Открытый урок по письму и развитию речи. Тема:Упражнение в правописании имён собственных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

В данном конспекте урока предложены различные задания и упражнения по теме: "Правописании имён собственных", для детей с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_pismu_i_razvitiyu_rechi.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма и развития речи

Тема.   Упражнение в правописании имён собственных.

Цель. Обобщение и закрепление знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.

Задачи.

1.Коррекционно-обучающие: совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

2.Коррекционно-развивающие: развитие мышления, памяти, монологической речи, формирование орфографического навыка, расширение кругозора учащихся, развитие творческих способностей учащихся.

3.Коррекционно-воспитательные: воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии, любви к родному краю, к животным.

Оборудование: учебник  А.К.Аксёнова ,Н. Г. Галунчикова. Русский язык  Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2002; презентация; конверты с карточками для самостоятельной работы; карточки с изображением словарной работы.

Ход урока

  1.  Организационный момент.  (Слайд  1)

Прозвенел звонок! Начинаем наш урок письма и развития речи. Доброе утро всем присутствующим в этом классе.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение.  Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Улыбка согреет всех своим теплом и улучшит настроение. А хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей. Сегодня к нам на урок пришёл гость из старших классов, зовут его Глобус Матвеевич, чтобы убедиться в том, что мы готовы к переходу в пятый класс и приготовил нам несколько игр и заданий. Ну, что ребята, справимся? ( Да)

II.  Сейчас  мы начнём работать в тетрадях, поэтому проведём пальчиковую  

      гимнастику

К Кате гости прибежали (бежим пальчиками по столу)

Все друг другу руки жали

Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательный пальчики)

Здравствуй Жанна, (большой и средний)

Рад Серёжа, (большой и безымянный)

Рада Снежана (большой и мизинец).

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже всем на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки.

III. Словарная работа  (Слайд 2)

Загадки (на картинках):

1.   Непоседа пёстрая,

      птица длиннохвостая,

      птица говорливая,

      самая болтливая.

      Верещунья белобока,

       а зовут её …   (Сорока)

2.   Чик – чирик!

      К зёрнышкам прыг!

      Клюй не робей!

      Кто это? …(Воробей)

3.  Проживает во дворе,

    В личном доме – конуре.

    И на всех, кого не знает,

   То рычит она, то лает.  (Собака)

4.   Маленький, беленький,

      По лесочку прыг – прыг!

      По снежочку тык – тык!    (Заяц)

5.  Угадать её легко,

     Чтобы было молоко,

      В поле щиплет травку снова

      Кто мычит скажите?     (Корова)

6.   Кар – кар – кар!

      Кар – кар – кар!

      Вот и весь репертуар.

      Оглашает крону клёна

      Своим пением …     (Ворона)

(Подведение к теме урока)

- На какие группы можно разделить записанные слова?

Птицы и животные

- Образуйте от названий птиц – фамилии, а животным придумайте клички.

Например: Сорокин, Воробьёв, Воронина, Рекс, Бурёнка, Косой.

- Кто из вас догадался, как называется тема нашего урока?

- Большая буква в именах собственных

IV. Сообщение темы и целей урока  (Слайд 3)

V. Игра «Путаница» (Слайд 4)

Цель. Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями

Например:

кошка                             Горлач

конь                                Мурка

петух                              Фунтик

поросёнок                       Ветерок

Дети записывают на доске и подчёркивают простым карандашом заглавную букву в кличках животных.

ВЫВОД – клички животных всегда пишутся с большой буквы.

- Почему животным дали такие клички?

 ( конь – быстрый как ветер,

  петух – громко кричит,

кошка – ласково мурлычет,

поросёнок – маленький, просил деньги для бездомных поросят)

VI. Физкультминутка    (Слайд 5)

Мы ребята потрудились

На уроке мы учились.

Не пора ли нам размяться

И немного посмеяться?

Превратимся в зайчиков!

Приседайте, мальчики,

Приседайте, девочки.

Девочки – припевочки.

Потрясём теперь руками,

Наши пальчики устали,

И наклоны нам полезны –

Физкультуре будем верны.

Мы немножко отдохнули

Очень глубоко вздохнули,

Косточки свои размяли

И учиться снова стали.

VII. Работа с текстом  (Слайд 6) 

Мы продолжаем упражняться в правописании имён собственных.

- С какой буквы пишем имена собственные?

С большой

- Давайте вспомним правила записи предложения

(Начинаем писать предложение с большой буквы, в конце ставим точку)

ТЕКСТ

Мы живём на планете …(картинка) Земля.

Наша страна …(картинка) Россия.

Очень любим свой город…(картинка) Курск.

Он стоит на реке …(картинка) Сейм.

- Почему названия планет, стран, городов, рек пишутся с большой буквы?

Это имена собственные

- А мы знаем, что название планет, стран это тоже имя.

ВЫВОД – название городов, стран, рек – это имена собственные. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.

VIII.  (Слайд 7)

Познавательный рассказ учителя о городе.

Курск – это старый город. Ему 984 года. В нашем городе есть театры, музеи, красивые парки, скверы, церкви. Наш курский край богат лесами, в которых водятся кабаны, барсуки, косули. Но главный  символ  нашего края – СОЛОВЕЙ. Любите наш край, нашу малую Родину, храните её и гордитесь тем, что мы куряне.

IX. Фотографии мам  

- Вот мы с вами знаем, что клички животных, название планет, стран, городов, рек – пишутся с большой буквы.

А знаете ли вы, свою фамилию, своё имя и своё отчество?

Дети называют свои фамилии, имена, отчества

Стих про маму. В мире нет её роднее, справедливей и добрее. Я скажу, друзья вам прямо - лучше всех на свете……( мама)

- А знаете ли вы Ф.И.О. своих мам, своих близких ?  (Слайд 8)

ВЫВОД – имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы

X. (Слайд 9)

Зрительная гимнастика

Долго тянется урок

Много вы писали.

Не поможет тут звонок

Раз глаза устали.

Упражнение «Горизонт»

        Чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта слева направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

Упражнение «Лодочка»

        Чертим лодочку.

На счёт 1,2,3,4 –дуга книзу, глаза повторяют движение.

На счёт 5,6,7,8 – движение наоборот (справа – налево)

Упражнение «Радуга»

На счёт 1,2,3,4 –дуга  кверху, глаза повторяют движение.

На счёт 5,6,7,8 – движение наоборот ( в другую сторону)

Упражнение «Солнышко»

На счёт 1,2,3,4 – чертим солнышко, глаза повторяют движение.

На счёт 5,6,7,8 – движение наоборот

 

XI. Самостоятельная работа (в конвертах) (Слайд 10)

Выложить название города и название улицы

Например: город Орёл

улица Парковая и т.д.

Проверка самостоятельной работы (Слайд10…)

ВЫВОД – название городов и улиц пишутся с большой буквы

МОЛОДЦЫ!

XII.Домашнее задание

Стр.118, упр.18

- адрес дома, где ты живёшь

- адрес школы, в которой ты учишься (улица Энергетиков -2, д.22)

- имя, отчество и фамилию мамы

XIII. Итог урока (Слайд 11)

- Сегодня на уроке

Я узнал …

Мы  поняли…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

(Слайд 12) -Молодцы

XIV.Выставление оценок

(Слайд 13) Спасибо за внимание!

Физкультминутка

Мы ребята потрудились

На уроке мы учились.

Не пора ли нам размяться

И немного посмеяться?

Превратимся в зайчиков!

Приседайте, мальчики,

Приседайте, девочки.

Девочки – припевочки.

Потрясём теперь руками,

Наши пальчики устали,

И наклоны нам полезны –

Физкультуре будем верны.

Мы немножко отдохнули

Очень глубоко вздохнули,

Косточки свои размяли

И учиться снова стали.

Пальчиковая гимнастика

К Кате гости прибежали (бежим пальчиками по столу)

Все друг другу руки жали

Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательный пальчики)

Здравствуй Жанна, (большой и средний)

Рад Серёжа, (большой и безымянный)

Рада Снежана (большой и мизинец).

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже всем на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки.

Словарная работа

Загадки (на картинках):

1.   Непоседа пёстрая,

      птица длиннохвостая,

      птица говорливая,

      самая болтливая.

      Верещунья белобока,

       а зовут её …   (Сорока)

2.   Чик – чирик!

      К зёрнышкам прыг!

      Клюй не робей!

      Кто это? …(Воробей)

3.  Проживает во дворе,

    В личном доме – конуре.

    И на всех, кого не знает,

   То рычит она, то лает.  (Собака)

4.   Маленький, беленький,

      По лесочку прыг – прыг!

      По снежочку тык – тык!    (Заяц)

5.  Угадать её легко,

     Чтобы было молоко,

      В поле щиплет травку снова

      Кто мычит скажите?     (Корова)

6.   Кар – кар – кар!

      Кар – кар – кар!

      Вот и весь репертуар.

      Оглашает крону клёна

      Своим пением …     (Ворона)

Стих про маму. В мире нет её роднее, справедливей и добрее. Я скажу, друзья вам прямо - лучше всех на свете……( мама)

Зрительная гимнастика

Долго тянется урок

Много вы писали.

Не поможет тут звонок

Раз глаза устАЛИ.

Загадки по сказкам

  1. Летает, но не самолёт,

 с пропеллером, но не вертолёт,

 сладкое любит, но не медведь,

 любит на люстре он посидеть. ( Карлсон)

  1.  Появилась девочка в чашечке цветка,

 И была та девочка чуть больше ноготка.

 В ореховой скорлупке та девочка спала,

 И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)

  1. В одной весёлой книжке

Живёт смешной мальчишка.

Он многого не знает,

Учиться не желает. ( Незнайка)

4. Лечит маленьких детей,

Лечит маленьких зверей.

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор...

(Айболит)

5.С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган

Попадает вместо школы

В полотняный балаган

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся тот мальчишка? ( Буратино)

6. Я с бала королевского

Однажды убегала

И туфельку хрустальную

Случайно потеряла. ( Золушка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку по письму и развитию речи по теме "Правописание имен собственных" 4 класс

Данную методическую разработку и презентацию можно использовать на уроке письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида при прохождении раздела программы "Слово" . На сл...

Открытый урок по письму и развитию речи

Открытый урок по письму и развитию речи...

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования по теме «Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Урок по письму и развитию речи в 3 классе  разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы  под редакцией  В....

Открытый урок по письму и развитию речи по программе 8 вида. Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корнеслова.

Тип урока: классический.Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корнеслова,           развивать умение рас...

Разработка открытого урока по письму и развитию речи в 7классе

Разработка открытого урока по письму и развитию речи в 7классе...

Открытый урок по письму и развитию речи в 4 классе VIII вид "Предложение"

Конспект уркоа в 4 классе по письму и развитию речи. Предложение....

Открытый урок по письму и развитию речи на тему "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?"

Открытый урок по русскому языку для учащихся с нарушением интеллекта...