Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Заглавная буква в написании кличек животных»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Урок по русскому языку для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. 

Цель урока: Закреплять умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно

Задачи:

1) образовательные: сформировать представление детей о том, что собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.  Формировать умение применять на практике правила написания кличек животных

2) коррекционно-развивающие: развитие умения делать  выводы и обобщения, умения устанавливать причинно-следственные связи, развитие связной устной  речи, обогащение активного словаря, развитие памяти, внимания, мышления на основе игр и игровых технологий.

3) воспитательные:  способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету,  умения адекватно оценивать результат своей работы. Воспитывать любовь к животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету «Русский язык» 2 в  класс

Тема урока: «Заглавная буква в написании кличек животных»

Оборудование и инвентарь: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русский язык» и рабочая тетрадь, карточки для проверки изученного, отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино»

 у учащихся – шарики для Су-джок терапии,  цветные маркеры, учебник «Русский язык»

Фамилия, имя, отчество учителя: Чеснова Светлана Владимировна

Тип урока Комбинированный  (одинаковое соотношение образовательных, воспитательных и коррекционных  задач)

Технологии урока: игровые технологии, использование ИКТ, здоровьесберегающая технология.

Методы обучения: словесный, демонстрационный, практический.

Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа

Межпредметные связи: чтение, окружающий мир, развитие речи

Место проведения:  каб.№  3

Время проведения: 40 минут

ЦЕЛЬ:  Закреплять умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно

Задачи:

1) образовательные: сформировать представление детей о том, что собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.  Формировать умение применять на практике правила написания кличек животных

2) коррекционно-развивающие: развитие умения делать  выводы и обобщения, умения устанавливать причинно-следственные связи, развитие связной устной  речи, обогащение активного словаря, развитие памяти, внимания, мышления на основе игр и игровых технологий.

3) воспитательные:  способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету,  умения адекватно оценивать результат своей работы. Воспитывать любовь к животным.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

  Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности).

  Познавательные УУД – формировать умение анализировать, умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное; формировать умение подбора имён существительных в каждую группу.

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие умения объективно оценивать результат собственной деятельности.

             Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных; распознавать собственные имена существительные; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; писать имена собственные с заглавной буквы.

Организационная структура урока

Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Используемые методы, формы, приемы

I.Организационный этап Мотивация. (2 минуты)

Цели:  мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки 

     - Ребята, улыбнитесь мне и нашим гостям, подарите улыбку друг другу. Я надеюсь, что вы сохраните такое же настроение до конца нашего урока. Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям . А девизом нашего урока сегодня возьмем слова

НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД.  (слайд 2)

- Открываем тетради,  пишем число, классная работа (слайд 3)

Поприветствуют  учителя, гостей  и друг друга. Настраиваются  на работу

Индивидуальная, фронтальная

II. Чистописание

Цель: развитие мелкой моторики

(3 минуты)

(слайд 4)

Прежде чем начать прописывать чистописание, давайте подготовим наши пальчики…

Пальчиковая гимнастика с шариками для Су-джок терапии

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире? (перекатывание мяча между ладошками)

 Раз, два, три, четыре, пять!

Всех могу пересчитать: (постучать по пальчикам)

Папа, мама, брат, сестра,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-  (поочередное поглаживание всех десяти пальцев)

Вот и вся моя семья!

Какое имя собственное упоминалось в тексте?

С какого звука  начинается это слово?

Что вы можете сказать об этом звуке?

Запишем красиво букву и сочетания букв

(дополнительно у детей на столах образцы)  (слайд 5)

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e3f/0015a596-ef800a4c/img14.jpg

Выполняют пальчиковую гимнастику

Характеризуют звук, прописывают образец в тетради

Фронтальная

III. Орфографическая минутка. Словарная работа

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению правописания словарных слов

(4  минуты )

(Слайд 6)

Ребята, давайте вспомним правописание словарных слов. Енот Крош просит вас приготовить подарок для своего друга. Вы будете называть пропущенную букву в слове. Если назовете верно, то подарок енота будет раскрашиваться. А вы записываете это словарное слово в свою тетрадь, выделяя орфограммы. (Дети по очереди выходят к доске, записывают слова, выделяют орфограммы)

Тренажёр-раскраска     (Приложение № 1)

Отвечают на вопросы учителя, записывают слова в тетрадь. Называют правило.

Оценивают  правильность выполнения заданий.

Фронтальная

IV.Проверка ДЗ

(3  минуты )

(Слайд 7)

Что мы изучали на прошлых уроках? Что вы должны были сделать дома?

Запишите с красной строки ваши ФИО. Выделите орфограмму.

Я пройду и посмотрю, как вы подготовились…

(1 ученик, тот, кто активнее всех работал на орфографической минутке, работает за компьютером с тренажером «Имена собственные»)

Скажите, кто выполнил работу без ошибок?

 С 1 ошибкой?

Кому еще нужно потренироваться?

Вспомним правило правописания имен собственных

Записывают свои ФИО. Вспоминают правило правописания имен собственных

Индивидуальная

Фронтальная

V этап. Актуализация знаний. Подведение к теме урока

Цель:  актуализировать  знания, формулирование темы урока.

(5 минут)

 (слайд 8) 

Ребята, посмотрите, вчера вечером в школу, на имя нашего класса  пришло письмо. Его  прислала   девочка Оля  из нашего города, тоже ученица 2 класса.  Давайте прочитаем его.

«Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста! Читая книгу, я увидела, что  слово шарик написано с  маленькой буквы, а потом     встретила слово Шарик, написанное с большой буквы. Могло ли так быть?»

 Как вы думаете,  может ли так быть?

Скажите, о чем мы сегодня будем говорить?

Попробуйте определить тему нашего урока. «Заглавная буква в  написании кличек животных».

(слайд 9)

В письме еще что-то написано…

«,,, Дорогие ребята, пожалуйста, помогите мне выполнить упражнения, которые задали в школе… Боюсь, что мне одной не справиться…»

Поможем?

Диалог с учителем.

Участвуют  в обсуждении проблемных вопросов, формулируют  собственное мнение и аргументируют его .

Фронтальная

VI.Самоопределение к деятельности .

Цель: активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока.

(5 минут)

Раз сегодня мы продолжаем говорить об именах собственных,  то послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!

- Но, оказывается, имена есть не только у людей, они есть и у животных, только их мы называем кличками…

 - Какую цель вы сегодня для себя поставите на уроке?

(Научиться писать  большую букву в именах собственных, кличках животных)

Дети читают наизусть стихотворение

Осуществляют взаимный контроль и оказывают  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

.

Фронтальная

VII.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.  Работа с учебником

(6 минут)

Цель - организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала.

(слайд 10)

Посмотрите на экран. Прочитайте правило.

- Как пишутся клички животных?

- Отройте учебники на с. 58. Прочитайте информацию внизу страницы

- Давайте поможем Оле выполнить еще одно задание…  (слайд 11)

Прочитайте задание к упр.99,  выполним это упражнение.

- Как называется сказка К. Чуковского?

-Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?

- Как пишутся названия животных? А их клички?

-1 вариант выписывает   имена людей, а 2 вариант - названия животных и их клички. Выделить орфограмму.

- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища.

(слайд 12)

Работают с информацией, в учебнике и представленной на экране.

Отвечают на вопросы учителя

Взаимопроверка. Оценивают  правильность выполнения заданий

Фронтальная

Индивидуальная

Самостоятельная работа

VIII.Физминутка (2 минуты)

Цель - реализация двигательной активности.

 (слайд 13)

А теперь давайте поиграем. Игра называется «Карлики и великаны». Если я называю имя собственное, то вы встаете на цыпочки и поднимаете руки вверх, а если имя нарицательное - приседаете.

 Оля тоже предлагает вам поиграть в игру  «Найди пару».

- Сейчас проверим, как вы знаете героев сказок. По классу на карточках развешаны слова, соберите пары   и к каждому имени нарицательному, подберите имя собственное

лиса

Алиса

ослик

Иа

поросёнок

Пятачок

царь

Салтан

доктор

Айболит

сестрица

Алёнушка

курочка

Ряба

крокодил

Гена

(собирают пары у доски)

Выполняют движения  в соответствии с инструкцией.

Читают слова, составляют словосочетания

Фронтальная

IX.Этап применения изученного материала.

(5 минут)

Цель - применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели, включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире.

- Ребята, сейчас мы с вами посмотрим отрывок из одного мультфильма, а  Оля просит вас подсказать, что это за мультфильм

 («Трое из Простоквашино»)     (Приложение 2)

- А кто мне напомнит, какие герои там были?

(кот Матроскин, пёс Шарик, корова Мурка, бычок Гаврюша)

- А сейчас вам предстоит поработать в парах. Вам нужно записать в карточки клички животных из мультфильма,  выделяя все орфограммы. Договоритесь, как вы будете работать, кто будет ответственнымhttp://images.myshared.ru/6/603039/slide_5.jpg

(слайд 14)

А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили задание?

(слайд 15)

Работают в парах. Договариваются с товарищем о совместном выполнении заданий.

Оценивают  правильность выполнения заданий

Проверяют сои работы с опорой на слайд

Индивидуальная.

Самостоятельная работа.

Фронтальная

X.Обобщение и систематизация

(3 минуты)

Цель - систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.

 Поработаем самостоятельно. Работа с карточками. (слайд 16)

- Подберите  к слову в геометрической фигуре пару – имя собственное. Заключите  его в такую же геометрическую фигуру.

Подпишите карточку, применяя правило правописания имен собственных.

(Если позволяет время, то записывают словосочетания в тетрадь)

                        

        

Сызрань        Мурзик          Иван                    Россия

Закрепляют полученные знания на практике. Записывают словосочетания в тетрадь.

Индивидуальная.

Самостоятельная работа.

XI. Подведение итога урока

(2 минуты)

Цель - систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме

(слайд 17)

Прочитайте стихотворение, выделите  клички животных цветным маркером.

Я учу котёнка.

 Мой котёнок – черноушка.

 Назову его – Чернушка.

 Мой котёнок – рыжеспинка.

 Назову его – Рыжинка.

 Белый хвостик как кудряшка.

 Назову его – Беляшка.

 Мой котёнок отзывается,

 Мой котёнок так старается,

 Имя учит – и мяучит!

Какие слова выделили?  Как написаны клички? (слайд 18)

* Часто ребята  придумывают своим товарищам различные обидные клички, переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко   оскорбляют человеческое достоинство.

*  Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными. Как нужно называть людей? (только по именам, а взрослых по имени и отчеству)

Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его

Фронтальная

XII.  Рефлексия учебной деятельности. (2 минуты)

Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

(слайд 19)

Ребята, а теперь оцените свою работу на уроке.

Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

hello_html_31df7f8.pngЧемодан – Знания, полученные на уроке, пригодятся в дальнейшем…

.

hello_html_m2a699da4.jpg         Мясорубка – Информацию, полученную на уроке, нужно переработать…

hello_html_m3f5eb3bb.png          Корзина – Знания, полученные на уроке, не пригодятся…

.

(Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Прикрепите смайлик к выбранному рисунку)

- Тема нашего урока достаточно важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться.

Какую оценку вы поставите себе за урок?

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его

Дети самостоятельно делают выводы

Самооценка работы на уроке

Фронтальная

XIII. Домашнее задание (предусматривает элементы выбора, творчества) (2 минуты)

Цель: закрепление изученного

(слайд 20)

Ребята, мне очень понравилась ваша работа. В этих конвертах  вы найдете домашнее задание, которое должны сделать. У каждого по три карточки с зеленым, синим и красным кружочком.

На карточке с красным кругом - легкое задание, с синим – потруднее. На карточке с зеленым кругом – задание, над которым придется подумать.

   Каждый  по своему желанию выберет себе карточку, с которой сможете справиться самостоятельно, без помощи взрослых.

Красная  карточка (низкий уровень)

Выберите  кличку для каждого животного. Запишите словосочетания в тетрадь. Выделите орфограмму.

Тузик                  

Крикун

Зорька

Копатыч

Мурка

Каркуша

медведь

ворона

петух

кошка

корова

щенок

Синяя карточка (оптимальный уровень).

Выберите  кличку для каждого животного. Запишите словосочетания в тетрадь. Выделите орфограмму. Составьте с любым словосочетанием предложение, запишите, выделите грамматическую основу.

Ослик  - ____________________

Медведь - _________________

Собака - ____________________

Котёнок - ___________________

Корова -                                          .

Конь   -                                          

Зелёная карточка (высокий уровень).

Образуйте от слов клички. Запишите их в тетрадь. Составьте с любым словом предложение, запишите, выделите грамматическую основу.

Смелость - ______________________

друг  -  _________________________

мурлыкать -  ____________________

шар –    ____________________

гордость - ____________________

ворон -      ____________________

Оля благодарит вас за помощь. Она говорит вам большое спасибо, и дарит  небольшие подарки…  Посмотрите внимательно и выберите то угощение, с которого начинается ваше имя.

Выбирают карточку.

Записывают домашнее задание

Фронтальная Индивидуальная

 

        

Сызрань                                  Мурзик                            Иван                                     Россия

        

Сызрань                                   Мурзик                         Иван                                       Россия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

аз уз оз ез ез

Слайд 3

аз уз оз ез ез

Слайд 4

Фокина Л. П. Тренажёр-раскраска Словарные слова. Часть 4 - копия.pptx

Слайд 6

«Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста…Читая книгу, я увидела, что слово шарик написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Шарик, написанное с большой буквы. Могло ли так быть?»

Слайд 9

Учебник с. 58. упр.99

Слайд 10

1 вариант А йболит, Т аня, В аня, П ента, моряк Р обинзон, Т янитолкай. 2 вариант Свинка Х рю- Х рю, обезьянка Ч ичи, утка К ика, попугай К арудо, сова Б умба, собака А вва.

Слайд 12

Прочитайте текст и вставьте пропущенные клички животных. В деревне Простоквашино жили кот и пёс . У кота была любимая корова . Она давала молоко и сметану. Скоро у коровы родился бычок . Пёс и бычок целыми днями бегали по лужайке.

Слайд 13

В деревне Простоквашино жили кот Матроскин и пёс Шарик. У кота была любимая корова Мурка. Она давала молоко и сметану. Скоро у коровы родился бычок Гаврюша Пёс Шарик и бычок Гаврюша целыми днями бегали по лужайке.

Слайд 15

Я учу котёнка . Мой котёнок – черноушка. Назову его – Чернушка. Мой котёнок – рыжеспинка. Назову его – Рыжинка. Белый хвостик как кудряшка. Назову его – Беляшка. Мой котёнок отзывается, Мой котёнок так старается, Имя учит – и мяучит! Прочитай. Найди клички животных, выдели их цветным маркером

Слайд 16

Я учу котёнка . Мой котёнок – черноушка. Назову его – Чернушка. Мой котёнок – рыжеспинка. Назову его – Рыжинка. Белый хвостик как кудряшка. Назову его – Беляшка . Мой котёнок отзывается, Мой котёнок так старается, Имя учит – и мяучит!

Слайд 17

Знания, полученные на уроке, пригодятся в дальнейшем… Информацию, полученную на уроке, нужно переработать… Знания, полученные на уроке, не пригодятся…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ребята! Я приготовил подарок для своего друга, но не докраскрасил . Помогите мне в этом. Вставляйте нужные буквы и картинка постепенно раскрасится. Старт

Слайд 2

ст _ кан а о и е я

Слайд 3

с _ рока а о и е я

Слайд 4

т _ релка а о и е я

Слайд 5

уч _ ник а о и е я

Слайд 6

щ _ вель а о и е я

Слайд 7

_ зык а о и е я

Слайд 8

Ура! Мой подарок готов. Спасибо за помощь. ВЫХОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел « Слово», второй урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в написании кличек животных.

Проблемный урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных»   использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми нов...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Заглавная буква в собственных именах существительных"

Тема: «Заглавная буква в собственных именах существительных».Основные цели:1.     Тренировать навык написания собственных имен существительных с заглавной буквы.2....

Открытый урок по русскому языку.1 класс."Большая буква в именах,отчествах и фамилиях".

Открытый урок по русскому языку 1 классТема урока "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях."...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Заглавная буква в словах"

Открытый урок по русскому языку в 1 классе по теме: "Заглавная буква в словах"...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Заглавная буква в словах"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области  Методическая разработка урока по русскому языку 1 классТема: Заглавная буква в словах. Цель: по...

Конспект урока по русскому языку 2 класс.«Заглавная буква в именах собственных».

Данный урок нестандартный потому что, на уроке применена технология проблемного обучения.Проблема:  В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие слова пишутся с заглавной буквы...

технологическая карта урока по русскому языку 1 класс "Заглавная буква в словах"

Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс "Заглавная буква в словах"...