открытый урок по русскому языку в 3 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гриценко Наталия Николаевна

Предварительный просмотр:

 3 класс

 Тема урока. Собственные и нарицательные имена существительные.

Цели.

Формирование предметных универсальных учебных действий:

- обобщение и систематизация знаний учащихся об имени существительном, как о главной части речи; закрепление таких понятия, как число существительных, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные существительные.

Формирование личностных универсальных учебных действий:

- расширение познавательного интереса детей в области лингвистики, воспитание бережливого и гуманного отношения к природе; воспитание чувства взаимовыручки, сопереживания, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях,

Формирование метапредметных универсальных учебных действий:

- умения работать в парах, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

Оборудование и учебные материалы: ПК, учебник русского языка для 3 класса.

Ход урока

  1. Организационный момент

            Прозвенел уже звонок,
           Начинаем мы  урок.
           Быть должны у нас в порядке
          Ручки, книжки и тетрадки.

Вы готовы? (ДА)

  1. Введение в тему урока и постановка целей.

Откройте свои тетради и запишите число (Двадцать первое января)

Чистописание: Слайд 2

Для минутки каллиграфии я выбрала высказывание писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Велик и могуч русский язык». Эту цитату можно использовать на любом уроке русского языка или литературного чтения.  И чем больше вы будете изучать русский язык, чем больше вы прочтёте новых книг, тем больше вы будете в этом убеждаться.

- Великое количество слов в нашем языке – сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. Что такое морфология?

Морфология-это наука, которая занимается изучением частей речи. И сегодня мы побываем в гостях у Морфологии. Слайд 3

- Подаст, к примеру, команду Морфология: “Части речи, становись!” И вмиг все слова построятся в чёткие колонны.   А первым будет стоять старичок.

Есть один седой старик, 
Превращаться он привык 
В шляпу, в бабушку, в котлеты, 
В тапочки, в слона, в конфеты, 
Словом, в разные предметы.

Какой же старичок правит первым войском в армии Морфологии? (Имя существительное)

Слайд 4

- Верно.

- А какие ещё части речи управляют другими войсками в армии Морфологии? Давайте назовём сначала самостоятельные части речи. (Глагол, прилагательное, местоимение, числительное, наречие)

- А теперь назовём служебные части речи: предлог, союз, частица, междометие.

- Как утверждает Морфология, Имя Существительное – это каждое второе слово в нашей речи. Поэтому её армия такая большая.

Мы сегодня продолжим знакомство с войском имени существительного. А помогут нам в этом, наш верный друг учебник и те знания, которые мы получили на уроках русского языка.

3. Определение имени существительного.

- но для начала нам надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечает имя существительное, и что оно обозначает?

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? И обозначает предмет?)

“Я – Имя существительное, 
Очень удивительное. 
На вопросы кто? И что? 
Отвечать всегда должно!”.

- Пароль отгадан, и мы можем начать наше путешествие.

  1. Работа со словарными словами. 

Слайд 5

      Посмотрите, нас пришли встречать слова.

 Прочитайте их: жИвотные, сАмолёт, мЕдведь, овОщи, лесТница, челОвек, РоССия, обЕзьяна, МОсква, путЕшествовать.

- Что это за слова? (Cловарные)

- Нет ли лишних? (Путешествовать)

- Почему оно лишнее? (Это глагол, он отвечает на вопрос что делать?)

- Можем ли мы превратить его в имя существительное с помощью подбора родственного слова? (Путешествие)

- Запишите теперь эти слова, вставляя пропущенные буквы. (у доски работает ученик)

- Проверьте правильность написания слов. Слайд 6

- Какие правила встретились в данных словах? (ЖИ, непроверяемая гласная в корне, безударная гласная в корне, удвоенная согласная, разделительный мягкий знак, большая буква, непроизносимый согласный)

- А на какие 2 группы вы бы могли разделить эти слова? (одушевлённые и неодушевлённые)

- Как определить, какое это существительное? (Задать вопрос)

- Запишите у себя над словами, какое оно: одушевлённое или неодушевлённое. (Од. Н.)

Проверим. Назовите одушевлённые сущ. Что они называют? (Животных и людей)

Назовите неодушевлённые сущ. Что они называют? (Предметы, растения, явления природы, чувства, географические названия)

5. Усвоение новых знаний и способов действий.  

Идём дальше. Наш старичок предлагает нам провести игру

 «Подбери пару по аналогии». (работа в парах, задание на карточках)

Париж-Франция, Москва-…(Россия)

марсиане –Марс, земляне-…(Земля)

«Утёс»-Лермонтов, «Прыжок»-…(Толстой)

страна-город, дом-…(квартира)

(при проверке на доске появляются правильные ответы) слайд 7

-Ребята, а вы мне можете сказать почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой? (Собственные и нарицательные сущ.)

-Так какая цель нашего урока? (Сегодня мы должны закрепить и углубить  знания о собственных и нарицательных именах существительных)

 -Имена существительные Париж, Франция, Москва, Россия, Марс, Земля…называются именами собственными. Слайд 8

 Это слово пришло к нам из старославянского языка и обозначает оно личное (только моё). Имена собственные называют такие предметы, которые единичны. Какие у вас собственные имена? (Юля, Алёша, Саша…)

-Да, у человека –это имя. У города, реки, улицы - это название. У животных –это клички.

-Послушайте какое замечательное стихотворение о большой букве написал  Е.Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им бить и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!

-Но есть ещё нарицательные имена существительные. Слайд 8

 Это слово пришло в нашу речь тоже из старославянского языка и обозначает оно нарицать, т.е. говорить, называть. Нарицательные имена сущ. называют предметы, которые не являются единичными

-Как вы думаете, как пишутся такие слова? (со строчной маленькой буквы).

-Какой сделаем вывод? (Собственные имена пишутся с большой буквы, нарицательные пишутся с маленькой буквы)

6. Физкультминутка. Слайд 9-12

7. Закрепление полученных знаний.

Работа с учебником.

-А сейчас давайте поработаем с нашим верным помощником –учебником. Открываем с 15. (Работа с правилом)

Закрепление полученных знаний.

Упр. № 23 с.16. (два ученика работают у доски)

Собственные                     нарицательные

(выписываю в два столбика предложенные слова)

Проверка выполненного задания.

-А сейчас я попрошу вас вернуться к заданию на карточках. Вы обратили внимание что некоторые имена собственные написаны в кавычках? А кто знает почему?  Давайте прочитаем правило на с.16

-Выполним следующее задание нашего мудрого старичка.  Найдите и соедините автора с его произведением.

Стихотворение « Берёза»              С.Т. Аксаков (Сергей Тимофеевич)

Басня « Стрекоза и Муравей»       Л.Н. Толстой

Рассказ « Акула»                               С.А. Есенин

Сказка « Аленький цветочек»        И.А. Крылов

- Имя существительное даёт нам новое задание. Мы должны прочитать это деформированное предложение.  Слайд 13 

Преподобныйсергийблагословляеткнязядмитриядонскогонакуликовскуюбитву.

-Что не так с этим предложением? (все слова написаны слитно)

-Мы сможем правильно   прочитать и написать это предложение? (да)

-Перед тем как это предложение написать, я хочу у вас спросить …Вы знаете о ком здесь идет речь?

Слайд 14

Преподобный Сергий Радонежский благословил обоих монахов перед Куликовской битвой: «И дал он им вместо оружия тленного нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочённых возлагать его на себя».

Битва на Куликовом поле должна была стать и стала решающим столкновением Руси с Ордой, властвовавшей над русскими землями почти полтора столетия. Великий поход на ордынцев был освящён духовным авторитетом «игумена земли русской» – преподобного Сергия. Именно к нему в Троицкую обитель отправился великий князь Дмитрий Иванович накануне сражения с Мамаем. Сергий Радонежский не только благословил князя на битву, но и предрёк победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – в Дмитрия Донского.

Зримым образом божественного заступничества должно было стать присутствие в московском войске троицких иноков-воинов – Пересвета и Осляби, отправленных в поход Сергием. Известие об их участии внесло дополнительное спокойствие в русское войско. Ещё большее успокоение внесла битва Пересвета с Челубеем. Это был ритуальный «поединок богатырей», результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предрекавшее исход всей битвы.

Проверка написанного. Слайд 15

11. Итог урока. Рефлексия.

-По какой стране мы сегодня с вами путешествовали?

Старичок спрашивает:

Что вы можете обо мне рассказать?

Что я обозначаю и на какие вопросы отвечаю?

Каким я бываю?

 -Что нового сегодня узнали на уроке?

-Что запомнилось больше всего?

Выставление оценок.  Д/З. с.15-16 учить правила, с 15 упр. 22. Слайд 16

Париж-Франция, Москва -  _____________________

марсиане –Марс, земляне- _____________________

«Утёс»-Лермонтов, «Прыжок»- _________________

страна-город, дом- _______________________

Париж-Франция, Москва -  _____________________

марсиане –Марс, земляне- _____________________

«Утёс»-Лермонтов, «Прыжок»- _________________

страна-город, дом- _______________________

Париж-Франция, Москва -  _____________________

марсиане –Марс, земляне- _____________________

«Утёс»-Лермонтов, «Прыжок»- _________________

страна-город, дом- _______________________

Париж-Франция, Москва -  _____________________

марсиане –Марс, земляне- _____________________

«Утёс»-Лермонтов, «Прыжок»- _________________

страна-город, дом- _______________________

Париж-Франция, Москва -  _____________________

марсиане –Марс, земляне- _____________________

«Утёс»-Лермонтов, «Прыжок»- _________________

страна-город, дом- _______________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Собственные и нарицательные имена существительные Урок в 3 классе. Подготовила Гриценко Наталия Николаевна, учитель начальных классов СОШ «МБОУ №14» г. Сергиев Посад

Слайд 2

Велик и могуч русский язык.

Слайд 3

Морфология -это наука, которая занимается изучением частей речи

Слайд 4

Имя Существительное

Слайд 5

Ж… вотные , с… молёт , м… дведь , о в …щи , лес… ница , чел…век , Ро ….. ия , о б… зьяна , М… сква , пут…шествовать .

Слайд 6

Ж и вотные , с а молёт , м е дведь, ов о щи , лес т ница , чел о век , Ро сс ия , об е зьяна , М о сква , пут е шествие .

Слайд 7

Париж-Франция , Москва-Россия марсиане –Марс, земляне-Земля « Утёс»-Лермонтов, « Прыжок»-Толстой страна-город, дом-квартира

Слайд 8

Собственные имена существительные Нарицательные имена существительные

Слайд 9

Физкультминутка для глаз Снежинки

Слайд 13

Преподобныйсергийблагословляеткнязядмитриядонскогонакуликовскуюбитву.

Слайд 15

П реподобный С ергий благословляет князя Д митрия Д онского на К уликовскую битву .

Слайд 16

Что вы можете обо мне рассказать?

Слайд 17

Домашнее задание: с.15-16 правила ,с 15 упр. 22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного открытого урока по русскому языку в 4 классе. "Склонение имен существительных, вода в природе"

Данный интегрированный  урок позволяет обобщить знания учащихся по теме склонение имен существительных. На уроке совершенствуются умения  детей определять склонение у существительных в начал...

Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"

Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....

Открытый урок по русскому языку «Обобщение знаний о частях речи» (существительное, прилагательное, глагол)

В рамках введения ФГОС НОО предлагаю конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме  «Обобщение знаний о частях речи»...

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» }  Цель урока: 1. Проверять знания ...

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» }  Цель урока: 1. Проверять знания ...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...