Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Галина Петровна Егорова

Знакомство с частью речи «Наречие» и ее значением; развивать умение распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_4_kl._russkiy_yazyk.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема:  Наречие

Цели:  познакомить с частью речи «Наречие» и ее значением; развивать умение распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

познавательные (п.) – умение выделять орфограммы; выдвижение гипотез и их аргументирование; умение выполнять логические операции сравнения и синтеза; коммуникативные (к.) – выбор средств для успешного решения коммуникативной задачи; умения сотрудничать с другими людьми, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; регулятивные (р.) – определение цели учебной деятельности с помощью учителя;

личностные (л.) – уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.


Технологическая карта урока русского языка в 4-м классе

Этапы

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап. Организационный момент

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок. (слайд 1,2)

- Каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. Я думаю, искренняя улыбка – отличное средство, чтобы поднять себе настроение. Желаю вам успехов и творческих удач!

Приветствуют учителя и настраиваются  на урок.

Личностные:

- самоопределение;

- ориентация на успешную учебную деятельность.

        2 этап.

Актуализация знаний.

Цель: повторить словарные слова

Организует фронтальную работу, вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Словарная работа (слайд 3).

- Какая работа нам предстоит?

Выполнение работы учащимися. (фронтальная работа)

Сделайте  вывод.

Работают с информацией. Слушают. Читают. Участвуют в обсуждении. Высказывают собственное мнение и аргументы.

- Вставить пропущенные буквы в словарные слова.

- Все слова с непроверяемым написанием, правописание этих слов нужно запомнить, в случае затруднения  обратиться к словарю.

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: анализировать,

делать умозаключение,

- построение логической цепи рассуждений,

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

3 этап.

Постановка проблемной ситуации.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения

Организует фронтальную работу, вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

(слайд 4)

- Продолжаем работать с этими словами. Посмотрите внимательно, что мы должны сделать?

- Что обозначают слова каждой группы?

- На какие вопросы они отвечают?

- Какие грамматические признаки имеют?

- Какие слова остались, что общего у этих слов?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Попробуйте определить, что они обозначают: признак или действие.

Выявляют место и причину затруднения.

- Записать слова в 3 столбика по частям речи.

-Обозначают предметы, признаки предметов, действия предметов.

-Как? Где? Когда?Куда?

-Наречие обозначает признак  действия.

Личностные:  учебно-познавательный интерес.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.

4 этап.

Постановка темы и цели урока.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Просит выдвинуть предположения о теме предстоящего урока .

Побуждает к планированию УД.  

- С какой частью речи мы сегодня познакомимся? (слайд 5)

- Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Что вы хотите узнать об этой части речи? (слайд 6)

- Для того, чтобы ответить на все вопросы, поработаем в группах. (учащиеся делятся на 4 группы)

Согласовывают тему урока, ставят цель.

Определяют  средства достижения цели.

-Познакомимся с наречием.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:  построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:  адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

5 этап.

Освоение нового материала.

Цель:  построение и фиксация нового знания, организовать обсуждение типовых затруднений и воспроизведение во внешней речи формулировки способов действий, вызвавших затруднение.

Организует  исследовательскую работу в группах, вовлекает учащихся в обсуждение.

- У каждой группы на столах лежит лист с «Алгоритмом изучения части речи» (слайд 7) и маршрутный лист. (см. Приложение №1,2) Эти 2 листа вы будете заполнять по ходу своих открытий. Будете двигаться пошагово, от пункта к пункту, пользуясь алгоритмом.

Прочитайте предложение на своем маршрутном листе, найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы, запишите выделенные слова вместе с вопросами.

- Какой частью речи являются выделенные слова?

- На какие еще вопросы может отвечать наречие? (слайд 8)

- Обратимся к предложениям на слайде. (слайд 9) Прочитайте их без наречия, а теперь с наречием.

- Что заметили? Изменилось ли предложение?

- Как вы считаете, какую роль выполняют наречия в нашей речи?

- Писатель Максим Горький сказал о наречиях: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

- Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием». Русские грамматисты назвали ее точно также.

- Вы догадались почему?

- Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

- Чтобы найти наречие, нужно найти глагол и поставить от него вопрос.

Работают в группах с информацией. Участвуют в обсуждении, в исследовательской деятельности. Высказывают собственное мнение и аргументы.

1 группа - где? впереди, когда? вечером

2 группа - как? неохотно, как? несмело

3 группа - как? косо, где? вдали

4 группа - как? свежо, как? морозно, как? вкусно

- Наречием.

 

- Потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его.

- Если глагол обозначает действие, значит наречие будет обозначать признак этого действия.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,  учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Коммуникативные:  участвуют  в учебном диалоге.

Регулятивные:  проговаривать наречия.

6 этап.

Физминутка

Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся и развития фонетических, лексических навыков на уроке коми языка через использование физминуток.

Показывает движения.

(слайд 10)

- Слова какой части речи вы услышали в этом стихотворении?

Повторяют движения за учителем.

- Наречие.

7 этап

Первичное закрепления.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях, научиться использовать наречия в разных речевых ситуациях.

Организует работу в группах.

Обеспечивает контроль  за выполнением задания.

- Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

Работаем в группах, задание на маршрутных листах.

- Понаблюдайте и обсудите в своей группе:

1 группа – изменится ли форма наречия, если оно связанно с глаголами разного числа;

2 группа - изменится ли форма наречия, если оно связанно с глаголами разного рода;

3 группа - изменится ли форма наречия, если оно связанно с глаголами разного времени;

4 группа - изменится ли форма наречия, если оно связанно с глаголами разного лица и числа;

-Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали? (слайд 15)

Заполняется 5 пункт (алгоритм изучения части речи).

-Как вы думаете, каким членом предложения является наречие?

-Разберите предложение (записанное на маршрутном листе) по членам предложения и по частям речи. (работа в группах)

- Каким членом предложения  является наречие?

- Сформулируйте  правило, что такое наречие, пользуясь алгоритмом изучения части речи.

Самостоятельная работа.

- Вы много работали на уроке в группах, а теперь каждый поработает самостоятельно.

Работа с карточками.

- Замените фразеологизм одним словом – наречием. (см. Приложение №3)

(например: работать спустя рукава – небрежно)

Проверка. (фронтальный опрос)

Работают в группах.

Проверка по группам: (слайды 11,12,13,14)

- Обстоятельством  места, времени, образа действия.

- Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы: Где? Куда? Как? Когда? Откуда? в предложении является обстоятельством.

Регулятивные: осуществляют действие по образцу и заданному правилу.

Коммуникативные: участвуют в составлении предложений с использованием наречий.

Познавательные:  осознанное построение речевого высказывания.

8 этап.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, подведение итогов.

Организует  рефлексию и самооценку  учениками собственной учебной деятельности.

- А сейчас, для того, чтобы выразить мысли и чувства, которые вызвал у вас сегодняшний урок, предлагаю составить вам синквейн.

- Что такое синквейн?

- Напомню правила составления этого нерифмованного стихотворения.

(слайд 16)        

Работа в группах. Проверка каждой группы. Образец синквейна по теме на слайде.

(слайд 17)

Перед вами слайд с заполненным алгоритмом изучения части речи.

(слайд 18)

 Проверьте правильность каждого пункта знаками + -,оцените работу своей группы в целом.

- Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок? Закончите предложения.

 (слайд 19)

Оцените свою работу, напишите букву Я на ступени, соответствующей уровню ваших знаний по теме (у каждого карточка-лесенка).

(слайд 20)

- Ребята, расскажите о своих ощущениях на этом уроке, используя наречия.

А мне работать с вами было увлекательно.

- Я хочу прочитать  вам такое стихотворение:

Если будет вам желательно

Действие или признак пояснить.

Это значит: нужно обязательно

Вам наречие на помощь пригласить!

-Нам сегодня не встретились на уроке наречия, которые поясняют имена прилагательные. Такие наречия мы будем изучать на следующих уроках, наречия, обозначающие признак признака.

Самооценка учениками собственной учебной деятельности.

- Слово французское, в переводе означает «стихотворение их пяти строк».

- Хорошо, интересно, комфортно,познавательно.

Личностные:  самооценка на основе критерия успешности.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

9 этап.

Домашнее задание.

Программный уровень – выписать из орфографического словаря (в конце учебника) все наречия, составить и записать предложения с ними, поставить к наречиям вопросы.

Уровень повышенной сложности – найти и выписать из литературных произведений 3-5 предложений, найти наречия, подчеркнуть их и указать их роль в предложении.

Директор МОУ «Гимназия №1» г. Воркуты                                                                К.Ф. Степанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Классификация слов по способу образования"технологическая карта урока по русскому языку . 2 класс

УМК "Школа 21 век" Тема: "Классификация слов по способу образования"...

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по ФГОС

Технологическая карта урока позволяет учителю четко отслеживать как и на каком этапе урока развиваются различные  универсальные учебные действия. Подробно разьяснена деятельность учителя и деятел...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа XXI век" ФГОС

Класс:  2 «Б» классПредмет:  Русский языкИспользуемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК Тема урока: Правописание суффиксов имён существительных: -ик-,...

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс ПНШ

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Четко прописаны результатаы, к которым должен стремиться педагог....

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"

технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...