Особенности преподавания русского языка в национальной школе с этнокультурным хакасским компонентом обучения
статья по русскому языку

Ивандаева Надежда Алексеевна

Поликультурная среда Катановской школы (более 90% - хакасы, 5% - русские, 2% - немцы, 2% - представители других национальностей) в обучении русскому языку в начальных классах способствует эффективному обогащению словаря младших школьников лексикой с национальной спецификой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности преподавания русского языка в национальной школе с этнокультурным хакасским компонентом обучения

Н.А. Ивандаева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катановская СОШ Аскизского района Республики Хакасия

Ключевые слова и словосочетания: русский язык в национальной школе

В начальных классах Катановской СОШ в соответствии с ООП НОО наряду с русским языком изучаются учебные предметы «Хакасский язык» и «Литературное чтение на хакасском языке». Свои особенности присутствуют при преподавании всех названных учебных предметов.

В настоящее время существует потребность в формировании поликультурной компетенции обучающихся начальной школы, в воспитании у них интереса к культуре не только родного (хакасского) народа, но и  к культурам других народов страны и мира.

В национальной начальной школе в процессе обучения русскому языку учителя используют специально образом разработанный дидактический материал и разные комплексы упражнений, которые способствуют эффективному развитию языковой способности обучающихся начальной школы, а также формированию национальной языковой картины мира, представлений о ценности языка и культуры своего народа и народов мира, воспитанию национального самосознания.

В школе с этнокультурным хакасским компонентом образования учителя начальных классов на уроках русского языка учителя набирают различный языковой дидактический материал этнокультурной тематики (лексический минимум и тексты). Учителя начальной школы, анализируя учебно-методический комплекс по русскому языку, учитывают методы современной педагогики и возрастной психологии, потому что невозможно реализовать этнокультурный компонент обучения русскому языку без дополнений в содержании и средствах обучения.

Методика обучения русскому языку в начальных классах Катановской школы содержит не только этнокультурный хакасский компонент, но также предполагает изучение лексики и сведений об истории, быте, традициях и культуре других народов страны и мира.

Поликультурная среда Катановской школы (более 90% - хакасы, 5% - русские, 2% - немцы, 2% - представители других национальностей) в обучении русскому языку в начальных классах способствует эффективному обогащению словаря младших школьников лексикой с национальной спецификой.

Так, на уроках русского языка, решая грамматические задания, младшие школьники изучают хакасский детский фольклор, колыбельные песни, прибаутки, потешки, словесные игры и др. В этом также помогают небольшие прозаические и поэтические произведения на хакасском языке, в том числе сочинения детей и подростков, опубликованные на детских страничках республиканской газеты «Хабар» в номерах разных лет.

Например, стихотворение Н. Доможакова «Юный охотник»:

«По следам косули

Лыжи едут сами.

Мчит Каскар по склону

Прямо к ёлкам сизым.

Хиусом морозным

Потянуло снизу.

Видит – среди ёлок,

В гущине их хвойной,

Бурая косуля

Кормится спокойно».

Задание: «Спиши текст. Определи падеж каждого имени существительного. Подчеркни предлоги, обозначь окончания имён существительных».

Содержание таких тематических произведений воспитывает в младших школьниках чувства патриотизма и толерантности к другим народам. Иногда перед младшими школьниками учителя ставят несколько грамматических заданий: нахождение однородных членов предложения, письмо по памяти и др. Учителя, включая в процесс обучения русскому языку тексты этнокультурной тематики, обогащают и делают разнообразнее стандартные уроки. Такие тексты вызывают интерес к русскому языку, а это, в свою очередь, способствует повышению общей грамотности учащихся. Данные тексты, особенно с нравственно-этическим содержанием, формируют патриотические чувства у детей младшего школьного возраста.

Поликультурная и этнокультурная направленность уроков русского языка продолжаются и во внеурочной деятельности, включающей проведение хакасских национальных календарных и семейных праздников с привлечением родителей.

Работа в процессе обучения русскому языку младших школьников по созданию поликультурной среды – это один из подходов к изучению русского языка в национальной начальной школе (усиливается поликультурная составляющая), один из путей приобщения обучающихся начальных классов посредством слова к ценностям национальной культуры.

Литература

  1. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.
  2. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного языка». – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания иностранного языка в начальной школе/

Материал предназначен для учителей иностранного языка, работающих в начальной школе....

" Новые подходы к преподаванию русского языка в начальной школе"

Новый подход к обучению русскому языку - попытка гуманизации обучения, преодоления формализма, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, поиск условий для раскрытия его творческого потенциал...

Особенности преподавания русского языка в начальной школе с применением информационных технологий

В статье обосновывается необходимость применения информационных технологий в процесс обучения младших школьников русскому языку. Информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференциров...

« Особенности преподавания английского языка в начальной школе. ( из опыта работы)»

При обучении младших школьников английскому языку от учителятребуется не только знание методики преподавания своего предмета, но и хорошее знание психологических особенностей обучающихся младшего школ...

«Особенности преподавания русского языка обучающимся с ТНР в соответствии с ФГОС»

В статье рассматриваются новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в соответствии  ФГОС. Даются рекомендации по подготовке к такому уроку, выделяя основные аспекты...

Особенности преподавания татарского языка в русскоязычной школе.

Происходящие в последние годы социально - политические изменения в стране привели к пробуждению национального самосознания народа. Оно прежде всего выразилось в требованиях создания национальных школ,...