Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе "Лексическое значение слов. Многозначные слова" программа "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Одышева Ирина Ивановна

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Лексическое значение слов. Многозначные и однозначные слова.

Цель: Систематизировать знания о многозначных и однозначных словах. Формировать умение распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать со словарем.

Задачи урока:

Предметные:

  • создать условия для  формирования  представлений детей о многозначных и однозначных словах;
  • обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение  слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные:  учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи

Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, проектор, презентация, карточки  для групповой  и парной работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Лексическое значение слов. Многозначные и однозначные слова.

Цель: Систематизировать знания о многозначных и однозначных словах. Формировать умение распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать со словарем.

Задачи урока: 

Предметные:

  • создать условия для  формирования  представлений детей о многозначных и однозначных словах;
  • обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение  слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные:  учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи

Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, проектор, презентация, карточки  для групповой  и парной работы.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент

Слайд 1

- Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!

Учащиеся настраиваются на урок.

2

Минутка чистописания.

Слайд 2

Слайд 3

- Начнем  урок с минутки чистописания. Для чего нужно уметь красиво и правильно писать?

- Откройте тетрадь, запишите число, выполните задание для минутки каллиграфии:

На презентации слайд с переплетёнными буквами.
Вопрос. Назовите буквы, которые здесь спрятались?
Вопрос. На какие две большие группы делятся буквы?
Задание. Записать 2 цепочки: первая – из гласных, вторая – из согласных.

Уеи, уие, еуи, еиу, иеу, иуе.
Жтхщч, жхтщч и т. д.

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Пишут число, классная работа

Ответ. Ж, т, х, у, е, щ, ч, и.

Ответ. Гласные и согласные.

Дети выполняют задание.

3

Актуализация и самоопределение к деятельности.

Слайд 4

Слайд 5

  1. Словарная работа. Работа в парах.

«Мозговой штурм»

Сегодня словарную работу мы проведем необычно.

Найдите зеленую карточку с заданием.

Попробуйте узнать слово по его лексическому значению.

1. Тетрадь из плотных листов для рисунков.

2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.

3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.

—  Что можно сказать об этом слове?

—  Найдите это слово в орфографическом словаре.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

—  Составьте предложение со словом альбом, запишите.

—  Запомните, как пишется это слово.

  1. Определение темы урока и постановка целей.

- Попробуйте определить тему нашего урока.

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Выполняют задания учителя.

Читают значения слова.

Ответ: альбом.

Это многозначное слово.

Записывают слово в тетрадь

Составляют и записывают предложение.

- Тема урока : Многозначные слова. Будем учиться находить многозначные слова.

4

Работа по теме урока

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

1. Постановка проблемы.

- Давайте вспомним стихотворение Ирины Токмаковой, которое мы учили во втором классе.

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

Я повторяю снова —

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет —

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

Можно ли «ПЛИМ» назвать словом? Докажите свою мысль.

Существуют ли слова, которые не имеют лексического значения?

- А сколько значений может быть у слов?

- Как называются слова, которые имеют много значений?

- Как называются слова, которые имеют одно значение?

2. Открытие детьми новых знаний.

- Разгадайте ребус, который вы видите на слайде. Какое слово у вас получилось?

- Что обозначает слово ЛУК?

- Сколько значений имеет слово? Как его можно назвать?

- Где можно узнать лексическое значение слова?

3. Исследовательская работа в группах со словарем.

Задание  для групп.

  1. Объясните значение слова.
  2. Найдите  слово в толковом словаре.
  3. Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.
  4. Составьте предложения, употребив различные значения слова.
  5. Какие слова называются многозначными?
  6. Докажите правильность своего ответа.
  7. Подготовьте отчёт о работе по плану.
  8. 8) Выберите выступающего, оформите отчет в специальном бланке. (Приложение 2)

Слова для групп

Группа № 1 «ВСЕЛЕННАЯ»

Группа №2 «ГЕРОЙ»

Группа № 3 «ОБЕД»

Дети рассказывают стихотворение.

Отвечают и доказывают свою мысль.

Не существует таких слов.

- Одно или несколько.

- Такие слова – многозначные

- Однозначные.

- Это слово – ЛУК

- лук, который едят

- лук, которым стреляют

- Это многозначное слово.

- В толковом словаре.

Класс делится на группы.

Группы получают задание и выполняют его.

5

Физминутка

Слайд 10

Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть по шире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физкультминутка, как зарядка.

6

Работа по учебнику.

Откройте учебник на странице 41, найдите упражнение 66.

- Прочитайте задание. Объясните, что вам нужно сделать.

- Выполните задание.

Проверка выполненной работы

- Какое слово вы выбрали? Назовите его лексическое значение.

Учащиеся читают задание и выполняют его самостоятельно.

Несколько человек отвечают на вопросы учителя.

7

Рефлексия

Слайд 11

(Работа в парах.)

—  Пользуясь толковым словарём, разделите слона на две группы: 1) однозначные; 2) многозначные.

Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша, заря.

—  Проверим задание, которое вы выполняли.

Дети выполняют задание

8

Подведение итогов урока.

Слайд 12

Метод «Ромашка». 

Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

- Что такое лексика?

- Что такое лексическое значение слова?

- Какие слова называются однозначными?

- Какие слова называются многозначными словами?

- Где можно найти лексическое значение слова?

- Как вы оцените свою работу на уроке?

Выставление оценок.

Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

9

Домашнее задание

Стр. 40, упражнение 65.

Записывают в дневник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Минутка чистописания Ж е у щ и m х ч

Слайд 4

Альбом

Слайд 5

Многозначные слова

Слайд 7

С л о в а однозначные многозначные

Слайд 9

Лук

Слайд 11

Рефлексия Однозначные : верста, гимн, коллектив, просткваша . Многозначные : журавль, заря, мышь

Слайд 12

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Узнайте слово по его лексическому значению.

  1. Тетрадь из плотных листов для рисунков.
  2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.
  3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.

Узнайте слово по его лексическому значению.

  1. Тетрадь из плотных листов для рисунков.
  2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.
  3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.

Узнайте слово по его лексическому значению.

  1. Тетрадь из плотных листов для рисунков.
  2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.
  3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

БЛАНК ОТВЕТА.

Мы работали со  словом  ____________________________

Это слово имеет _________________________значений, значит оно ______________________________. Перечислить значения этого слова.

Мы составили следующие предложения

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

      Вывод: Многозначными называются слова, которые   _________________________________________________.

Наша группа справилась с заданием ________________

                                                (отлично, хорошо, удовлетворительно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"...

Конспект урока русского языка во 2 классе Тема: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК «Школа России»

Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Задачи:1)      развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова...

Конспект урока русского языка в 4-м классе «Состав слова». УМК "Школа России".

Урок по технологии критического мышления, здоровьесберегающей технологии, технологии оценивания на системно-деятельностной основе обучения....

План- конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Слово и его значение"

План-конспек турока русского языка в 1 классе на тему: "Слово и его значение"...

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....