Рабочая программа по курсу "Русский язык", 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Дядищева Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе авторской рабочей программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx57.88 КБ

Предварительный просмотр:

             Предметная  область «Филология»  (русский язык)

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе авторской рабочей программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык».  Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Курс обеспечивается учебно-методическим комплексом, состоящим из учебников, рабочих тетрадей, тестов, справочника, поурочных разработок и методических пособий. Учебники соответствуют ФГОС НОО, рекомендованы Министерством образования и науки РФ, включены в Федеральный перечень.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Цель и задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом –  носителем этого языка.

Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний – это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоциональное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими качествами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие.

Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника – умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст – повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание – являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.

Таким образом, основная цель обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
  • обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
  • эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Установкой на полноценное овладение учащимися коммуникативной функцией языка обусловлены не только основные задачи его изучения в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6 –  10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Общая характеристика курса

Задача курса – изучение русского языка с позиций его духовной, культурно-исторической ценности.

Курс направлен:

на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;

на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;

на познание ребёнком окружающего мира и самого себя.

 Цель изучения предмета «Русский язык» – ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся6 развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека

Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает:

осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (затем и развитие умения ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу);

формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.);

развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.

 Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе как:

осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие; слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам;

сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка; формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка;

формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию;

осознание ребёнком себя как носителя русского языка;

развитие мотивов и средств речевой деятельности.

Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование:

правильности (произносительной, грамматической, лексической, словообразовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и письма;

речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других;

словарного состава и синтаксического строя речи младших школьников, её диалогической и монологической форм;

способности и готовности самостоятельно строить (в устной и письменной форме) небольшие по объёму сообщения (описания, повествования, рассуждения), близкие детям по тематике.

Проверка и оценка усвоения программы.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.

Примерное количество слов для словарных диктантов:

II класс — 8—10;

III класс — 10—12;

IV класс — 12—15.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

I класс, конец года — 15—17;

II класс, первое полугодие — 25—30, конец года — 35—45;

III класс, конец первого полугодия — 45—55, конец года — 55—65;

IV класс, конец полугодия — 65—70, конец года — 75—80.

Количество слов в текстах для изложений:

II класс, первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов;

III класс, конец первого полугодия – 60-70 слов, конец года – 70-85 слов;

IV класс, конец первого полугодия – 80-90 слов, конец года – 95-100 слов.

В текстах, предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Содержание текстов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.

 

Место курса в учебном плане

На изучение русского языка  во 2 классе выделяется  170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели ).

 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Повторяем то, что знаем

Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.

Речь

Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Слова с буквой Э. Согласный звук [й] и гласный звук [и].

Шипящие согласные звуки

Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩЧ, ЧУ, ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Алфавит, или азбука

Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.

Слово и слог

Перенос слов

Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.

Предложение и текст

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении.

Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте.

Заголовок. Опорные слова в тексте.

Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.

Мягкие и твердые согласные звуки

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами А, О, У, Ы, Э. Обозначение мягкости согласных звуков буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Звонкие и глухие согласные звуки

Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.

Ударение. Обозначение гласных звуков

Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог.

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения формы слова.

Разделительный мягкий знак

Разделительный Ь.  Сопоставление Ь – показателя мягкости согласных и разделительного Ь.

Двойные согласные

Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.

Слово и предложение. Имя существительное

Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление).

Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.

Глагол

Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что делал и? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.

Имя прилагательное

Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).

Предлог

Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов: В, НА, О, ОБ, С, ИЗ, БЕЗ, НАД, ПОД, ОТ, ДО, У, ОКОЛО.

Родственные (однокоренные слова)

Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.

Безударные гласные в корне

Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах.

Парные согласные в корне

Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Предложение

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).

Повторение в конце учебного года

Речь устная и письменная. Звуки и буквы. Алфавит. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.  Обозначение мягкости согласных звуков буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь. Разделительный Ь. Двойные согласные. Главные члены предложения. Слова, обозначающие предмет, признаки предмета, действие предмета. Предлоги. Корень, однокоренные слова. Проверка безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Результаты изучения курса

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей.
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать    такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

- Познавательный интерес к математической науке.

- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

 В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
  • составления предложений на заданную тему;
  • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
  • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
  • самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
  • орфографической грамотности речи учащихся;
  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
  • деления слов на слоги и переноса слов;
  • правильного написания слов с буквой Й;
  • обозначения мягкости согласных на письме;
  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
  • употребления прописной буквы в именах собственных;
  • работы со словарём (использование алфавита);
  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
  • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

 Учащиеся должны уметь:

  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
  • различать главные члены предложения;
  • понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
  • различать словосочетание и предложение;
  • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
  • различать деление слов на слоги и для переноса;
  • понимать влияние ударения на смысл слова;
  • различать звуки [и] и   [й] и буквы, их обозначающие;
  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
  • понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
  • верно употреблять прописную букву.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе на 2017-2018 учебный год.

№ п/п

Раздел. Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Дата план.

Дата факт.

Примечание

Повторяем то, что знаем(5ч)

1

Учебник «Русский язык» как средство обучения родному языку и речи. Текст и предложение в нашей речи.

Воспринимают и понимают звучащую речь.

Знакомятся с новым учебником, восстанавливают и закрепляют полученные ранее знания о тексте и предложении как единице речи. Выделяют предложения в устной речи и оформляют их на письме.

2

Предложение и слово.

Употребляют прописную букву в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Соблюдают орфоэпические нормы и правильную интонацию. Составляют предложения из слов, дополняют и оформляют их. Развивают  умение точно употреблять слова в речи

3

Слово и слог.

Повторяют  и закрепляют знания о слове и слоге как части слова. Делят слова на слоги, находят ударный слог в слове, переносят слова с учетом особенностей слогов

4

Звуки и буквы.

Уточняют представления о существенных признаках гласных и согласных звуков.

Наблюдают за произношением слов и проводят их звуковой анализ.

5

Звуки и буквы.

Речь (4ч)

6

Речь в жизни человека

Рассуждают о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка. Анализируют речь людей (при анализе текстов).

Наблюдают за особенностями собственной речи и оценивают её.

Различают устную, письменную речь и речь про себя. Работают с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»

Отличают диалогическую речь от монологической.  Используют  в речи диалог и монолог.

Участвую  в учебном диалоге. Соблюдают в речи правила речевого этикета, оценивают свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Развивают  познавательный интерес к происхождению слов.  Наблюдают  над этимологией слов диалог и монолог. Составляют по рисункам диалог и монолог. Оценивают  результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

7

Речь устная и письменная.

8

Выделение предложений в устной и письменной речи.

9.

Срезовый диктант

Соблюдают в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составляют предложения из слов. Составляют (устно и письменно) ответы на вопросы.Употребляют  заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.   Пишут слова в предложении раздельно.

Звуки и буквы (9 ч)

10

Особенности звуков и букв.

Различают звуки и буквы.

Осознают смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознают условные обозначения звуков речи.

Сопоставляют  звуковое и буквенное обозначения слова.

Наблюдают модели слов (звуковые и буквенные), анализируют  их.

11

Гласные и согласные звуки

Находят в слове гласные звуки. Объясняют особенности гласных звуков.

Правильно произносят  гласные звуки.

Различают  гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работают с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения».

Определяют «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносят  количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.

Объясняют  причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносят  звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь).

12

Гласные и согласные звуки

13

Гласные звуки и их обозначение буквами.

14

Слова с буквой Э.

 Различают звук (э) в словах и обозначают его на письме соответствующей буквой.

Находят в словах и обозначают на письме.

15

Слова с буквой Э.

16

Согласные звуки и их обозначение буквами

Находят в слове согласные звуки. Правильно произносят согласные звуки.

Различают согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Работают с памяткой «Согласные звуки русского языка».

Составляют предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком.

17

Согласный звук [й] и буква Й

Различают согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различают способы обозначения согласного звука [й'] буквами.                                                        знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й']. Используют  правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка).

18

Контрольное списывание

Соблюдают в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составляют предложения из слов.                 Составляют (устно и письменно) ответы на вопросы.

Употребляют заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.                                                    Пишут слова в предложении раздельно.

Буквы и, а, у после букв шипящих. Сочетания ЧК, ЧН (12 ч)

19

Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]

Различают непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

Находят в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирают примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применяют правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

20

Слова с сочетаниями ЖИ, ШИ

21

Слова с сочетаниями ЖИ, ШИ в ударных и безударных слогах.

22

Правописание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ.

23

Устное сочинение по серии картинок. Списывание текста.

Составляют предложений по картинке, объединяют их в текст.  Делят текста на части.

Соблюдают в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составляют предложения из слов.                 Составляют (устно и письменно) ответы на вопросы.

Употребляют  заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.                                                    Пишут слова в предложении раздельно.

24

Сочетания ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

Знакомятся с понятием «многозначные слова»; развивают речь; пополняют словарный запас учащихся. Различают непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

Находят в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирают примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применяют  правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

25

Правописание слов с сочетаниями  ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

26

Правописание слов с сочетаниями  ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

27

Правописание слов с сочетаниями  ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

28

Сочетания ЧК, ЧН

Различают непарные мягкие шипящие звуки. Находят в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирают примеры слов с такими сочетаниями.                                                  Соблюдают в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.).                                                     Работают с орфоэпическим словарём.          Применяют правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн.

29

Сочетания ЧК, ЧН

30

Диктант по теме «Буквы и, а, у после букв шипящих»

Соблюдают в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составляют предложения из слов.                 Составляют  (устно и письменно) ответы на вопросы.

Употребляют заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.  Пишут слова в предложении раздельно.

Алфавит (2 ч)

31

Алфавит, или азбука

Объясняют, где могут пригодиться знания об алфавите. Называют буквы правильно и располагают их в алфавитном порядке. Классифицируют буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определяют положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работают с памяткой «Алфавит». Располагают заданные слова в алфавитном порядке. Используют знание алфавита при работе со словарями.

32

Алфавит, или азбука

Слово и слог. Перенос слов(6 ч)

33

Слово и слог

Объясняют лексическое значение слова. Находят в тексте незнакомые слова.

Классифицируют слова по тематическим группам.

Распознают многозначные слова.  Делят слова на слоги. Определяют количество в слове слогов. Классифицируют  слова по количеству в них слогов.

Определяют ударение в слове.

Находят слова по заданной модели.

Сравнивают  модели слогоударной структуры слова и подбирают к ним слова.

Наблюдают за ролью словесного ударения. Различают ударные и безударные слоги. Наблюдают над разноместностью и подвижностью русского ударения.

Работают с орфоэпическим словарём, находят в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдают  в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивают  в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. Сравнивают слова по возможности переноса слов с одной строки на другую  (якорь,     (крот, улей, зима), Переносят слова по слогам.

34

Деление слов на слоги

35

Деление слов на слоги

36

Перенос слов

37

Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине.

38

Перенос слов

Предложение и текст (11 ч)

39

Предложение как единица речи

Отличают предложение от группы слов. Определяют границы предложения в деформированном тексте. Составляют предложения из слов. Определяют в тексте предложения, различные по цели высказывания; выбирают и обосновывают знаки препинания в конце предложения.

Выбирают знак для обозначения конца предложения. Обосновывают выбор знака препинания в конце предложения. Употребляют заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Пишут слова в предложении раздельно.

Соблюдают в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составляют (устно и письменно) ответы на вопросы.

Определяют границы предложения в  деформированном тексте, выбирают знак для обозначения конца предложения.

40

Знаки препинания в конце предложения

41

Главные члены предложения

Находят главные члены (основу) предложения.. Обозначают графически грамматическую основу. Различают и выделяют главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывают правильность выделения подлежащего и сказуемого. Различают слова, словосочетания и предложения. Анализируют схему и составляют по ней сообщение о главных членах

предложения.

42

Главные члены предложения

43

Контрольный диктант за 1 четверть

Соблюдают в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составляют предложения из слов.                 Составляют (устно и письменно) ответы на вопросы.

Употребляют  заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.  Пишут слова в предложении раздельно.

44

Общее понятие о тексте

Отличают текст от других записей по его признакам Осмысленно читают текст. Определяют тему и главную мысль текста. Соотносят текст и заголовок. Подбирают заголовок к заданному тексту. Составляют текст по заданной теме. Выделяют части текста и обосновывают правильность их выделения, заключение. Выбирают  ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передают устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создают устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной  коммуникативной задачей.

Составляют рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

45

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение

46

Структурные части текста-повествования

Работают с текстом: определяют  тему текста, подбирают к нему заголовок, определять части текста. Анализируют текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывают ответы.

47

Обучающее изложение зрительно воспринятого текста

Работают с текстом: определяют тему текста, подбирают к нему заголовок, определять части текста. Анализируют текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы.

Излагают письменно содержание текста.

48

Работа над ошибками, допущенными в изложении

Анализируют  свою письменную работу; работают  над ошибками.

49

Составление устного рассказа по картинкам

Работают с текстом: определяют тему текста, подбирают к нему заголовок, определяют части текста. Анализируют текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывают ответы.

Излагают письменно содержание текста.

Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначение на письме (9 ч)

50

Обозначение мягкости и твердости на письме гласными буквами.

Различают звуки и буквы. Осознают смыс-лоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознают  условные обозначения звуков речи. Сопоставляют звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдают модели слов (звуковые и буквенные), анализируют их.

Находят в слове согласные звуки. Правильно произносят согласные звуки. Различают согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работают  с памяткой «Согласные звуки русского языка».

Различают согласный звук [й'] и гласный звук [и].  Различают способы обозначения согласного звука [й'] буквами.  Различают твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объясняют, как обозначена мягкость согласных на письме. Работают с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти».

Определяют и правильно произносят мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различают твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объясняют, как обозначена мягкость согласных на письме.

Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объясняют причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирают примеры слов с мягким знаком (ь).

Переносят слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначают мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

51

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

52

Обозначение мягкости согласного в конце и в середине слова.

53

Обозначение мягкости согласного в конце и в середине слова.

54

Обучающее изложение

55

Правописание и перенос слов с мягким знаком.

56

Контрольный диктант по теме «Мягкие и твердые согласные звуки»

Проверка навыков правописания букв, обозначающих мягкость согласных звуков, раздельно писать слова с предлогами, ставить знаки препинания в конце предложения.

57

Работа над ошибками. Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и перенос слов с ь в середине.

Анализируют свою письменную работу; работают над ошибками.

58

Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

Рассматривают   репродукцию   картины   Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

Составляют рассказ по репродукции картины, используя опорные слова, записывают составленный рассказ.

Звонкие и глухие согласные звуки (5 ч.)

59

Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные.

Различают глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризуют согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивают  правильность данной характеристики. Правильно произносят звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

Определяют  на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносят произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находят в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различают проверочное и проверяемое слова.

Подбирают проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка трава, травушка; мороз — морозы, морозный).

Используют правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согл. звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объясняют правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Анализируют свою письменную работу; работают над ошибками.

Работают с текстом: определяют тему текста, подбирают к нему заголовок, определяют части текста. Анализируют текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывают ответы.

Используют  правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объясняют правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

60

Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов.

61

Способ проверки парных согласных на конце слова.

62

Способ проверки парных согласных на конце слова.

63

Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слова. Контрольное списывание.

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах (10ч.)

64

Ударение. Ударный и безударный слог.

Находят в слове гласные звуки. Объясняют особенности гласных звуков.  Правильно  произносят гласные звуки. Различают гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работают с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определяют «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объясняют причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносят звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определяют  качественную характеристику гласного  звука:  гласный ударный или безударный.

Излагают письменно содержание текста

Определяют безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находят в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различают  проверочное и проверяемое слова. Объясняют, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.

Подбирают проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава травы, травка).

Наблюдают над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Используют правило при написании слов с безударными гласным в корне.

Планируют учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определяют пути её решения, решают её в соответствии с изученным правилом.

Объясняют правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминают написание непро-веряемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Работают с орфографическим словарём учебника: находят слова с изучаемой орфограммой и проверяют написание слова по орфографическому словарю.

Оценивают свои достижения при выполнении заданий.

Подбирают примеры слов с изучаемой орфограммой.

65

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.

66

Особенности проверочного слова.

67

Особенности проверочного слова.

68

Проверка безударных гласных в двусложных словах.

69

Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

70

Проверка безударных гласных в двусложных словах. Текст и предложение.

71

Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными.

72

Обучающее изложение

Работают с текстом: определяют тему текста, подбирают к нему заголовок, определяют части текста. Анализируют текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывают ответы.

Излагают письменно содержание текста.

73

Работа над ошибками

Анализируют свою письменную работу; работают над ошибками.

Разделительный мягкий знак (7ч. )

74

Понятие о разделительном мягком знаке.

Наблюдают над произношением слов с разделительным ь. Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.

Различают слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Используют правило при написании слов с разделительным мяг. знаком (ь).

Составляют устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя); излагают письменно текст по вопросам.

Оценивают свои достижения при выполнении заданий.

75

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака.

76

Правописание слов с разделительным ь

77

Правописание слов с разделительным ь

78

Правописание слов с разделительным ь

79

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

80

Контрольный диктант за 2 четверть

Проверка навыков правописания слов с изученными орфограммами, раздельного на писания слова с предлогами, постановка  знаков  препинания в конце предложения.

Двойные согласные (3ч.)

81

Слова, в которых пишутся две одинаковые буквы.

Находят в слове согласные звуки. Правильно произносят согласные звуки. Различают согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работают с памяткой «Согласные звуки русского языка».

Составляют предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком.

Наблюдают над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Используют правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

82

Перенос слов с двойными согласными.

83

Перенос слов с двойными согласными.

Слово и предложение. Имя существительное (14 ч.)

84

Слово и предложение.

Отличают  предложение от группы слов, словосочетаний. Определяют границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определяют в тексте предложения, различные по цели высказывания; выбирают и обосновывают  знаки препинания в конце предложения.

Выбирают знак для обозначения конца предложения. Обосновывают выбор знака препинания в конце предложения. Употребляют заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Пишут слова в предложении раздельно.

85

Понятие о словах называющих предметы (имена существительные).

Соотносят  слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализируют схему «Части речи», составляют по ней сообщение. Находят в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Распознают имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывают отнесение слова к имени существительному. Объясняют лексическое значение слов — имён существительных.

Обогащают собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирают примеры таких существительных.

Классифицируют имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединяют их в тематические группы. Классифицируют имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединяют их в тематические группы.

Находят информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни).

Пишут с заглавной буквы имена собственные.

Определяют число имён существительных (единственное и множественное). Изменяют имена существительные по числам (книга книги). Работают с орфоэпическим словарём.

Определяют, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Правильно произносят  имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни).

Определяют грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывают правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицируют имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирают  из ряда имён существительных имя существит. с определённым признаком.

86

Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто?  и что?

87

Сочинение по картине И,Э. Грабаря «Февральская лазурь»

88

Работа над ошибками

89

Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных.

90

Обобщение знаний об имени существительном

91

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названия городов, деревень, улиц, рек.

92

Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных.

93

Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных.

94

Обучающее изложение.

Работают с повествовательным текстом: определяют его тему и главную мысль, подбирают заголовок к тексту, определяют части текста, составляют ответы на данные вопросы, записывают составленный текст в соответствии с вопросами. Проверяют текст.

95

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Анализируют свою письменную работу; работают над ошибками.

96

Диктант по теме «Имя существительное».

Проверка навыков правописания слов с изученными орфограммами, раздельного на писания слова с предлогами, постановка  знаков  препинания в конце предложения.

97

Работа над ошибками.

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками.

Глагол (9ч.)

98

Понятие о словах, обозначающих действие предметов (о глаголах).

Распознают  глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.  Обосновывают правильность отнесения слова к глаголу.                                            

Классифицируют  глаголы по вопросам.

Распознают глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определяют, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Рассматривают репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждают план предстоящего рассказа, составляют (под руководством учителя) по картине рассказ, записывают рассказ.

Определяют число глаголов, распределяют глаголы по группам в зависимости от их числа, изменяют глаголы по числам, приводят  примеры глаголов определённого числа, употребляют глаголы в определённом числе.                                                                                            Соблюдают в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов.

Раздельно писшут частицу не с глаголом (не кричать).

Определяют грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывают  правильность определения признаков глагола.

Определяют правильный порядок предложений, составляют текст, подбирают к нему название и записывают составленный текст.

Распознают текст-повествование.

Наблюдают над ролью глаголов в повествовательном тексте.

Составляют текст-повествование на предложенную тему, находят нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывают  ответ.

99

Слова, отвечающие на вопросы что делает? что сделают? (глаголы в единственном и во множественном числе)

100

Глаголы в единственном и во множественном числе.

101

Употребление глаголов в разных временных формах.

102

Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? что сделать?

103

Обучающее изложение

104

Упражнение в употреблении глаголов в речи.

105

 Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение.

106

Закрепление по теме: «Глагол».

Имя прилагательное (8ч.)

107

Понятие о словах, обозначающих признаки предметов (имена прилагательные).

Распознают имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. 

Анализируют  высказывания русских писателей о русском языке.

Выделяют из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводят примеры имён прилагательных.

Обосновывают правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Используют в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Обосновывают правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Определяют, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирают имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

Определяют число имён прилагательных, распределяют имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменяют прилагательные по числам.

Соблюдают литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

Самостоятельная проверочная работа

Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

Применяют умения писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему, распознавать изученные части речи.

Распознают текст-описание.

Наблюдают  над ролью имён прилагательных в тексте-описании.

Составляют текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы).

108

Различение слов отвечающих на вопросы какой? какая? какое?

109

Различение прилагательных в единственном и во множественном числе

110

Прилагательные, противоположные по смыслу, их употребление в речи.

111

Употребление прилагательных в речи.

112

Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.

113

Контрольное списывание.

114

Закрепление по теме:

« Имя прилагательное».

Предлог (7ч.)

115

Предлог как слово и его роль в речи.

Узнают предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употребляют предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.

Редактируют текст; восстанавливают деформированный повествовательный текст.

Находят части речи в различных словарях.

Распознают личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различают местоимения и имена существительные.

Обосновывают  целесообразность выбора языковых средств, соответствующих условиям общения (речевой этикет: слова благодарности)

116

Раздельное написание предлогов со словами.

117

Единообразное написание предлогов.

118

Составление устного рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста.

119

Проверочная работа.

120

Работа над ошибками.

121

 Речевой этикет. Слова благодарности.

Родственные (однокоренные слова) слова (9ч.)

122

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах.

Знакомятся  с признаками родственных слов. Работают  над развитием умения сравнивать слова Выделяют значимые части слова: введение понятия «корень». Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Находят  и исправляют ошибки; повторяют и закрепляют изученный материал. Выделяют значимых частей слова (корень, окончание). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Проверяют навыки правописания слов с изученными орфограммами.

123

Признаки однокоренных слов.

124

Признаки однокоренных слов.

125

Обучающее сочинение

Составляют текст-повествование на предложенную тему, находят нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывают ответ.

126

 Работа над ошибками. Правописание однокоренных слов

Анализируют свою письменную работу; работают над ошибками.

127

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Наблюдают над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Используют правило при написании слов с безударными гласным в корне.

128

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

129

Контрольный диктант за 3 четверть.

Проверка навыков правописания слов с изученными орфограммами, раздельного на писания слова с предлогами, постановка  знаков  препинания в конце предложения.

130

Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Однокоренные (родственные) слова».

Анализируют свою письменную работу; работают над ошибками.

Безударные гласные в корне (5ч.)

131

Способы проверки безударных гласных в корне.

Определяют безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находят в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различают проверочное и проверяемое слова. Объясняют, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.

Подбирают  проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава травы, травка).

Наблюдают над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Используют правило при написании слов с безударными гласным в корне.

Планируют  учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определяют пути её решения, решают её в соответствии с изученным правилом.

Объясняют правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминают написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Работают с орфографическим словарём учебника: находят слова с изучаемой орфограммой и проверяют написание слова по орфографическому словарю.

Оценивают свои достижения при выполнении заданий.

Подбирают примеры слов с изучаемой орфограммой.

132

Распознавание проверочных слов и слов, которые нужно проверять. Подбор однокоренного  проверочного слова

133

Проверка в написании слов  с безударными гласными в корне.

134

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.

135

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.

Парные звонкие и глухие согласные в корне (6 ч.)

136

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.

Различают глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризуют согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивают правильность данной характеристики. Правильно произносят  звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

Определяют на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносят произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находят в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различают проверочное и проверяемое слова.

Подбирают проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка трава, травушка; мороз — морозы, морозный).

Используют правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согл. звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объясняют правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Анализируют свою письменную работу; работают над ошибками.

Работают с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определяют части текста. Анализируют текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы.

Используют правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объясняют правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Сопоставляют приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

137

Проверка парных согласных в корне путем подбора однокоренных слов.

138

Обучающее изложение по опорным словам. Проверка парных согласных в корне.

139

Проверка парных согласных  и безударных гласных в корне.

140

Диктант по теме: «Правописание парных согласных и безударных гласных в корне слова».

Проверка навыков правописания слов с изученными орфограммами, раздельного написания слова с предлогами, постановка  знаков  препинания в конце предложения.

141

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Анализируют свою письменную работу; работать над ошибками. Используют правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объясняют правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Предложение (5ч.)

142

Подлежащее и сказуемое -  главные члены предложения.

Отличают предложение от группы слов. Определяют границы предложения в деформированном тексте. Составляют предложения из слов. Определяют в тексте предложения, различные по цели высказывания; выбирают и обосновывают знаки препинания в конце предложения.

Выбирают знак для обозначения конца предложения. Обосновывают выбор знака препинания в конце предложения. Употребляют заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Пишут слова в предложении раздельно. Находят главные члены (основу) предложения.. Обозначают графически грамматическую основу. Различают и выделяют главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывают правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализируют схему и составляют по ней сообщение о главных членах

предложения.

143

Связь слов в предложении.

144

Сочинение по серии картинок.

145

Работа над ошибками. Связь слов в предложении.

146

Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи.

Повторение (24ч.)

147

Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи.

Характеризуют звуки. Делят слова на слоги, в том числе и для переноса на другую строку. пользуются алфавитом ( в учебных целях). Сопоставляют и сравнивают части речи по значению и роли в предложении. Определяют в словах наличие изученных орфограмм (заглавная буква в начале предложения и в именах собственных; жи, ши,  ча, ща, чу, щу, чк, чн; безударные гласные в корне; парные глухие и звонкие согласные в корне). Анализируют текст с точки зрения наличия в нем орфограмм. Списывают тексты из учебника, определяя в них роль изученных частей речи. Пишут тексты под диктовку и по памяти, контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки. Делят текст на части. Воспроизводят текст по вопросам. Составляют текст по картинкам и по плану. Озаглавливают его. Анализируют  свой текст и находят смысловые ошибки.

148

Обобщение знаний об алфавите.

149

Обобщение знаний об ударении.

150

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

151

Обобщение правил переноса слов с ь и буквой й в середине слова.

152

Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

153

Слова с сочетаниями чк, чн.

154

Сочинение по серии картинок и готовому плану.

155

 Работа над ошибками.

156

Повторение сведений о существительном,  прилагательном, глаголе.

157

Повторение сведений о существительном,  прилагательном, глаголе.

158

Обучающее изложение.

159

Работа над ошибками.

160

Контрольное списывание.

161

Правописание безударных гласных в корне.

162

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне.

163

Итоговый контрольный диктант.

164

Работа над ошибками.

165

Обобщение знаний об имени существительном.

166

Обобщение знаний об имени прилагательном.

167

Обобщение знаний о глаголе.

168

Правописание слов с орфограммами в корне.

169

Правописание слов с орфограммами в корне.

170

Правописание слов с орфограммами в корне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....