Самостоятельная работа №3 по русскому языку (3 класс)
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Татьяна Николаевна Серёгина

Данная самостоятельная работа направлена на ликвидацию трудностей, возникших при выполнении диагностической работы по теме. В тетради для самостоятельных работ вклеен оценочный лист по результатам диагностической работы. При выборе заданий самостоятельной работы ориентируйтесь на оценочный лист. Все карточки выполнять не надо!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota_no3.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 3: Грамматические особенности окончаний слов, называющих предметы и признаки

Данная самостоятельная работа направлена на ликвидацию трудностей, возникших при выполнении диагностической работы по теме. В тетради для самостоятельных работ вклеен оценочный лист по результатам диагностической работы. При выборе заданий самостоятельной работы ориентируйтесь на оценочный лист. Все карточки выполнять не надо.

Презентация – 14 декабря!

Умения

№ карточек

Выделять в слове основы и окончания

1, 2, 10, 11, 17, 24, 32, 33, 34

Отличать родственные слова от изменений одного слова

13, 14, 15, 16, 18, 19, 29, 30, 31

Определять род и число слов, называющих предметы и признаки

4, 9, 21, 22, 24

Изменять слово по падежу. Определять падеж слов в высказывании.  

3, 5, 6, 7, 2, 8, 14, 15, 16, 18, 19

Определять работу (Р,Ч,П) слов-названий предметов и признаков

12, 17, 26, 25, 27, 28

3.3 – 1 (2)

Ребята по-разному поняли записку, которую передал Коле его иностранный друг. Она была написана на ломаном русском языке:

 

Таня: Я приду к тебе рано утром.

Даша: Приходи ко мне рано утром.

Антон: Я приходил к тебе рано утром.

Объясни, почему так получилось. Объяснение запиши.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3 – 2 (2) Определите падеж выделенного слова:

  1. Засеять поле ______, выехать в поле ______, гулять в поле _______
  2. Поднялся с постели _____, лежит в постели _____, подойти к постели _____
  3. Погостить у товарищей ______, верить в товарищей ______
  4. Расти в саду ______, гулять по саду ______
  5. Записывать слова ______, говорить словами _______
  6. Уплыть в море _______, шумит море ______, плавать по морям _______
  7. Не спать всю ночь ______, южная ночь _______
  8. Поесть с аппетитом ______
  9. Читать по слогам ______

Какую ошибку можно допустить, определяя падеж слов первой строки?

_____________________________________________________________________

Как ее избежать? ______________________________________________________

3.3 – 3 (1)

Раскрой скобки, поставив слова в нужный падеж. Определи падеж.

Я люблю русскую (природа).

__________________________________

3.3 – 4 (1)

Определите, в каком столбике: а), б), в) и г) – указание на род соответствует роду данных слов:

        а)        б)        в)        г)

рожь                                                        ж.               м.        м.       ж.

компьютер                                              ср.        ср.       м.       м.

картофель                                      ж.         м.        ж.       м.

мышь                                                       ж.         м.        м.       ж.

3.3 – 5 (1)

Определите, в каком столбике: а), б), в) и г) – указание на падеж соответствует падежу данных слов:

        а)        б)        в)        г)

на улице                                                   Д.       П.        Р.        В.

ночью                                                       П.       Т.         П.       Т.

по дороге                                       Р.        Д.        П.       Д.

в окне                                                       Р.        П.        Т.       Д.

3.3 – 6 (1)

В каком падеже стоит подчёркнутое слово?

Дочь попросила привезти ей аленький цветочек.

  1. родительном
  2. винительном
  3. именительном
  4. творительном

3.3 – 7 (1)

В каком высказывании выделенное слово стоит в Винительном падеже?:

      🖵 Ребята построили снежную крепость.

🖵  Бегут минуты и часы.

🖵  С утра сижу я на реке.

🖵  Мальчики стали догонять мяч.

3.3 – 8 (2)

Обведи только падежные вопросы:

Кем? Зачем? Кто? Куда? Кого? О ком? Где? Кому? Почему? Какой? Когда? Чем?

О чём? Сколько? Что? Чего? Чему? Кто здесь?

3.3 – 9 (1)

Соедини стрелками слова и род:        

                                                          голубь

Мужского рода        озеро

        пастбище

        урожай

Женского рода        кастрюля

        герой

        ягода

Среднего рода        солома

        богатство

        больница

3.3 – 10 (2)

Ученик выделял окончания в словах. Проверь, правильно ли он рассуждал.

Сестра – сёстры

ГолоденØ – голодна

Вдруг – не изменяется

Весенний (день) – весеннего (дня)

Пальто – пальта

Если в записи есть ошибки, исправь их.

Как ты думаешь, почему ученик допустил их? Напиши об этом.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3 – 11(1)

Определи, в каком ряду у всех слов одно и то же окончание:

  • плодов, основ, ковров;
  • городов, столов, коров;
  • гусей, дней, тюленей;
  • гостей, батарей, богатырей.

Докажи, что задание у тебя выполнено правильно.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3 – 12(2)

Прочитай басню Л.Н. Толстого.

Лев и мышка

      Лев спал. По нему пробежала мышка. Лев проснулся и поймал её. Мышка просила отпустить её и обещала отплатить добром. Лев засмеялся и отпустил мышку.

     Однажды льва поймали охотники и привязали к дереву. Мышка услышала рёв льва, прибежала и перегрызла верёвку.

     Так мышь спасла льва и выполнила обещание.

Выпиши из текста пары слов, называющие предметы, которые подходят к такой схеме:

🗆   (р,ч,п)  

=        =      _________________________________________________________

🗆   (р,ч,п)

3.3 – 13(2)

Прочитай отрывок из книги В. Медведева «Фантазии Баранкина». В этой книге рассказывается о необыкновенных приключениях школьников Юры и Кости. А началось всё с того, что друзья попали в мир птиц и насекомых.

     В кустах громко чирикали воробьи. Над клумбой порхали бабочки. Мы с Костей сидели на скамейке. По ней бегали чёрненькие муравьи. Один муравей даже залез мне на колено и грелся на солнышке.

     Я с завистью глядел на воробьёв. Вот у кого каждый день воскресенье!

Найди в тексте слова-названия птиц и насекомых. На какой вопрос они отвечают? Посчитай, сколько их. Выясни, нет ли среди них изменений одних и тех же слов. Выпиши эти слова и укажи, по какому значению они изменены.

3.3 – 14(2)

Ты, конечно же, знаешь, как добрая фея превратила Золушку в прекрасную принцессу. А с чего фея начала? Тебе напомнит об этом отрывок из сказки.

     Фея разрезала тыкву и вынула из неё всю мякоть. Потом она прикоснулась к жёлтой корке тыквы волшебной палочкой. Пустая тыква сразу превратилась в позолоченную карету.                                                                           (По Ш. Перро)

Найди в отрывке слово, которое повторяется. Поставь к нему вопросы от других слов в высказывании. Выпиши его вместе с этими словами. В скобках запиши вопросы.

Объясни, почему у слова, которое повторяется, разные окончания. На что они указывают? Как называется такое изменение?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3 – 15(2)

Тебе знакома сказка «Волшебник Изумрудного города»? Помнишь ее героев? Прочитай о том, как девочка Элли познакомилась со Страшилой.

     На длинном шесте торчало соломенное чучело – отгонять птиц. Голова чучела была сделана  из мешочка, набитого соломой. Глаза и рот – нарисованы. На чучеле был поношенный голубой кафтан. На голове старая. Потёртая шляпа. Чучело выглядело забавным и добродушным.                                                        (По А. Волкову)

Посчитай, сколько раз повторяется в тексте слово чучело. А сколько раз изменилось? Почему? _____________________________________________________

Докажи, что в последнем высказывании слово чучело стоит в том же падеже, что и в первом.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3.3 – 16(2)

А теперь прочитай разговор Элли со Страшилой.

      - Моё самое заветное желание – получить мозги. Очень неприятно, когда голова у тебя набита соломой.

     - Откуда же ты узнал, что у тебя в голове солома, а у людей – мозги?

     - Это мне сказала одна ворона, когда я с ней ссорился.

Найди и выпиши изменения слов. Определи, по каким значениям они изменились, т.е. их работу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3 – 17(2)

Прочитай загадки.

  1. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать.
  2. Без рук, без топорёнка построена избёнка.
  3. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
  4. Кто на себе свой дом возит?

Найди в загадках слова с нулевым окончанием. Определи, одно это окончание или три разных (сравни их работы).

3.3 – 18(2)

Прочитай отрывок из русской народной сказки. Вспомни ее название.

   Половина ночи прошла. Ивану-царевичу чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. На яблоню села жар-птица и клюёт золотые яблоки.

   Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела. Осталось у него в руке одно перо от хвоста.

Определи, в каком падеже стоят выделенные слова. __________________________

Найди в тексте другие изменения одного и того же слова по падежу.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3.3 – 19(2)

Прочитай пословицу.

Без друга – сирота, с другом – семьянин.

Выпиши изменения одного слова друг под другом, докажи, что падежи у них разные. Падежи обозначь с помощью вопросов.

_____________________________________________________________________

3.3 – 20(2)

Прочитай стихотворение.

Лес совсем уж стал сквозистый,

Редки в нем листы.

Скоро будет снег пушистый

Падать с высоты.

На коньках начнём кататься

Мы на толком льду.

Будет смех наш раздаваться

В парке на пруду.  (К. Бальмонт)

Ребята заметили, что к одному и тому же слову можно поставить разные вопросы: будет падать (Откуда?) и (С чего?) – с высоты. Какой же из них надписать?

Помоги ребятам ответить на этот вопрос.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3 – 21(2)

Прочитай текст. Вместо слов в скобках вставляй подходящие по смыслу слова. Выбери их из слов для справки.

     По двору гуляет (она) со своими малышами. Вдруг летит (он) и хватает (его). В это время возвращается домой она. Громко кричит и бросает в (него) камнями. (Он) пугается, выпускает (его) и летит прочь. А перепуганный (он) возвращается к (ней).

Слова для справки: ястреб, сестра, мама, курица, утёнок, коршун, утка, цыпленок.

Теперь ответь на вопрос: почему вместо слова она ты написал одно из слов сестра, мама, курица, утка. А вместо слова он – утёнок, цыплёнок, ястреб, коршун. Почему нужно писать именно так? В чём тут дело?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3 – 22(1)

Распредели слова в три группы по родам:

Лото, кровать, электричка, футбол, диван, метро, кресло, троллейбус, автобус, хоккей, трамвай, герой, компьютер, лестница, чувство, квартира, окно, отец, погода, облако.

3.3 – 23(2)

Авт_м_биль, в_сток, завтр_к, ов_щ, п_сок, праз?ник, пш_ница, р_стение, уж_н, обл_ко.

Выпиши сначала слова мужского, затем женского и, наконец, среднего рода. Как ты будешь определять род каждого слова? Объясни. __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем ты руководствовался, заполняя пропуски в словах? _____________________________________________________________________

3.3 – 24(2)

Вы знаете, что у слов-предметов мужского рода окончание чаще всего нулевое: братØ, пеналØ, комарØ.   У слов женского рода – окончание -а(я): парта, земля, туча, или нулевое: лошадьØ; среднего – -о(е): окно, поле.

Определи род следующих слов по их окончанию.

Лестница, конь, молоко, магазин, орех, море, морковь, ракета, рисунок, прадедушка.

В каких словах все-таки пришлось применять способ с подстановкой слов он, она, оно?

3.3 – 25(1)

Прочитай, что вспоминает о своем детстве знаменитый кукольник Сергей Образцов.

Все наше детство мы прожили в Сокольниках, возле самого парка. Мы знали его наизусть. Знали все его тропинки, все пруды. Знали каждую аллею, каждую сосну. Наблюдали жизнь птиц, рыб, животных. Какое это было наслаждение!

Найди в тексте слова в форме единственного числа, женского рода, Винительного падежа. Выпиши их и выдели окончания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3 – 26(2)

Ты, конечно же, знаешь сказку «Стойкий оловянный солдатик» и ее автора. Прочитай отрывок и замени слова в скобках так, чтобы текст получился связным.

- Ах, (оловянный) солдатики!

Это закричал маленький мальчик. Ему подарили (оловянный) солдатиков в день его рождения. Все они были совершенно одинаковы, кроме одного. Этот (оловянный) солдатик  был с одной ногой. Но он стоял на своей одной ноге так же твердо, как другие на двух.                                                                                       (По Г.-Х. Андерсену)

В каком высказывании менять слово не пришлось? Почему же в других высказываниях то же слово изменилось? Какие слова заставили его изменяться?

Слова-«командиры» обозначь сверху крестиками.  

3.3 – 27(1)

Прочитай о жизни обитателей леса.

      Строил чёрный ворон гнездо. Таскал палки и шерсть. Прилетела ворониха. Стала высиживать яйца. Вывелись воронята, подросли и улетели. Опустело воронье гнездо.

     Пришла белка и всю мягкую подстилку из гнезда перетаскала в дупло. А палки пошвыряла на землю.

Найди в тексте слова-названия признаков. Определи работу их окончаний (Р,Ч,П).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3 – 28(1)

Прочитай слова.

 малина                                    жареный

горох                                        спелый

зерно                                        зелёный

картофель                              белый

фасоль                                     сладкий

Что называют слова в первом столбике? Что во втором?

Найди для слов в первом столбике пару среди слов во втором столбике. Пары запиши.

Какие слова пришлось изменять? Какое грамматическое значение у них изменилось (Р, Ч или П)? Почему?  ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3 – 29(1)

К данным словам придумайте несколько однокоренных слов и несколько изменений, например: лес (леса, в лесу, лесом; лесник, лесок, перелесье)

        Знакомый

        Лёд

3.3 – 30(1)

В какой группе подобраны однокоренные слова к слову рыбка, а в какой – изменения этого слова? Докажи.

Рыбка, рыбина, рыбешка, рыбалка,                    Рыбка, рыбку, рыбке, рыбкой, рыбки,  

рыболов, рыбный, рыбий                                    рыбками, о рыбках  

_________________________________        ________________________________

_____________________________________________________________________

3.3 – 31(1)

В какой группе подобраны однокоренные слова, а в какой – изменения одного слова? Докажи. *Вычеркни лишнее слово в каждой группе!

Строитель, стройка, построить,                        Красивый, красивая, красивые, красота,

строение, выстроить, застройщик,                     красивых, красивыми, красивое, красивые

строителя

               

 ________________________________        _________________________________

_____________________________________________________________________

3.3 – 32(1)

Выдели в словах основу и окончание. В каких словах ты ничего не выделил? Почему?

Хрустит под ногами сухой снежок,

Ещё не светает, ещё не пригрело.

Ещё не восход,

Но от тысячи ног

На улицах словно бы потеплело.

                                                  (А. Яшин)

_____________________________________________________________________

3.3 – 33(2)

Федора определяла окончание в слове зайчик. Она рассуждала так: «Зайчик, изменяем слово – заяц. Сравниваем слова. То, что изменилось – и есть окончание. В одном слове окончание –йчик, в другом – яц. Вот и всё! Записываем в тетрадь:

Зайчик – заяц».

Оцени работу ученицы. При необходимости, объясни девочке правильный способ действия.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3 – 34(1)

Укажи слова, в которых правильно выделены окончания:

🖵пушистый     🖵крылечко     🖵окноØ      🖵зеленьØ      🖵красивØ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Разделительный мягкий знак"(практический материал)

Этот материал позволяет освоить учащимися тему разделительный мягкий знак,место его в словахи развить орфографическую зоркость...

Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Парные звонкие и глухие согласные"(практический материал)

Этот материал позволяет усвоить ученикам правило написания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.Эти упражнения способствуют развитию речи и обогащению словарного запаса учащих...

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках русского языка

Этот материал рассказывает как выработать навыки самостоятельной работы на уроках русского языка...

ИТОГОВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ, ПРОВЕРОЧНЫЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ, РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1, 2, 3, 4 КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В документе содержатся материалы контрольных работ по математике и русскому языку для учеников начальной школы (1,2,3 и 4 класс), каждая работа разбита на различные уровни сложности специально для реб...

Самостоятельная работа №1 по русскому языку для 3 класса

Самостоятельная работа №1 направлена на ликвидацию трудностей, возникших при выполнении заданий стартовой работы. Выбор заданий происходит согласно оценке (см. оценочный лист стартовой работы). Если п...

Самостоятельная работа №2 по русскому языку для 3 класса

Самостоятельная работа № 2 направлена на ликвидацию трудностей, возникших при выполнении заданий проверочной работы № 1, а также на новые формируемые умения в рамках раздела «Как устроено слово?...

Самостоятельная работа №1 по русскому языку (1 класс)

Дорогие ребята! Эта работа поможет вам научиться писать письменные буквы русской азбуки. Потренируйтесь в их написании. Старайтесь писать правильно и аккуратно.      Не забудь...