Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс "Изменение имён прилагательных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кузнецова Галина Михайловна

Данный урок разработан в соответствии с рабочей программой «Школа России», русский язык 4 класс. Учащимся уже знакомо, что такое имя прилагательное, склонение имен прилагательных (род, число, падеж). На уроке предстоит закрепить полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass_1.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс на лучшую методическую разработку

Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 22 ОАО «РЖД» города Улан-Удэ

Наименование номинации:

технологические карты/конспекты  уроков по реализации ФГОС

Тема работы

 «Изменение имен прилагательных по падежам»

Форма: групповая игра

Автор:

Кузнецова Галина Михайловна,

Учитель начальных классов, соответствие

2021 г

Нестандартный урок русского языка в 4 классе  по теме

 «Изменение имен прилагательных по падежам»

Пояснительная записка

Данный урок разработан в соответствии с рабочей программой «Школа России», русский язык 4 класс. Учащимся уже знакомо, что такое имя прилагательное, склонение имен прилагательных (род, число, падеж). На уроке предстоит закрепить полученные знания.

Цель: в игровой форме повторить и обобщить знания, полученные в результате изучения темы «Изменение имен прилагательных по падежам».

Задачи урока:

  1. Совершенствовать навык правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского, среднего рода. Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, как части речи, его изменении по родам, числам и падежам.
  2. Развивать орфографическую зоркость учащихся.
  3. Продолжить работу по развитию речи учащихся, активизации словаря; воспитывать чуткое и внимательное отношение к слову.
  4. Формировать навыки работы в группе, учить самостоятельно, планировать свою деятельность.
  5. Развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться.

Планируемые предметные результаты:

Формируемые УУД:

1. Предметные: а) обобщить и систематизировать знания учащихся о падежных формах склоняемых частях речи, их морфологических признаках; научить находить начальную форму;

 б) установить глубину и прочность усвоения пройденного материала учащимися;

2. Личностные: а) воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению; внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей;

б) воспитывать любовь и уважение к родному языку;

3. Метапредметные: а) развивать практические умения: работать по алгоритму индивидуально и в группах;

б) развивать орфографическую зоркость, словесно - логическое мышление;

 в) развивать творческие способности детей (воображение, наблюдательность, память).

Используемые технологии: личностно – ориентированные, информационные, здоровьесберегающие,  проблемно-развивающие.

Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.

Форма работы: индивидуальная, работа в группах

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Возраст участников: 10лет, 4 класс

Оборудование: тетрадь, карточки с пословицами, карточки с заданиями, жетоны, фишки: черный камень, зеленый квадрат, цветок, мультимедийное оборудование.

Ход урока

  1. Организационный момент

Снег летает и сверкает  

В золотом сиянье дня

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок

Начинаем наш урок.

Учитель: Откройте тетради, запишите дату урока.

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я предлагаю вам свою коллекцию заморочек.

  1. Актуализация знаний.

Словарная работа

Учитель: Назовите лексическое значение слова КОЛЛЕКЦИЯ. (Систематизированное собрание предметов). У нас  с вами это задания.

Сколько в слове букв? Сколько в слове звуков? Почему?

Какая это часть речи?

Что вы можете о ней рассказать?

Что означает слово ЗАМОРОЧЕК? Образовалось от слова «морочить», что означает вводить в заблуждение, обманывать.

Какие орфограммы встретились в словах?

Вывод: Коллекция заморочек – это задания, способные запутать человека.

  1. Постановка учебной задачи

Учитель: Я прочитаю загадку, а вы определите, на какую тему собраны заморочки.

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое сильное, самое звучное,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое

Оно уменьшительное или ласкательное

Ещё называют его ……. (прилагательное)

Для уточнения выполним экспресс - тест.

Найдите ключевое слово по буквам угаданных ответов (Карточка 1)

1.Что обозначает имя прилагательное?

А) Предмет            С) признак предмета          В) действие предмета

 2. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

Т) кто? что?          Л) что делает?          К) какой? Какая? какие?

3.Как определить род прилагательного?

М) по вопросу          Л) по существительному связанному с ним

4. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

А) ая,  яя          О) ое, ее          И) ый, ий, ой

5.Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

Т) главным           Н) второстепенным

6.Как изменяется имя прилагательное?

А) по родам и числам           Е) по родам, числам, падежам           О) по падежам

7.С чем связано прилагательное в предложении?

Н) с существительным          Т) с глаголом            С) с наречием

8. Прилагательных больше всего в текстах –

А) повествования          И) описания           Е) рассуждения

9. Прилагательное это:

О) часть слова            И) член предложения            Е) часть речи

Учитель: Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)

Группа, правильно выполнившая задание получает жетон.

Учитель: Что такое склонение?

Итак, над чем мы будем с вами работать, сформулируйте цель нашего урока.

(ответ детей: Будем работать над изменением имени  прилагательного по падежам)

  1. Первичное закрепление. Типовые задания.

Тренировочные упражнения (на экране)

Чистописание.

Учитель: в моей коллекции заморочек есть такая строчка:

ая, ое,  яя, ой, ие, ый, ее, ий, ые

Что напоминает эта строка?

Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке:

1 группа – м.р.

2 группа – ср.р.

3 группа – ж.р.

4 группа – мн.ч.

Расскажите об окончаниях и определите вид соединений.

Учитель: Следующее задание из моей коллекции состоит в том, чтобы дописать окончания в имена прилагательные, определить их род и падеж (карточка 2)

1 гр.– со снежн…  погодой, на ранн…  зиму, по зимн…  лесу

2 гр. – с сильн…  морозцем, на снежн…  человека, в зимн…  скверике

3 гр. – с сильн…  ветром, в морозн…  денечки, от мокр…  снега

4 гр. – к хмур…  тучам, в трескуч…  мороз, зимн…  ночью

Проверка работы, выдача жетонов.

В этих словосочетаниях выделите  все известные вам орфограммы.

(на экране стихотворение Ивана Бунина)

Учитель: Прочитайте стихотворение Ивана Бунина. Он попытался запутать, заморочить головы своим читателям. Что в нём не так?

Густая зеленый ельник у дороги,

Глубокая пушистый снега.

В них шел олень, могучая, тонконогие,

К спине откинув тяжкий рога.

Учитель: Исправьте ошибки, выделите окончания.

Проверка работы, выдача жетонов.

Учитель: Что нужно помнить о написании падежных окончаний имен прилагательных?

  1. Физминутка

Физминутка в моей коллекции тоже необычная. Нужно определить часть речи. Если услышите прилагательное – вставайте, если услышите существительное – садитесь

Столовая посуда

Школьная столовая

Учительская закрыта

Учительский журнал

Пришел больной

Больной палец

Зашел полицейский

Полицейский участок

Дежурный по классу

  1. Первичное закрепление. Конструктивные задания.

В следующем задании даны слова, из которых надо составить предложение, добавив в него прилагательные (карточка 3)

1 гр. – метель, началась, вдруг   (сильная)

2 гр. – облако, плыло, низко, над землёй     (белое)

3 гр. – посыпалась, с неба, крупа     (колючая)

4 гр. – звезды, сверкают,  на небе     (яркие)

Проверка работы, выдача жетонов.

Учитель: Разберите предложения по членам предложения. Каким членом предложения является прилагательное?

«Собери пословицу» следующая заморочка. Объясни её смысл  (карточка 4)

Зимой, летом, хлеб, снег, глубокий, высокий.

Проверка работы, выдача жетона.

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Проблемные задания.

Последняя заморочка заключается в том, чтобы вы попробовали написать коллективное сочинение на тему «Зимняя природа» по началу и плану:

(на экране картина пейзаж «Зимняя природа»)

Начало: Настали чудесные, солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное.

1группа – небо, воздух

2 группа – зимний лес

3 группа – земля, покрытая снегом

4группа – животные зимой

Конец: Весной спящая красавица-природа проснется.

В работе используйте карточки - помощницы:

НЕБО – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, раскинулось шатром.

ВОЗДУХ – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, жжёт, колется.

ДЕРЕВЬЯ – большие, красивые, нарядные, могучие, гордые, пушистые ветки, снежная кайма, белая бахрома, жемчужным инеем, лес окаменел.

ЗЕМЛЯ – покрыта снегом, великолепным ковром, блестит на солнце, снежные пригорки, густым ковром, искрящийся на солнце, тёплое покрывало, снег, как соль, рассыпчатый.

ЖИВОТНЫЕ – спрятались от холодов, спят насекомые, питаются ветками и корой, охотятся на …

Проверка работы, выдача жетонов.

  1. Подведение итогов

Учитель: Коллекция моя  закончилась, подходит к концу и урок.

По какой теме мы сегодня работали? Что нового узнали? Чему научились?

Посчитайте жетоны, и мы определим, какая группа сегодня работала на «отлично». Выставление оценок.

  1. Домашнее задание: упр. 8 стр. 57
  2. Рефлексия

А заканчивается моя коллекция притчей:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А ты что делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал так, как первый человек – поднимите чёрный камень

-Кто работал добросовестно – зелёный квадратик

- Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – цветок.

Спасибо за работу!

Список литературы

  1. Аркадьева О.М. Употребление падежей в речи. — М.: МГУ, 2005. — 126с.
  2. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. — 2007.- №5. — С.26-27
  3. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. — М.: Просвещение, 2008.- 321с
  4. Из трудов АА. Шахматова по современному русскому языку (Учение о частях речи). — М.: Госпедиздат, 2012.- 270с.

5.         Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. — М.: Просвещение, 2011.-415с.

 6.       Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 2012.- 276с.

 7.       Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 4 класса четырёхлет. нач. шк. -М.: Просвещение, 2016.-231с.

 8.       Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И. Панова. — М.: Молодая гвардия, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК Перспектива 3 класс Технологическая карта урока по русскому языку Изменение имен существительных по падежам

Цель деятельности учителя: ознакомление с падежами имен существительных;формирование умений изменения имен существительных по падежам;Планируемые результаты:Предметные: - познакомить с падежами имен с...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по падежам"

Урок русского языка в третьем классе "Изменение имён прилагательных по падежам" разработан по УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС НОО. На данном уроке предполагается работа в ...

Технологическая карта урока по русскому языку «Род имён существительных» (УМК Перспектива, 3 класс)

Тип урока: урок общей методологической направленности.Цель урока: формирование представления о роде имён существительных, у которых трудно определить род, развитие умения работать со статьей в толково...

Технологическая карта урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и Предложный падежи. Дательный и Творительный падежи" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения распознавать имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном, дательном и творительном падежа...