Конспект урока русского языка «Возвратные глаголы» (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Куплевацкая Валерия Валерьевна

Цели деятельности учителя: Формирование знаний о  возвратных глаголах; выявление особенностей возвратной формы

Планируемые результаты

Предметные:

знать:    определение возвратного глагола

уметь:  обосновывать правильность написания слов с изученными

Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения,  развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4кл.: Учебник:  В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.- ;раздаточный материал; презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozvratnye_glagoly.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                ФИО учителя: Ряжапова Ф.Р.

Школа: Лебединский филиал                                                                                  ФИ студента: Куплевацкая Валерия

Класс: 4                                                                                                                ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет:                                                                                                                                                                                     

Конспект урока русского языка

Тема: «Возвратные глаголы»

Цели деятельности учителя: Формирование знаний о  возвратных глаголах; выявление особенностей возвратной формы

Планируемые результаты

Предметные:

знать:    определение возвратного глагола

уметь:  обосновывать правильность написания слов с изученными

Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения,  развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4кл.: Учебник:  В 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.- ;раздаточный материал; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

 2мин

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел сейчас звонок.

Он зовет нас на урок.

Знания будем открывать,

Много нового узнавать.

И у нас у всех в порядке

Книжки, ручки и тетрадки

Откройте тетради, положите их правильно.

Запишите число и классная работа.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

самоопределение (Л)

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный, языковой анализ,  практический: постановка вопросов, подбор и анализ примеров

Постановка проблемного вопроса

4-5мин

Фронтальная форма работы.

- Чистописание.

- Запишите данные буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск.  

- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.  

- Прочитайте глаголы и сравните их.

Расчесывает – расчесывается

Одевает – одевается

Моет – моется

- Что вы можете сказать?  

-Одинаковое или  разное значение имеют глаголы в парах?

- Что придает вторым глаголам такое значение?  

-Чем глаголы отличаются по форме?

- Вы знаете, как называются такие глаголы?  

-Что мы сегодня должны узнать на уроке?

-Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое

-нет

-Как называются такие глаголы

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

подведение под понятие (П)

учет разных мнений (К)

III. Постановка учебной задачи

Словесный.: подводящий диалог

4-5 мин

Фронтальная форма работы

Подводящий диалог

Сформулируйте тему

Как вы думаете, как будет звучать цель нашего урока?

Давайте попробуем составить план

1)узнать как называются такие глаголы,

2)какие значения они имеют

3)как пишутся такие глаголы.

- «Возвратные глаголы»

- Цель: Узнать как называются данные глаголы и научиться правильно их писать

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

IV. Открытие нового знания

Наглядный: презентация

Практический: чтение

текста

Практический: выполнение упр.

Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.

Словесный: беседа

7-8 мин

Фронтальная форма работы

Работа по учебнику. Правило.

Давайте с помощью учебника найдем ответ на вопросы, которые мы поставили.

Откройте учебник на стр.102.  

-Прочитайте правило и найдите ответ на вопрос:  

-Как называются такие глаголы?

- Назовите показатель возвратных глаголов.

- Когда в возвратных глаголах перед –СЯ пишется ь?

– Суффикс -ся раньше был отдельным словом и имел значение «себя»:

Прячется – прячет себя.

Моется – моет себя.

Катается – катает себя.

– Теперь стало понятнее, почему глагол называется возвратным?  

Морфема -ся (-сь) – удивительная часть слова. Она является суффиксом, но

стоит после окончания. Хочется еще сказать, что раньше, до того, как стать

суффиксом, - ся был самостоятельным словом- местоимением и писался  

отдельно. Обозначал «себя», «сам».  

Послушайте маленькую историю про этот интересный и необычный суффикс:

Жил был суффикс СЯ. Целыми днями он только и делал, что умывалСЯ,

причесывалСЯ, улыбалСЯ себе в зеркало да хвалилСЯ перед другими. Однажды

он так загордился, что посчитал себя в слове самым главным и…встал перед

приставкой. Вот что из этого получилось: СЯумывал, СЯпричесывал, СЯулыбал,

СЯхвастал. Это очень не понравилось корню, и он переместил суффикс СЯ в

самый конец слова. За окончание. Стоит теперь суффикс СЯ в слове самым

последним, и только в мечтах может вернуться и встать впереди корня. Поэтому

его и прозвали ВОЗВРАТНЫМ суффиксом. Вот такая история.

– Давайте подумаем, какие значения могут иметь возвратные глаголы.

Упражнение 210. Прочитайте.  

-В чем сходство и различие каждой пары глаголов?

– С помощью какого суффикса образованы выделенные глаголы?

– Что общего в их произношении и написании?

– Глаголы делятся на возвратные и невозвратные. Показателем этого признака

является формообразующий суффикс –ся (-сь), стоящий в конце слова. Если

форма возвратного глагола имеет окончание, то суффикс -ся (-сь) следует за

ним.

– Устно составьте предложения с глаголами «умывать» и «умываться».  

– На кого направлено действие, обозначенное глаголом «умываться»?

Физминутка

1. Умываться, одеваться, обуваться (действие предмета направлено на себя).

2 Удивляться, радоваться, сердиться (состояние предмета).

3. Ткань мнется, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства предмета).

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

структурирование знаний (П)

извлечение из текстов необходимой информации (П)

выполнение пробного учебного действия (Р)

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

учет разных мнений (К)

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

V. Первичное закрепление

Работа в парах

4-5 мин

        Фронтальная форма  работы

 

Упражнение 214. Работа в парах.

- Прочитайте задание. Какое исследование нам нужно провести?

- Письменно проспрягайте глаголы в тетради.

(1 л.) я учусь, засмеюсь                   мы учимся, засмеёмся

(2 л.) ты учишься, засмеёшься        вы учитесь, засмеётесь

(3 л.) он учится, засмеётся                они учатся, засмеются.

-Какой вывод можно сделать?  

-Как определить лицо и число этих глаголов?

- Учащиеся работают в парах. Они спрягают глаголы  и делают вывод, что

возвратные глаголы изменяются по лицам и числам. Лицо и число определяется

так же как и у других глаголов.

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: самостоятельная работа

VII. Включение в систему знаний

Практический: самостоятельная работа, взаимопроверка

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: формулирование выводов, обобщений

4-5 мин

7-8 мин

2 мин.

Индивидуальная форма работы. 

-Упражнение 211. Самостоятельная работа.  

 -Прочитайте задание, что нужно выполнить? Какие глаголы называются

возвратными?

-Посмотрите на экран, проверьте

Упражнение в правописании возвратных глаголов.

- Замените словосочетания одним словом и запишите. Выделите в глаголах

возвратный суффикс и подчеркните мягкий знак. (Один ребёнок работает у

доски)

 

Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), приходить в

негодование (злиться), испытывать волнение, тревогу (волноваться), ученик

приветствует кого-нибудь при встрече (здоровается)

-Какое здесь слово лишнее и почему?

-Проверьте, где надо писать ь, а где нет.

-Разобрать слова по составу.

 

 Выборочный диктант.  

- Из предложений нужно выписать только возвратные глаголы. Подчеркните

мягкий знак перед суффиксом –СЯ.

Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

Любишь кататься, люби и саночки возить

-Давайте вспомним. Как звучала наша тема урока?

- Какие цели мы ставили?

Продолжите фразы:

-Сегодня на уроке я узнал. . .  

-Мне было интересно . . .  

-Я могу поставить себе . . .  

-Мне нужно еще постараться

Выполняют самостоятельно

Выполняют упражнения

 

Рефлексия

оценка (Р)

П: структурирование знаний;

рефлексия способов и условий действия (П)

самооценка на основе критерия успешности (Л)

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конспект урока русского языка во 2,4 классах на темы: "Начальная форма слова" и "Продолжаем определять спряжение глаголов по начальной форме"

Целью данного урока является формирование и развитие ценностного отношения обучающихся по самоопределению через организацию учебного сотрудничества для подведения под понятия "начальная форма" и прави...

Конспект урока русского языка «Изменение глаголов по числам» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам.Планируемые результаты:         Предметные:знать алгоритм определения числа глаголов; ...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы».

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним;- умет...

Конспект урока русского языка "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя:·        создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;·...