конспект урока: Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

Цели урока:

 1.Образовательные:

  1. Формировать навыки написания сочинения;
  2. Формирование умения излагать текст в четкой логической последовательности;
  3. Формировать навыки связной речи;
  4. Учить правильно отвечать на вопросы;
  5. Закрепить правописание слов с орфограммами 

 2.Развивающие:

  1. Развивать связную речь учащихся, устную и письменную речь учащихся, память, внимание, мышление, орфографическую зоркость;

  3.Воспитательные:

     1.   Воспитание культуры речи;

  1. Прививать интерес к художественному слову;
  2. Воспитывать доброжелательность и взаимопонимание между учащимися;

УУД, формируемые на уроке.

1. Личностные.

1.1. Самоопределение к учебной деятельности.

1.2. Адекватная самооценка.

1.3. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

2. Регулятивные.

2.1. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

2.2. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

3.Познавательные.

3.1. Устанавливать причинно-следственные связи.

3.2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4.Коммуникативные.

4.1. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4.2. Умение отвечать на заданные вопросы.

Оборудование для учителя: конспект урока, презентация.

Оборудование для учащихся: дневник, пенал, карточки.

Этапы урока/ Время

Содержание урока.

Примечание.

УУД

I.Самоопределение к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут  Виктория Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.  Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: дневник, пенал, карточки.

Я желаю вам успешной дружной работы.

Давайте начнем урок!

Проверка готовности учащихся к уроку.

1.1

II.Постановка учебной задачи.

  •  Сообщение темы  и целей урока.

Сегодня у нас необычный урок, потому что к нам пришла сказка, как когда-то она приходила к одному замечательному человеку, который создал огромное количество полотен на сказочные сюжеты. «Кто же этот незнакомец?» - спросите вы. А это, ребята, Виктор Михайлович Васнецов.

Сегодня на уроке вам предстоит написать сочинение по картине. А что значит написать сочинение по картине? (Передать восприятие данной картины)

Посмотрите на приложение в учебнике. На нем изображена картина, которая называется «Снегурочка  

Кто написал эту картину? (Васнецов)

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

Сегодня перед нами стоит задача - передать словами то, что художник изобразил красками.

Сегодня мы будем «читать» картину, описывать содержание картины, передавать мысли художника, чувства, о которых художник хотел рассказать в своей картине.

Спрашивать по поднятой руке

1.1

4.2

4.1

3.1

III.Подготовительная работа к восприятию картины

  • Рассказ о картине

У  нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.        В.М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г. Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы,  привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию.

. Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.

 С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

Среди них картины, посвящённые сказкам, былинам:

«Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Иван Царевич на сером волке»

Интересна история создания картины «Снегурочка».

В 1881 году  московский меценат (деятель науки и искусства) Савва  Мамонтов  решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову  написать декорации и сделать эскизы  костюмов.  Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых,  он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка – это девушка, которую  отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, воспитывает сам  в  дремучем лесу,  куда  ни пешему, ни конному нет дороги.  И все-таки слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля,  слышит смех парней и девушек из Берендеева посада, когда они устраивают игры на берегу реки…  и любопытно ей.  Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке  жить надо.  Играть в горелки с подружками,  гулять с ребятами  до полуночи. А там – полюбится один. На свете всё живое должно любить!»             Но  именно этого Мороз боится.  Полюбит дочь и сгорит в любовном огне.  Нет, пусть уж живет в лесу,  играет  с белками и зайчатами, прядет  снег,  бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает…  Однако Весна настаивает,  и Мороз  отпускает Снегурочку.

Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым. 
          Постановка «Снегурочки» имела исключительный успех среди московских любителей искусства. А милый образ Снегурочки  Васнецов запечатлел особо на картине, которую закончил в 1899 г. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Посмотрите на репродукцию картины в учебнике. Что вы видите на первом плане?

На первом плане видна сама героиня. Она одета в длинную парчовую шубку белого цвета, украшенную узорами, светлые варежки и шапку. Фигура размещена не по центру картины, а несколько сбоку. Руки разведены, голова повернута немного вправо, сзади видны следы на снегу – всё это создаёт впечатление, что Снегурочка только что вышла к зрителю, и растерянно озирается по сторонам.

Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Незнакомый лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.

Интересно, что фигура Снегурочки как будто освещается не сверху, а снизу, от снега. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Для написания картины использовалась холодная гамма цветов – белые, серые и голубые оттенки, что очень тонко подчёркивает таинственность и сказочность происходящего.

Лунная зимняя ночь, мерцают звёзды. На белоснежной поляне темного холодного леса в расписной парчовой шубе и шапке стоит растерянная девушка – дочка Весны-Красны и Деда Мороза, идущая в мир людей. Вдали виднеются домики с заснеженными крышами – это волшебная страна берендеев. Манят Снегурочку огни Берендеева посада, хочется ей к людям, но…  словно чувствуя, что суждено ей погибнуть, не вернуться в свои холодные края, она прощается и со снегами, и с елочками…

Слушание истории написания картины

4.2

4.1

3.1

2.1

IV.Непосредственное восприятие картины.

 Какое впечатление произвела на вас картина?

- Что в ней особенно красиво?

- Какое время суток изобразил В. Васнецов? Почему?

(Художник показал нам зимнюю январскую ночь.  Именно ночью при зыбком, изменчивом, призрачном свете луны происходят таинственные превращения и чудеса: выходит из леса или появляется волшебным образом на лесной заснеженной опушке, как на сцене театра, эта юная русская красавица – Снегурочка)

- Почему снег на картине голубого цвета?

(Лунный свет сделал мягкий голубоватый цвет снега чуть сияющим, а не искрящимся, как днем. Резкие яркие тени лежат на снегу. Снег укрыл землю толстым мягким ковром, и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покровом)

Опишите образ Снегурочки.

(Ее парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом, написаны жемчужно-серебристыми красками и напоминают поблескивание снежного наста и мягкость только что выпавшего снега. Застенчивая, трепетная, полная ожидания и робкой надежды)

- Как одета Снегурочка на картине В.Васнецова?

(В шубке, в сапожках, в рукавичках)

3.2

4.3

4.1

3.1

2.1

Физкультминутка.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

VI. Подготовка речевого оформления.

Сейчас составим план, по которому будем писать сочинение.

- Сколько частей должно быть в сочинении? Какие это части?

- О чем напишем во вступлении?

(О том, что изображено на картине В.М. Васнецова – Снегурочка и зимний лес)

- Какими словами можно начать сочинение?

- Переходим к основной части, т.е. непосредственному описанию картины.

- С чего начнем описание картины? (Описание природы, леса) Лес какой? Какая природа? (Опорные слова)

- Затем описание Снегурочки. (Опорные слова)

- Далее, где стоит Снегурочка, что изобразил художник на заднем плане? (Опорные слова)

- Настроение Снегурочки. Как она себя чувствует. (Опорные слова)

- И в заключении, что мы обычно пишем, описывая картину? (Опорные слова)

(Понравилась ли картина, чем?)

3.1

3.2

4.1

VII.

Орфографическая подготовка.

Как вы понимаете слово «парчовая»? Давайте обратимся к словарю.

парчовый

ПАРЧА́, -и́, мн. -и́, - Плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряныминитями.

Посмотрите на доску. Нужно вставить буквы в слова, которые вам понадобятся при написании сочинения. Давайте сделаем это вместе.

радос..ные

к..ртина

в..стор..

в..схищенно

Слова на доске

2.1

4.2

4.3

VIII. Написание сочинения учащимися с самопроверкой.

А сейчас вы будете писать сочинение. Берём листочки и записываем сегодняшнее число.  На следующей строчке посередине – Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

2.2

3.1

IX. Итог урока.

Ребята, чем мы занимались на этом уроке? (писали сочинение)

По какой картине мы писали сочинение?

Кто изображен на этой картине?

Кто автор?

ДЗ:

Придумать и записать слова с парными согласными в корне слова на тему «Зима». Подобрать к ним проверочные слова.

Требование полных ответов.

2.2.

X. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

Достаньте весёлый и грустный смайлик. Если вы считаете, что вам все удалось, и вы узнали что – то новое, поднимите весёлый смайлик, а если вам было трудно и вы ничего важного не узнали, поднимите грустный.

Спасибо за урок. До свидания!

Смайлики на каждой парте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 3 классе "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка"

Цель урока: обучение школьников  написанию сочинения по картине. Задача  урока: формирование универсальных учебных действий:1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобра...

Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины В.М.Васнецова "Снегурочка" 3 класс

В презентации краткая биография художника В.М.Васнецова, его картины, план работы над сочинением....

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"

В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...

Конспект урока на тему "сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка" 3 класс УМК Школа России

Тема: «Сочинение по картине В.М. Васнецова « Снегурочка»  Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; соверш...

Конспект урока Сочинение по картине Васнецова Снегурочка

Конспект урока Сочинение по картине Васнецова Снегурочка...

Конспект урока по русскому языку Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» 3 класс

Научатся составлять текст по репродукции картины (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в сод...