в предложении.

Развивающие

  • развивать умение точно употреблять прилагательные в речи;
  • развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся;
  • совершенствовать навыки каллиграфического  правильного письма.

Воспитывающие

  • умение работать в коллективе и самостоятельно;
  • воспитывать чувство ответственности при выполнении заданий, чувство коллективизма.

 Здоровьесберегающие: создание условий для комфортного состояния психического и физического здоровья обучающихся.

  

Планируемые результаты – предметные и метапредметные, на формирование которых направлена работа на данном уроке:

Личностные универсальные учебные действия:

   - обосновывает  значимость ( для себя лично) изучения частей речи; осознает роль   языка и речи в жизни людей;

  -   проявляет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  -   проявляет доброжелательность.

Регулятивные:

  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей; различает  способ и результат действия; проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: 

  •  определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя, сохраняет цель и учебные задачи;
  • высказывает свое мнение на основе работы с материалом, вносит необходимые коррективы  на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
  •  планирует, контролирует и оценивает свою деятельность;
  • владеет начальными формами  исследовательско-познавательной деятельности.

Коммуникативные: 

  • оформляет свои мысли в устной речи, слушает и понимает речь других;
  •   взаимодействует со сверстниками  в группе и в паре.

Средства (оборудование):

1)учебник «Русский язык»,3 класс

2)карточки для работы в парах,  задания для работы в группах,  сигнальные карточки , светофорчики, карточки для кластера, тесты; стикеры

3)компьютер, мультимедийный  проектор, ЭУ.

Ход урока:

                Этап урока

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный

Цель: Проверка готовности обучающихся к уроку,  настрой на работу.

УУД: коммуникативные: слушать и понимать речь других;

личностные: проявлять  интереса к предмету.

Приветствие учащихся.

Сегодня на уроке у нас гости  – учителя. Обернитесь  к ним и поприветствуйте.

Прозвенел уже звонок,

начинаем наш урок!

Слушаем, запоминаем,

 ни минуты не теряем!

- Ребята, знания – это наши плоды. И пусть наш урок сегодня будет плодотворным!

Слушают;

приветствуют;

настраиваются на урок;

  1. Постановка цели и задач урока

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановки целей  урока.

Регулятивные: уметь определять и формировать цель на уроке;

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи;

- О чём говорится в стихотворении?  

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить!

- Определите тему урока.

-Это наш последний урок по данной теме, определите учебную задачу.

-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня  на уроке?

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. Составим кластер.

-Будьте очень внимательны и активны, мы отправляемся в путешествие по волшебному  городу  Прилагательных. А помогать нам будет наш  друг Светофорик. (на доске)

Выдвигают предположения о теме урока.(Имя прилагательное)

(Обобщим знания об имени существительном)

Аргументируют свои ответы.

Повторяюти обобщают знания о прилагательном.

  1. Актуализация знаний

Минутка чистописания

Цель: закреплять навык письма в широкую линейку.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

- Чтобы попасть в город Прилагательных, необходимо вспомнить: Что такое имя прилагательное? С чем связано?

Дайте определение.

Вывешиваем на доску карточку - кластер

- Открываем наши путевые листы (тетради), запишем число, классная работа.

В город мы отправимся по тропинке «Чистописания».

Напоминаю: Тетрадь с наклоном положу, ручку правильно держу, сяду прямо, не согнусь, за работу япримусь!

ая  яя ой  ый ий ое ее йй ые ие

Задание: Какая буква здесь лишняя и почему?

-Что вам  напоминают эти буквы?

-В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных?

Отвечают на вопрос, дают определение по цепочке.

Вывешиваю карточки,

выполняют задание, следят за посадкой.

Аргументируют свои ответы.

все гласные,

й-согласный.

Окончания имен прилагательных

м.р., ж.р., ср.р.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Практическая

работа. Самостоятельно.

Практическая работа (карточки)

Работа в парах

ЭУ

Цель: закрепление знания об именах прилагательных; развивать умение определять род, число, падеж имён прилагательных.

УУД: регулятивные: уметь самостоятельно работать.

Познавательные УУД:

 -уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-находить ответы на вопросы, используя свои знания, полученные на уроке.

Коммуникативные УУД: извлекать информацию из опыта одноклассников; сотрудничать в паре, в группе.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности

Дальше наш путь проходит через сквер Множественного и Единственного числа.

- А теперь внимание. Новое испытание.

Вставьте окончания в эти словосочетания.

 Поработаем в парах (карточки) вставить окончание прилагательных. Вспомните правила работы в парах.

- Всегда ли можно определить род  имён прилагательных?

Назовите правило?

Вставим в схему множественное число прилагательных.

- Какие окончания имеют прилагательные множественного числа? Вставим в схему.

 - Итак, мы с вами пройдёмся по улицам Мужского, Среднего и Женского рода.

- Замените выделенные слова именами прилагательными, запишите словосочетания в тетрадь.

Поле с пшеницей,

 салат из овощей,

 небо осенью,

погода в феврале.

Проверим с помощью светофорика.

 - Какое прилагательное пишется с удвоенной  -нн? Выполните разбор по составу: осеннее.

- На какие на 3 группы их можно разделить?

- Как определить род имён прилагательных? Какие окончания имеют м.р, ж.р, ср.р?

 Добавим в схему (на доску вывешивают)

Проверка с помощью «светофор -чиков»

Дают ответы, вспоминают определения

 Подбирают прилагательное  к существительному, записывают словосочетания.

Проверка (светофор  -чики)

Вывеши -вают на доске схему

(кластер)

правила работы в парах: работают оба, слушать друг друга, не мешать другим.

выполняют задание в парах на карточках

проверяют свои ответы

светофорчи –ками.

Во множествен-ном  числе род прилагательных не определяется

делают вывод, обозначают в схеме

физминутка

Мы добрались до парка Отдыха.

Если имена прилагательные в  

ж.р: приседаем

м.р:  тянем  руки вверх.

с.р:  повороты влево, вправо

Будьте внимательны!

Дружный класс, озорная кошка, светлое небо, золотое сердце, далекий край, верная подруга, крикливый петух, заботливая мама, солнечные лучи.

Выполнение физминутки.

выполняют задание, делают гимнастику для глаз.

Практическая работа

работа в группе

карточка

фронтальная работа

в тетрадях

Дальше мы пойдём на проспект Падежный,  который пересекается с улицами. Какими?      

Здесь мы проверим, умеете ли вы определять падеж имен прилагательных.

Поработаем в группе,

напомните правила работы в группе

Задание:

Проверка: выходит 1 докладчик от группы

Объясните, как вы понимаете выражение сделать на скорую руку?

Фразеологизм "На скорую руку" означает что-то сделанное наспех, некачественно и быстро.

 - Составьте устно предложение с этим фразеологизмом?

Добавим падежи в схему (на доске вывешивают)

А теперь мы попадаем на площадь Предложений.

Прочитайте предложения, что вы заметили?

Наступает утро. Луч пробивается  в окно.  В небе  щебечут птицы. Начинается день.

- Дополните предложения прилагательными.

Слова для справок: раннее, новый, первые, солнечный.

 - Запишите 1 и 2 предложение. Выделите в прилагательных окончания.

Сделайте вывод:

- Какую роль выполняют прилагательные в нашей речи?

Имена прилагательные украшают нашу речь, описывают предметы, их признаки.

Работают в группе по карточке.

Соединяют падежи с  словосочетанием

существительное +прилагательное.

Аргументируют ответы, составляют предложение.

Добавляют информацию в схему (карточки).

Отвечают на вопросы,
дополняют прилагательными: раннее, солнечный, в маленькое,

первые, веселые, новый.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации Мини - исследование.

Фронтальная работа.

Наш путь продолжается по бульвару Открытий.

-Запишите 1,2 –е предложение и разберите его по членам предложения.

 -Найдите прилагательное и  определите  каким членом предложения будет прилагательное.

 -Подчеркните имя прилагательное.

Проверим с помощью сигналиков.

Сделайте вывод: Каким членом предложения является прилагательные в предложении?

Дополните нашу схему

второстепенный член

-  Добавим в кластер

Выполняют задание учителя,

делают вывод .

6. Контроль усвоения знаний

Практическая работа самостоятельно

в тетрадях

Планируемые результаты: научатся определять формы имён прилагательных: род, падеж, число; правильно писать родовые окончания прилагательных;  

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно работать.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения и знания по теме.

Выполняют задание на карточках,

выбирают правильный вариант ответа.

- И вот мы подошли к фонтану Тестов

тесты

1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает...

А) предмет

Б) признак

В) действие

2. Найди строку, в которой даны  имена прилагательные мужского рода.

А) медленный, варёный, синий

Б) верное, солёное, доброе

В) холодная, снежная, долгая

3. Род и число имени прилагательного зависит от:

А) имени существительного;

Б) глагола;

В) местоимения.

4. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному:

 Зелёная нить тонкая,

а красная ..................

А) гладкая;

Б) короткая;

В) толстая.

5. В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?

А) домашн... животное

Б) домашн... работа

В) домашн... режим

 Взаимопроверка

- Поменяйтесь тетрадями

Проверим друг у друга  

1- б, 2- а, 3 – а, 4 – в, 5 – б.

 - Заберите свои тетради себе обратно. Оцените себя

Поднимите руки, у кого нет ошибок, у кого 1 ошибка. Молодцы! Я проверю работы и оценю.

7. Рефлексия

итог  урока

Цель: формировать способность самооценки, умение оценивать свои знания.

Регулятивные УУД: формирования умения оценивать свою деятельность;

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Отвечают на итоговые вопросы урока.

Анализируют свою работу на уроке.

Отвечают на итоговые вопросы урока. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

- Наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось путешествовать по городу Прилагательных?

Мы побывали с вами в городе Имен прилагательных.

-Какую задачу мы ставили в начале урока? Задача решена?

Схему (кластер) мы составили

 - Что нового « открыли» в имени прилагательном?

-Какую роль играют в нашей речи имена прилагательные?

Домашнее задание: с.85, упр.149.

Оцените свою работу  с помощью оценочных линеечек на полях своих тетрадей.

- Я благодарю вас  за хорошую работу. Думаю, что каждый из вас может сам провести экскурсию по этому городу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 4 классе Л по теме « Имя прилагательное» «Путешествие в Цветоград»

Обобщающий урок русского языка в 4 классе Л по теме « Имя прилагательное»                  ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»...

Урок русского языка. Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». 4 класс.

Урок русского языка. Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». 4 класс....

Урок русского языка 2 класс. Тема. Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова»

Урок русского языка 2 класс. Тема. Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова»...

Конспект урока русского языка. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Роль прилагательных в тексте"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока русского языка....