Самостоятельная работа №4 по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Татьяна Николаевна Серёгина

Дорогой третьеклассник! Ты знаешь, какие трудности возникли у тебя по данной теме. ВЫБЕРИ для выполнения соответствующие карточки и выполни их так, чтобы ты мог ликвидировать проблемы в диагностической работе №3. Желаю тебе успеха! Также, ты можешь выполнить просто понравившиеся тебе задания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорогой друг! Тебе предлагается самостоятельная работа №4, направленная на ликвидацию трудностей, возникших при выполнении проверочной работы №3, а также на изучение нового материала в рамках темы: «Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы и признаки».

       3.4 – 1 (1)

                                                    уровень сложности

                                         

класс                                номер карточки

                 номер сам. раб.

Выбор заданий происходит согласно оценке (см. оценочный лист проверочной работы №3). Если по какому-то умению стоит знак «+», то задания можно не выполнять.

Внимание! Карточки вырезаются и вклеиваются в тетрадь для самостоятельных работ. Помни о том, что необходимо зачеркнуть (обвести в кружок) то задание, которое ты выполнил.

Презентация состоится 24 февраля 2022 года.

Умения

1 уровень

2 уровень

1. Определять склонение слов, называющих предметы

2, 26, 29

25

2. Определять работу окончаний слов, называющих предметы и признаки

12, 19

18

3. Орфограмма «Шип. + Ь»

3, 15, 26, 24

4, 5, 16, 20, 21, 27

4. Способ проверки ОСП в окончаниях слов, называющих предметы и признаки

1, 9, 13

6, 7, 8, 10, 11, 14, 17, 22, 23, 28

5. Списывать текст по алгоритму

30, 31

32, 33

3.4–1(1) Проверь орфограммы, записывая проверочное слово в скобках. Выдели ту часть слова, в которой содержится орфограмма.

В (___________) солнечн_е (___________) утр_ (___________) вх_жу в лес.

(___________) (З,С)дра?ствуйте, ёлочки! Как (___________) пож_ваете?

И они (___________) отв_чают по-своему, что все (___________) бл_гополучно.

По М. Пришвину

3.4–2(1) Сгруппируй слова по трем склонениям. В отдельную группу помести разносклоняемые слова:

село, стол, имя, река, степь, беда, бельё, пламя, враг, дыра, ведро, утюг, цепь, время, плот, стекло, рожь, вода, знамя, игра

3.4–3(1) Определи роль буквы Ь в словах:

декабрь, дежуришь, оладьи, морковь, жилье, спишь, январь, туннель, речь, пальто, молодежь, простудишься, попрыгунья, дочь, понедельник, бельё, мышь, вьюга, брошь, пустошь

Ь –

показатель мягкости согласного

Ь разделительный знак

Ь –

показатель 3-го склонения

Ь –

показатель слов, называющих действия

3.4–4(2) Гном Пишинетак приготовил ребятам предложения для списывания.

  1. Из-за тучь выглянул солнечный лучь.
  2. Туристы шли мимо дачь.
  3. Гном Пишинетак оказывает помощ ученикам.
  4. Колосится спелая рож.
  5. Ты аккуратно пишеш в тетради.
  6. Книги и учебники надо береч.
  7. Хорошь был солнечный день.

Можно ли доверять гному-«грамотею»? На какую орфограмму допущены ошибки? Составь для гнома схему помощник и исправь ошибки.

3.4–5(2) Приготовь для своего соседа по парте небольшой словарный диктант с орфограммой «шипящий + Ь» на конце русских слов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4–6(2) Выбери слова с ударными окончаниями:

гулять в рощ_, жить в сел_, любоваться рек_й, находиться в дорог_, путешествовать пароход_м, ухаживать за слон_м, купаться в мор_, гордиться школ_й, отдыхать на юг_, проснуться утр_м, встретиться вечер_м, испугаться дождик_, пить коф_, писать в тетрад_, записывать в тетрадк_

Поставь эти слова в начальную форму (Им.п., ед.ч.) и запиши в разные столбики. Слова с безударными окончаниями запиши под теми словами, которые их проверяют. Вставь буквы на месте пропусков.

3.4–7(2) Подбери как можно больше слов, которые проверяют орфограмму в окончаниях таких слов:

(скакать) на лошад_ ________________________________

(лететь) самолет_м ________________________________

(ехать) машин_й ___________________________________

(вспахать) пол_ ___________________________________

3.4–8(2) Подбери как можно больше слов, которые можно проверить с помощью таких слов:

река – нет (кого? чего?) тропинк_, ___________________

__________________________________________________

стол – доволен (кем? чем?) урок_м, ___________________

___________________________________________________

село – думаю (о ком? о чем?) солнц_, __________________

__________________________________________________

степь – дам (кому? чему?) лошад_, ____________________

__________________________________________________

3.4–9(1) Проверь орфограммы в окончаниях слов. Проверочное слово пиши перед словом, которое будешь проверять.

пролетать над (__________) город_м, идти по (__________) улиц_, суп с (__________) картофел_м, цветок на (__________) подоконник_, играть на (__________) компьютер_, доволен (__________) квартир_й, салат из (__________) морков_, куст (__________) сирен_, работать в (__________) огород_, подниматься по (__________) лестниц_, купить в (__________) магазин_, любоваться (__________) картин_й

3.4–10(2) Коля проверял пропущенные орфограммы в такой русской пословице:

Не ищи шишки на дуб_, жёлуди на ёлк_.

Мальчик рассуждал так: «Орфограммы в окончаниях слов-предметов проверяю по сильной позиции: на дуб_, на ёлк_      на окне   пишу и там, и там букву Е».

А как думаешь ты? Какие шаги пропустил мальчик? Запиши свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4–11(2) Прочитай. Выбери для каждого предложения подходящее слово-признак из слов для справки. Не забудь изменить их форму и проверить окончания.

  1. После дождя трава стала ______________________.
  2. У бьющего фонтана воздух был _________________.
  3. В глубине леса чувствовалась прохлада, пахло __________ землёй.

Слова для справки: сырой, мокрый, влажный. Докажи, что слова для справки – синонимы.

3.4–12(1) Выдели окончания в словах. Отметь пары слов, у которых одно и то же окончание (по фонемному составу, работе, склонению):

🖵  в папке – в пенале

🖵  на травке – на земле

🖵  стол – полка

🖵  (нет) лошадки – (нет) лошади

🖵  шкаф - стеллаж

🖵  (есть) куклы – (нет) куклы

3.4–13(1) Выбери из слов в скобках проверочное. Обведи его.

на палуб_ – (на корабле, на земле, на цепи);

в город_ – (в селе, в столе, в стене);

за гараж_м – (за домом, за столом, за пером)

3.4–14(2) Определи, правильно ли ученик проверил орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях. Неправильные проверки вычеркни.

играть на лужайке (на стене), шёл к пристани (к степи), густым (злым) туманом (столом), орфограмма в корне (в селе), о холодном (сухом) утре (вечере)

Найди проверки для тех орфограмм, которые ученик проверил неправильно.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4–15(1) Вставь, где нужно, пропущенный Ь.

смаж_, страж_, брош_, толоч_, обруч_, мимо дач_, с плеч_, леч_, овощ_, фальш_, из-за туч_, мелоч_, съеш_, лож_, береч_

3.4–16(2) Запиши в три колонки следующие слова:

калач?, могуч?, (нет) задач?, рощ?, (ты) читаеш?, вскач?, нож?, горяч?, товарищ?

Пишу Ь, так как могу объяснить

Не пишу Ь, так как могу объяснить

Не могу объяснить, нужен ли Ь

3.4–17(2) Определи, правильно ли ученик подобрал проверочные слова для пропущенных орфограмм в окончаниях слов. Отметь правильную проверку:

🖵 из вишн_ – из степи: из вишни;

🖵 на лошадк_ – на осле: на лошадке;

🖵 идти пол_м – селом: полем.

Исправь ошибки:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4–18(2) Запиши слова в два столбика. В первый записывай слова, выделенные орфограммы в которых можешь объяснить, во второй – те, где этого сделать не можешь:

вечернЯя заря, жить в РоссиИ, звезды на небЕ, смотрИт за дорогОй, в глубокОм озЕрЕ, путешествовать пАроходОм, у синеГо озерА, краснЫй арбуЗ, ковырять пальцЕм, гулять с отцОм

3.4–19(1) Отметь строку, где записаны слова с одним и тем же (!) окончанием:

🖵 (много) туч   – (солнечный) луч  ;

🖵 (играть) с конём – (доволен) товарищем;

🖵 (нет) горячего пирога – (увидел) большого медведя.

3.4–20(2) Ученик рассуждал так: если в словах ночь, дочь пишется мягкий знак, значит, он пишется и в словах ночька, дочька.

Прав ли этот ученик? Как можно это доказать?

3.4–21(2) Напишите рассказ на тему «Рыбалка», используя слова:

утро, дождь, плащ, луч солнца, речная тишь, камыш, лещ, ёрш, мелочь, улов

Не забудь пропускать неизвестные орфограммы в тексте.

3.4–22(2) Объясни написание орфограмм:

  1. Хорош калач, пока горяч.
  2. Среди чащ и рощ растут плющ и хвощ.
  3. Мой веселый, звонкий мяч, ты куда несешься вскачь?
  4. Дремлет чуткий камыш.
  5. Тишь – безлюдье вокруг.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________

3.4–23(2) Найди слова с одним набором падежных окончаний. Запиши их в отдельные группы.

на столе, на стене, на окне, на цепи, с груши, в степи, в селе, утюги

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4–24(1) Выпиши из словосочетаний слова, называющие предметы, поставив их в Им. п. Объедини их в группы по наборам окончаний. Если возникнут сомнения в их написании, обратись к орфографическому словарю.

тёмной ночью, в русской печи, звонкого мяча, в шалаше из камыша, рисовать гуашью, просить о помощи, выступление силача, прийти к финишу, выехать из гаража, дождаться ночи

1____________________________________________________2____________________________________________________3____________________________________________________4____________________________________________________

3.4–25(2) Прочитай.

Много ролей у буквы Ь. Никаких звуков она не обозначает, однако безработной ее не назовешь. У Ь в русском письме три дела. Первая и основная его работа – обозначать мягкость согласных. По совместительству выполняет Ь и другую работу – сохраняет в буквах Я, Ю, Е, Ё звук [й’].

Но этого ему показалось мало. Взялся он и за третью работу – грамматическую.

Найди в тексте слова, в которых мягкий знак работает по-разному. В каком из слов он выполняет грамматическую работу?

Как ты думаешь, приносит ли «грамматический Ь» пользу языку? Можно ли без него различить слова, называющие предметы мужского и женского рода? А отличить слова, называющие действия от других слов? Откуда же взялся мягкий знак после шипящих? Напиши об этом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4–26(1) Проверь пропущенные орфограммы и запиши сочетания слов без пропусков. Проверочные слова подписывай сверху.

на  ярк_м  солнц_ – под  ярк_м  солнц_м

в  последн_й  электричк_ – за  последн_м  поезд_м

3.4–27(2) Ученики выполняли домашнее задание: выписывали из стихотворений С.Я. Маршака строки, где в окончаниях слов, называющих предметы и признаки, есть орфограммы слабых позиций.

Антон записал такие строки:

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

Он доказал, почему в окончаниях слов, называющих предметы, пишется буква Е: «В самом стихотворении есть проверочные слова – на стене́, на окне́. Бери любое из них и подставляй вместо слов с орфограммами в окончании. Никогда не ошибешься!»

Можно ли согласиться с рассуждениями мальчика? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.4–28(2) Аня решила записать песенку Ю. Мориц. Гном Пишинетак помогал ей в этом. Вот что у них вышло:

По рощи калиновой,  _________________________

По рощи малиновой __________________________

На иминины к щинку __________________________

В шляпи малиновай __________________________

Шол ёжик резинавый _________________________

С дырочкой в правом баку. ____________________

Найди в тексте слова, которые девочка написала под диктовку Пишинетака. Исправь их цветным карандашом.

3.4 – 29(1) Прочитай пословицы. Над словами, называющими предметы, укажи тип склонения.

Делу время – потехе час.

Сирень или береза, а всё дерево.

Каков ум, такова и реч(ь).

Золото и в грязи блестит.

Кошке игрушки, а мышке слёзки.

Бросиш(ь) семя в плохую землю – не жди плодов.

Хорош(ь) ёрш(ь) в ухе, а лещ(ь) в пироге.

На пути правды одно добро.

3.4 – 30(1) Спиши текст по алгоритму

Приход весны.

      В начале мая приехал я из Москвы на Белое море. Я наблюдал за ходом весны прямо из окна домика. Перед моим окном был палисадник. Там росли молоденькие берёзки. Через их тонкие ветки мне была видна просторная гладь Белого моря. Оно уже очистилось ото льда. Огромные стаи гусей и уток неслись над водой. Птица летела с юга ночами. Море серебрилось и блестело.

3.4 – 31(1) Спиши текст по алгоритму

Снег.

       С неба падали снежинки на крыши домов. Наступала зима. Вода в лужах замёрзла. Лёд хрустел под ногами. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.

3.4 – 32(2) Спишите, поставьте точку в конце каждого предложения. Новое предложение пишите с большой буквы.

Вставьте пропущенные буквы.

В лесу.

       Весь ден… мы шли с…сновыми лесами мес…ность была нам незнакома ноги тонули в сухом коричневом мху жара измучила нас мы свернули с тр…пинки и шли по полянке пахло гар…ю мы не разводили костра от первой спички ле… мог вспыхнуть под вечер мы вышли на бере… озера ночь осторожно надвигалась на лес глухой синевой на небе бл…стели первые звезды утки с т…жёлым свистом летели на ночлег.

3.4 – 33(2) Спишите, поставьте точку в конце каждого предложения. Новое предложение пишите с большой буквы.

Вставьте пропущенные буквы.

Зимой в лесу.

      Наступает раннее зимнее утро мя…ко хрустит под н…гами сне… веточки берёз украшены пушистым инеем ц…почка следов вьётся по лесной опушке по самому краю полянки пробежал зайка в…сёлая стайка птиц прон…слась над опушкой леса она разм…стилась на верхушке старого дерева с его ветвей свалилась снежная ша…ка она легла на старый пень хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Разделительный мягкий знак"(практический материал)

Этот материал позволяет освоить учащимися тему разделительный мягкий знак,место его в словахи развить орфографическую зоркость...

Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Парные звонкие и глухие согласные"(практический материал)

Этот материал позволяет усвоить ученикам правило написания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.Эти упражнения способствуют развитию речи и обогащению словарного запаса учащих...

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках русского языка

Этот материал рассказывает как выработать навыки самостоятельной работы на уроках русского языка...

ИТОГОВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ, ПРОВЕРОЧНЫЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ, РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1, 2, 3, 4 КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В документе содержатся материалы контрольных работ по математике и русскому языку для учеников начальной школы (1,2,3 и 4 класс), каждая работа разбита на различные уровни сложности специально для реб...

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Самостоятельная работа на уроках русского языка...

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Самостоятельная работа на уроках русского языка...

Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроках русского языка

В статье раскрывается технология использования дифференцированной самостоятельной работы на уроках русского языка, методика составления дифференцированных заданий,  виды дифференцированной  ...